Программа кружка Экология городского ландшафта
Муниципальное общеобразовательное учреждение
школа №6 имени Героя РФ Морева И.А.
городского округа города Кулебаки Нижегородской области
«УТВЕРЖДАЮ»
« __ » ______ 2015 г.
Директор МБОУ школа № 6
имени Героя РФ
Морева И.А.
_________________________ Степшина Л.Н.
ПРОГРАММА КРУЖКА
« Экология городского ландшафта»
для учащихся 10 класса
Автор программы: учитель географии I категории
МБОУ школа № 6
имени Героя РФ Морева И.А.
Рябова Е.Ф.
Пояснительная записка.
Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопасной среде - одно из важнейших прав человека. Поэтому во всем мире, и в первую очередь в экономически развитых странах, в последние два десятилетия так обострилось внимание к проблемам окружающей среды. Они приобрели экономическое, социальное и политическое звучание. Возросла роль экологии и в современной науке. Происходит экологизация общественных дисциплин: вопросами экологии начали заниматься экономисты, юристы, социологи, философы, историки, архитекторы. Проблемы экологического и природоохранного образования вызывают большой интерес у педагогов, стремящихся подготовить к вступлению во взрослую жизнь экологически грамотное поколение. В то же время многие природоведы и биологи, зная цену экологической безграмотности, повернулись лицом к обществоведению, педагогике и экономике.
Особое положение в экологизации науки и общественного сознания занимает экология человека, или антропоэкология. Экологию человека можно определить как науку о закономерностях взаимодействия человеческих общностей с окружающими их природными, социальными, производственными, бытовыми факторами, включая культуру, обычаи, религию и пр., с целью определить причины и направленность эколого-социально-демографических процессов. Какие же мотивы движут исследователями-экологами кроме удовлетворения собственной любознательности? Ответ на этот вопрос прост. Цель экологии человека (как, впрочем, и всей науки) - обеспечить общество (в широком смысле этого слова - от гражданина и общественных организаций до законодателей и руководителей всех рангов) информацией, необходимой для оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в человеческих общностях.
Курс «Экология города» предложен учащимся не случайно.
Современный город сосредоточие экономических, социальных, экологических проблем, и неудивительно, что интерес к нему как к объекту изучения постоянно возрастает. В настоящее время различные вопросы экологии городской среды включены в программу подготовки специалистов в некоторых технических вузах и университетах России, что соответствует уровню западных стран. Поэтому изучение основ экологии города в общеобразовательной школе через внеурочную деятельность имеет важное значение не только в плане развития общей экологической культуры, но и в плане подготовки к дальнейшему изучению данного научного направления при переходе к профильному обучению, так и обучению в колледжах, вузах.
Данная программа предполагает изучение города в различных аспектах: биологических, географических, гигиенических, эстетических, инженерно- технологических и основывается на самостоятельной поисково-исследовательской деятельности школьника (проектной деятельности), способствующей воспитанию инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края. Курс включает эколого-краеведческую деятельность, способствующую выявлению особенностей отношения природы, истории и культуры родного края.
Ученические исследования по экологии города сочетают в себе использование теоретических знаний и эксперимента, изучение литературы, подготовку докладов, статей, тематических конференций, круглых столов по проблемам экологии, требуют умения моделировать, строить план исследования, осуществлять эксперимент, иметь навыки экологического картографирования, построения схем, диаграмм.
Общие цели и задачи курса:
привлечь внимание учащихся к экологическим, экономико-политическим, нравственно – этическим и другим проблемам, существующим в городе;
раскрыть значение городской среды как фактора, обеспечивающего жизнь человека в городе и влияющего на его здоровье;
научить учащихся различать основные компоненты городской среды (воздух, вода, почва, растительность, архитектура) и описывать их действие на человека;
овладеть методами слежения и оценки состояния городской среды (урбоэкологического мониторинга), уметь применять эти методы на практике для выявления факторов, потенциально опасных для здоровья человека, оказывающих негативное воздействие на городскую флору, фауну, почву, атмосферу воздуха;
проводить урбоэкологический мониторинг конкретного участка городской среды обрабатывать и наглядно представлять полученные результаты;
осуществлять экспертную оценку мер, принимаемыми городскими властями для поддержания городской среды в благоприятном для жизни горожан состоянии и вырабатывать рекомендации по их улучшению;
научить учащихся работать с различными источниками информации: тезировать, реферировать, конспектировать, работать в Интернете, с периодическими изданиями;
овладеть навыками представления социально – значимой информации в виде листовок, щитов, плакатов и других видов агитации;
способствовать приобретению учащимися навыков проведения социометрических исследований;
содействовать социализации учащихся, выработке у них навыков коллективной мыслительной деятельности, работы в группах;
способствовать самоактуализации природных задатков учащихся, содействовать творческому развитию личности, формирование креативного и рефлексивного мышления, приобретению навыков публично выступать, аргументировать свою точку зрения ит.д.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
основные аспекты, определяющие условия жизни человека в городской среде;
особенности проживания в городской и сельской местности, положительные и отрицательные стороны проживания в городе;
влияние природных условий на расселение и занятия людей в городе;
экологические проблемы современного города: атмосферные выбросы, городские сточные воды, твердые и концентрированные отходы, энергопотребление и т.д.
проблемы безопасности городов, типы популяционного здоровья;
перспективы развития города, основные направления экологизации городов, поселков.
Учащиеся должны уметь:
выявлять экологические проблемы города;
оценивать условия жизни в городах, поселках, проводить мониторинги городской среды;
строить предположения о возможных причинах и последствиях явлений, выдвигать гипотезы и их обосновывать;
прогнозировать дальнейшие пути изменения городской среды в лучшую или худшую стороны, разрабатывать и находить конкретные меры по ее улучшению;
организовывать и проводить комплекс мероприятий по оздоровлению городской среды и горожан;
использовать полученные знания в своей реальной, общественной и практической деятельности;
осуществлять поиск информации, ее отбор, анализ и систематизацию, интеграцию новой информации с личным опытом; различение фактов и их интерпретаций в информационном потоке;
развивать творческие, исследовательские взаимосвязи с учащимися через моделирование индивидуальной и коллективной деятельности в полном ее цикле: анализ ситуации и выявление проблем, постановка целей и задач, направленных на их разрешение, планирование, практическая реализация, получение готового продукта, анализ результатов, рефлексия и самооценка.
№ п\п
Разделы и темы
Количество часов
Дата
Примечание
1
Введение
1
2.09
2 - 7
Раздел 1. Становление современного
ландшафта города.
5
2-3
Эколого - географическое положение города.
2
09.09
16.09
4
История формирования ландшафта города.
1
23.09
5
Этапы становления современного ландшафта города.
1
30.09
6-7
Природное и культурное наследие города.
2
07.10
14.10
7 - 10
Раздел 2. Научные и ценностные основы экологии городского ландшафта.
3
8
Экологическое ландшафтоведение: научное и ценностное представление.
1
21.10
9
Способы познания городских ландшафтов.
1
28.10
10
Эстетика ландшафта города.
1
11.11
11-20
Раздел 3. Природно- и ресурсно–экологическое изучение городских ландшафтов.
10
11
Природный комплекс города.
1
18.11
12-13
Литогенная основа как «консервативный», устойчивый компонент городского ландшафта и экологический фактор.
2
25.11
02.12
14-15
Климатические условия города, их экологическая оценка.
2
09.12
16.12
16
Внутренние воды – важнейший фактор городского ландшафта.
1
23.12
17-18
Почвенно-растительный покров как экологическое ядро городского ландшафта.
2
13.01
20.01
19
Животные в городе.
1
27.01
20
Проблемы создания экологического каркаса города.
1
03.02
21-25
Раздел 4. Эколого–ресурсный потенциал города и проблемы его использования.
5
21
Ресурсный потенциал города и особенности его использования.
1
10.02
22-23
Экологические проблемы города.
2
17.02
24.02
24-25
Экологические основы зонирования городских ландшафтов.
2
03.03
10.03
26-35
Раздел 5. Культурно–экологическое изучение городских ландшафтов.
10
26-27
Культура и городской ландшафт.
2
17.03
07.04
28-29
Городская экологическая политика в городском ландшафте.
2
14.04
21.04
30-31
Городской ландшафт и качество жизни.
2
28.04
05.05
32-33
Проблема формирования культурного городского ландшафта.
2
12.05
19.05
34
Окультуривание и особенности ухода за ближайшим окружением (на примере парка / водоема).
2
26.05
Информационные ресурсы программы.
Для учителя
Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы) // Журнал "Россия молодая", 1994.
Тетиор А.Н. Экосити / Экология и жизнь. 1996. -№1.
Филин В. А. Видеоэкология. М.: ТАССРеклама, 1997.
Экология и жизнь. М., 1997 (весналето).
Яницкий О.Н. Экологическая перспектива города. М.: Мысль, 1987.
Учебно-методические издания Алексеев СВ., Груздева Н.В. и др. Практикум по экологии: Учебное пособие / Под ред. С.В.Алексеева. - М.: АО МДС, 1996.
Л а п п о Г. М . География городов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
Самкова В.А., Прутченков А.С. Экология города // Мое Отечество. 1997. №1 3; 1998.-№1.
Федорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001г.
Для учащихся: словари и справочники
Вронский В.А. Экология: Словарь-справочник. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
Окружающая среда: Энциклопедический словарь-справочник. М.: Прогресс, 1993.
Экологический словарь / Авторы-составители: С. Делятицкий, И.Зайонтц, Л.Чертков и др. М.: Конкорд-Дтд, 1993.
Экология человека: Словарь-справочник /Под общ. ред. Н.А. Агаджаняна. М.: ММП "Эко-центр", издательская фирма "КРУК", 1997.
Учебники и учебные пособия
Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Т. 1. М.: Прогресс - Пангея, 1993.
Небел Б . Наука об окружающей среде: Как устроен мир. Т. 1-2. - М.: Мир, 1993-1994.
Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания. Кн.4. Здоровье и среда, в которой мы живем. М.: Мир, 1995.
Химия и общество: Пер. с англ. М.: Мир, 1995. Экология: Учебное пособие / Под общ. редакцией проф. С.А.Боголюбова. М.: Знание, 1997.
15