Рабочая программа по метрологии ,стандартизации и сертификации
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Самарский политехнический колледж»
Утверждаю
Директор
____________ К.В. Воякин
_____________20__г.
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
«профессиональный цикл»
основной профессиональной образовательной программы
по специальности 151031
Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования
(нефтегазовая отрасль)
Самара, 2015
ОДОБРЕНО
Предметной (цикловой) комиссией специальных
технических и химических дисциплин
Председатель ПЦК __________ И.А.Намычкина
Протокол № _________ ___________20_______ Составлена на основе федерального
государственного образовательного
стандарта СПО по специальности
151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования ( по отраслям)
Составитель: Хабибулина Ю.В., преподаватель ГБОУ СПО « Самарский политехнический колледж »
Эксперты:
Внутренняя экспертиза:
Техническая экспертиза: Бондарева Е.В.., методист ГБОУ СПО «Самарский политехнический колледж»
Содержательная экспертиза: Захарова О.В., преподаватель ГБОУ СПО « Самарский политехнический колледж»
Внешняя экспертиза:
Содержательная экспертиза: Сергеев С.А., директор «Волгасталь –комплект»
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 17 ноября 2009г. № 661.
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ то 27 августа 2009 года.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям),
в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ
№ Название разделов стр
1
2
3
4 Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Структура и содержание учебной дисциплины
Условия реализации учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 4
7
13
14
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТрология, стандартизация и сертификация
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 151031Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке техников и старших техников по специальности СПО; в дополнительном профессиональном образовании (в рамках повышения квалификации и переподготовки ) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования ( по отраслям).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Базовая часть
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;
- применять документацию систем качества;
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
- выполнять метрологическую поверку средств измерений;
- проводить испытания и контроль продукции;
- применять системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- документацию систем качества;
- единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;
- основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
- основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
- основы повышения качества продукции.
Вариативная часть
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;
оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
приводить несистемные величины измерений в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;
основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации и документации систем качества;
терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
формы подтверждения качества.
Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) и овладению профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 1.1. Руководить работами, связанными с применением грузоподъёмных механизмов, при монтаже и ремонте промышленного оборудования.
ПК 1.2. Проводить контроль работ по монтажу и ремонту промышленного оборудования с использованием контрольно- измерительных приборов.
ПК 1.3. Участвовать в пусконаладочных работах и испытаниях промышленного оборудования после ремонта и монтажа.
ПК 1.4. Выбирать методы восстановления деталей и участвовать в процессе их изготовления.
ПК 1.5. Составлять документацию для проведения работ по монтажу и ремонту промышленного оборудования;
ПК 2.1. Выбирать эксплуатационно-смазочные материалы при обслуживании оборудования.
ПК 2.2. Выбирать методы регулировки и наладки промышленного оборудования в зависимости от внешних факторов.
ПК 2.3. Участвовать в работах по устранению недостатков, выявленных в процессе эксплуатации промышленного оборудования.
ПК 2.4. Составлять документацию для проведения работ по эксплуатации промышленного оборудования.
ПК 3.1. Участвовать в планировании работы структурного подразделения.
ПК 3.2. Участвовать в организации работы структурного подразделения.
ПК 3.3. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.
ПК 3.4. Участвовать в анализе процесса и результатов работы подразделения, оценке экономической эффективности производственной деятельности.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК)
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося_142_часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __94__ часа;
- самостоятельной работы обучающегося _48_ часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
142
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
94
в том числе:
практические занятия
46
контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
48
в том числе:
выполнение домашних заданий
24
реферат
12
доклад
12
Итоговая аттестация в форме
экзамен
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Метрология. 40 Тема 1.1. Основные понятия, цели, задачи, законодательные и нормативные основы метрологии. Содержание учебного материала
2 2
Задачи стандартизации. Основные понятия, термины, определения. Нормативные документы по стандартизации и виды стандартов. Элементы международной и региональной стандартизации. Основы теории измерений. Качественные и количественные характеристики измеряемых величин. Международная система единиц (СИ). Погрешности измерений, методы выявления погрешностей. Лабораторные работы Не предусмотрено Практические занятия 1,2 4 Расчет погрешности измерений. Контрольные работы Не предусмотрено Самостоятельная работа 4 Составить классификационную таблицу видов шкал и их назначение. Определить систематическую, абсолютную, относительную погрешности согласно результатам измерений и построить гистограмму. Тема 1.2. Средства и методы измерений Содержание учебного материала
4 2
Классификация измерений и разновидность средств измерений. Нормируемые характеристики средств измерений, воспроизводимость основных единиц. Лабораторные работы. Не предусмотрено Практические занятия 3,4 4 Изучение методов и средств измерений. Штангенциркуль, микрометр. Контрольные работы Не предусмотрено Самостоятельная работа: 4
Выполнить описание метрологической характеристики измерительных инструментов. 2
Тема 1.3. Метрологические службы, обеспечивающие единство измерений. Проверка и калибровка средств измерений. Содержание учебного материала
6
Общие сведения о государственных метрологических службах РФ. Эталоны единиц физических величин, классификация эталонов. Права и ответственность государственных метрологических служб, юридических и физических лиц. Основные понятия и различия процедур поверки, калибровки и сертификации средств измерений. Лабораторные работы Не предусмотрено Практические занятия5,6 4 Правила выполнения процедур поверки, калибровки и сертификации средств измерений. Контрольные работы. Не предусмотрено Самостоятельная работа. 4 Раздел 2. Стандартизация 42
Тема 2.1. Основные понятия, цели, задачи, нормативные и законодательные основы стандартизации. Уровни стандартизации. ГСС РФ. Содержание учебного материала
18
2
Основные цели и задачи стандартизации. Основные понятия и определения. Основные требования Закона РФ « О техническом регулировании». Уровни стандартизации. Международная и региональная стандартизации. Международное сотрудничество в области стандартизации. Цели и задачи национального органа по стандартизации РФ. Структура и состав Государственной системы стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ). Стандарт. Виды стандартов. Основополагающие стандарты ГСС РФ. Общероссийские классификаторы технико-экономической информации (ОК ТЭИ), Лабораторные работы Не предусмотрено Самостоятельная работа 4 Контрольные работы. Не предусмотрено Тема 2.2. Взаимозаменяемость и точность размеров. Содержание учебного материала
10 Взаимозаменяемость, виды взаимозаменяемости, Основные понятия о допусках и посадках гладких цилиндрических соединений. 2
Допуски и посадки подшипниковых, резьбовых, шпоночных и шлицевых соединений. Гладкие калибры. Размерные цепи: основные понятия и расчет размерных цепей. Практические занятия 7,8,9,10 8
Расчет посадок подшипников. Определение посадок резьбовых соединений. Расчет размерных цепей. Построение графического изображения полей допусков заданного соединения Лабораторные работы Не предусмотрено Контрольные работы. Не предусмотрено Самостоятельная работа 4 Выполнить расчет посадки с натягом, с зазором, переходной посадки. Тема 2.3. Точность формы и взаимного расположения поверхностей. Шероховатость поверхности. Содержание учебного материала 12 2
Общие сведения о точности формы, взаимного расположения поверхностей. Отклонения формы и расположения поверхностей. Шероховатость и волнистость поверхностей. Методы контроля шероховатости поверхности. Практические занятия 11 2 Простановка обозначений шероховатости на чертежах. Самостоятельная работа 4 Обозначение допусков на чертежах. Лабораторные работы Не предусмотрено Контрольные работы. Не предусмотрено Раздел 3. Управление качеством. 28
Тема 3.1. Безопасность, качество продукции и услуг. Показатели качества продукции. Содержание учебного материала
4
2
Понятие о безопасности и качестве продукции. Классификация показателей качества продукции и услуг. Практические занятия 12,13 4 Показатели качества продукции. Лабораторные работы Не предусмотрено Самостоятельная работа 4 Контрольные работы. Не предусмотрено Тема 3.2. Международные и государственные стандарты на системы качества. Содержание учебного материала
8 2
Структура и состав международных стандартов семейства ИСО. Стандарты ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9004. 2.Национальные стандарты на системы менеджмента качества. Основные требования и рекомендации к производственному обеспечению качества продукции ( ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 9004). Государственные стандарты на системы качества. Практические занятия14,15
Изучение состава и структуры стандартов семейства ИСО 4 Лабораторные работы Не предусмотрено Самостоятельная работа 4 Контрольные работы. Не предусмотрено 2
Тема 3.3. Процессы контроля и испытаний продукции в системе организации качества. Содержание учебного материала
Классификация операций технического контроля и испытаний продукции. Основы организации систем технического контроля в организации. Статистический контроль качества. Практические занятия16,17
Виды контроля и испытаний качества. 4 Практические занятия 18,19
Статистический приемочный контроль
4 Лабораторные работы Не предусмотрено Самостоятельная работа 4 Контрольные работы. Не предусмотрено Раздел 4 Сертификация 32
Тема 4.1. Основные понятия сертификации. Законодательные и нормативные основы сертификации. ГОСТ Р. Содержание учебного материала
6 2
Роль, значение и законодательные основы сертификации в РФ. Обязательная и добровольная сертификации. Порядок и правила аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий в системе сертификации « ГОСТ Р». Выбор и назначение схемы сертификации продукции. Практические занятия20,21
1.Основные элементы схемы сертификации продукции в РФ. 4 Лабораторные работы Не предусмотрено Самостоятельная работа 8 Контрольные работы. Не предусмотрено Тема 4.2. Сертификация производств в системе качества. Содержание учебного материала
6 Требования к организациям, сертифицирующим производство или систему качества. 2
Порядок и методы полготовки производств к сертификации.
Общий порядок и правила проведения сертификации производств и систем качества.
Практические занятия22,23
Методы подготовки производств к сертификации. 4 Лабораторные работы Не предусмотрено Самостоятельная работа 8 Контрольные работы. Не предусмотрено Всего: 142 3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Метрологии, стандартизации и сертификации.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Метрология, стандартизация и сертификация»;
- комплект плакатов по разделу « Допуски и посадки».
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- цифровой проектор .
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории – не предусмотрено.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Анухин В.И. « Допуски и посадки» Спб.: Питер, 2008 г.
Канке А.А., Кошевая И.П. « Метрология, стандартизацмя и сертификация »- М.: Форум, 2009 г.
Палей М.А. « Допуски и посадки », справочник, в 2-х частях ( 9 издание, переработанное и дополненное ). – СПб.: Политехника,2009г.
Дополнительные источники:
Закон Российской Федерации « О техническом регулировании».
Закон Российской Федерации « Об Обеспечении единства измерений».
Козловский Н.С., Виноградов А.Н. « Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения»: Учебник для учащихся техникумов.- 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Машиностроение, 1982г.
Лифиц И.М. « Основы стандартизации, сертификации и метрологии». М.: Юнити, 1999 г.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения: - оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;
- применять документацию систем качества;
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов. Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Знания: - документацию систем качества;
Тестовые задания
- единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах; Опрос
- основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов; Тестовые задания
- основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
- основы повышения качества продукции. Тестовые задания