Классный час посвящённый дню Конституции


Классный час, посвящённый
Дню конституции
“Основной закон государства”
подготовила
Грушко Лариса Алексеевна
Цели мероприятия:
-Познакомиться с конституцией.
- Провести Викторину «Знаешь ли ты историю конституции?»
Задачи:
- расширить знания по Конституции России;
- формировать правовую культуру учащихся;
- воспитывать осознанное уважение и ценностное отношение к основному закону страны;
Оборудование:
Картинки, Гимн Российской Федерации
Конспект
Ход мероприятия
Учитель: 12 декабря 1993 года была принята действующая Конституция Российской Федерации.
В связи с этим 12 декабря объявлен Днем Конституции.
Сегодня мы проводим классный час, посвящённый Дню Конституции.
А сначала хотелось бы познакомить вас с определением.
«Конституция (от лат. Constitutio - устройство) - основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представителей органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан. Конституция – основа всего законодательства государства» - определение из Советского энциклопедического словаря.
А сейчас немного о символике Российского государства.
Символика Российского государства.
Герб:
Является символом достоинства любой нации. Истории Российского герба идет от оттиснутой в 1497г. красновойсковой печати великого князя московского Ивана III, который принял титул «государя Всея Руси». На лицевой стороне печати был изображен всадник, который колет змия – символ борьбы добра со злом, старинный герб Византии.
Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, поэтому он имел право использовать Византийский герб. Россия стала наследницей Византийской империи, павшей под натиском турок. Византию и Россию объединяла одна вера – православие. Двуглавый орел прижился на Руси, полюбился и утвердился на многие века, став символом России. Орел на Руси издавна считался символом мужества и проницательности, почитался, как птица гордая и независимая. Двуглавый орел – древнейший символ, возникший на Востоке. Изображение двуглавого орла встречалось уже в Древнем Египте в VII веке до н.э.
У древних славян существовало такое поверье, что сдвоенные фигурки изгоняют нечистую силу справа и слева. Двуглавый орел, одна голова смотрит на запад, другая на восток, как бы охраняет Россию с двух сторон. Такой символ удачно подошел великому государству, раскинувшемуся на просторах Европы и Азии и соединившему две части света.
В течение веков в державный герб России вносилось много изменений. При царе Алексее Михайловиче, отце Петра I, орел высоко поднял крылья. В лапах у орла появились перевитые лентами стрелы – молнии и факел, лавровый венок. Изменилось количество корон над головами – две, одна, три. С XVII века орел стал держать в лапах скипетр, в левой державу.
В 1882 году герб стал очень сложным, с большим количеством деталей. А после февральской революции 1917г. Временное правительство упростило герб: орел опустил крылья; ну а потом государственный герб стал совершенно другим, без орла, с серпом и молотом на фоне земного шара.
Сегодня государственный герб России представляет собой двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом три короны: над головами – две малые и над ними – одна большая; в лапах орла – скипетр и держава; на груди орла старинный московский герб – красный щит с изображением всадника, поражающего копьем дракона.
Флаг:
Флаг в любом государстве так же является символом достоинства и независимости нации. Недаром подъем государственного флага – первая торжественная церемония после провозглашения нового государства. Флаг всегда символизировал национальную честь. Когда начиналась война, мужчины становились «под знамена» и приносили присягу на верность своей стране. Быть знаменосцем в бою считалось очень почетным, а захватить вражеское знамя значило совершить настоящий подвиг. А если знамя оказывалось в руках противника, позор ложился на все войско. Государственному флагу, как святыне отдаются высшие государственные почести. Достоинство его защищается внутри страны и за ее пределами.
Трехцветный флаг был введен при отце Петра I – Алексее Михайловиче (1629-1676). Разработчики государственных цветов исходили из следующих данных. По русским обиходным понятиям XVII-XIXвв. Красный цвет символизировал отвагу: войну, героизм, огонь; синий – небо, целомудрие, верность, духовность; белый – мир, чистоту, правду, благородство. Эти три цвета являлись самыми предпочтительными и традиционными цветами русского народа.
Петр I не стал изменять государственные цвета, но внес одно серьезное новшество – определил точное расположение горизонтальных полос, которое совпадало с древним пониманием строения мира: внизу – физический, плотский (красный); выше – небесный (синий); еще выше – божественный (белый), или (сверху вниз): Вера, Надежда, Любовь.
В апреле 1991г. Правительственная комиссия Совета Министров РСФСР одобрила возвращение трехцветного флага республики. Государственный флаг постоянно поднят над резиденцией Президента в Кремле, над зданиями Правительства, Государственной Думы и другими государственными учреждениями. Поднимают флаг за рубежом над российскими посольствами, торговыми представительствами, на судах, плавающих в открытом море и территориальных водах иностранных государств.
Гимн:
Гимн так же является символом России и имеет свою отдельную историю. Как ни удивительно, но государственного гимна Россия не имела в течении долгого времени. Первый официальный Государственный гимн России под названием «Молитва русских» («Боже, Царя храни!») появился в 1816г., при Александре I. Автором стихов был знаменитый русский поэт В.А. Жуковский, автор музыки неизвестен. С 1833г. официальным Государственным гимном Российской Империи стал новый вариант «Боже, Царя храни!..» на слова В.А. Жуковского, музыка А.Ф. Львова. Это был настоящий шедевр – всего 6 строк и 16 тактов мелодии, которые запомнились абсолютно всем чуть ли ни с первого раза. Гимн просуществовал до 1917г. С распадом Российской Империи в марте 1917г. Встал вопрос о национальной символике и, в частности, о гимне, но разрешился он только после Октябрьской революции 1917г.
В качестве временного Государственного гимна России в 1917г. Стали исполнять «Марсельезу» К.Ж. Руже де Лиля. Слова «Марсельезы» о борьбе против тирании и внешних врагов оказались очень близки просвещенной части русского общества. Но большевики сочли ее буржуазной, и В.И. Ленин предложил в качестве гимна «Интернационал», международный пролетарский гимн, который становится первым Государственным гимном Советского государства. Автором стихов был Эжен Потье – французский поэт, участник Парижской коммуны, автором музыки – Пьер Дегейтер, французский композитор, потом был написан русский текст «Интернационала». Для Государственного гимна СССР правительство одобрило музыку А.В. Александрова, написанную в 1939г. Текст сочинили С.В. Михалков и Г.А. Эль – Регистан.
После распада Советского Союза (25.12.1991г.) и образования Российской Федерации в качестве Государственного гимна была утверждена «Патриотическая песня» М.И. Глинки. Поскольку слова к этому музыкальному произведению, оказалось, подобрать затруднительно, 27 декабря 200г. В качестве Государственного гимна была утверждена музыка Александрова (с изменениями); 22 марта 2001г., в силу закона «О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон «О Государственном гимне РФ»»,- новый текст гимна, который тоже сочинил Михалков.
Потребность в новой конституции в любой стране возникает после каких-либо масштабных событий общественно политического характера: революции, завоевание независимости, распада государства, образование нового государственного единства, изменение формы правления и политического режима. Каждая новая конституция обобщает конкретный опыт истории и обогащает его новым содержанием.
Предыстория конституции в России берет свое начало в начале XIX века. Либеральные конституционные идеи пробивали себе дорогу в борьбе с доктриной самодержавия. Русская либерально-правовая мысль исходила из того, что конституция – это учредительный закон, устанавливающий основные начала государственного устройства страны. В конце 50-х начале 60-х годов XIX века стала проводиться идея конституционной монархии. Сторонниками конституционного правления были представители наиболее прогрессивной дворянской аристократии. Они предлагали посредством конституционных реформ осуществить переход к конституционной монархии, обосновывали целесообразность ограничения власти монарха народным представительством, ратовали за установления демократической формы правления и режим законности, избавление России от произвола чиновников и полиции. К числу первых конституционных проектов в России можно отнести «План государственного преобразования» графа М.М. Сперанского (109г.) и «Государственную уставную грамоту Российской Империи» Н.Н. Новосильцева (1818г.). Сперанский в своем проекте выдвигал идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и постепенной отмены крепостного права. Под конституцией он понимал государственный закон «определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой».
Интерес представляют конституционные воззрения декабристов, выраженные в «Русской правде» П.И. Пестеля и конституционном проекте Н.М. Муравьева, а также «Манифест к русскому народу» Северного общества. Согласно конституционному проекту Муравьева, формой государства признавалась конституционная монархия. Законодательная власть предоставлялась Народному вече, исполнительная – наследственному монарху; судебная – Верховному судилищу. Россия становилась федерацией, закреплялось равенство всех перед законом, свобода слова, печати, собраний, союзов, вероисповедания, отмена сословных различий. Однако прогрессивные идеи конституционных преобразований в России того времени остались нереализованными, так как не имели ни социально-экономических, ни политических предпосылок.
Первым шагом на пути перехода от монархии к республике в России стало оформление конституционной монархии путем принятия манифеста от 6 августа 1905г., который учредил Государственную думу. Затем последовали принятия следующих конституций:
Современная конституция РФ
Принята всенародным референдумом 12 декабря 1993г. В первой главе раскрываются Основы конституционного строя. Принципиально новый для Конституции раздел, в основу которого положены гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. В ней гражданин не ставится под иго всевластного государства. Государство лишь выступает как официальный представитель общества, правомочный осуществлять функции, которые закреплены за ним конституцией.
Во второй главе раскрыты права и свободы человека и гражданина.
В третьей главе раскрыто федеративное устройство Российской Федерации.
В четвертой главе Конституции определен статус Президента России.
Глава пятая посвящена структуре, функциям и порядку избрания Федерального Собрания.
Глава шестая посвящена структуре, функциям и порядку избрания Правительства РФ.
Глава седьмая – «Судебная власть».
Глава восьмая – «Местное самоуправление».
Глава девятая определяет порядок внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции.
Учитель: Спасибо, ребята. Мы с вами сейчас прослушали много интересной информации. Что-то запомнится, а что - не очень. Теперь же наконец подойдем к нашей викторине. Попробуем ответить на ее вопросы?
ВИКТОРИНА
Сколько раз в России принимался основной закон государства? (5 раз)
Какой праздник отмечают в России 12 июня? (День России)
Сколько лет исполняется последней Конституции РФ. (20 лет)
Автор слов гимна России? (Михалков С.В.)
Что символизируют цвета флага РФ? (Вера, Надежда, Любовь)
Сколько разделов в Конституции РФ? (два)
Сколько глав в нашей Конституции? (9)
Во сколько лет можно стать президентом РФ? (не моложе 35 лет)
Из скольких палат состоит Федеральное собрание? (2)
Кто является единственным источником власти и носителем суверенитета в РФ? (многонациональный народ)
Кто осуществляет Государственную власть в РФ? (Президент)
Что по Конституции РФ, является высшей ценностью? (человек, его права и свободы)
С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? (с 18 лет).
На этом наш классный час заканчивается. Спасибо за внимание!
Литература:
1. Конституция Российской Федерации. – М.: «Проспект», 2001. – 48 с.
2. Большая Советская Энциклопедия.Гл. ред. А.М. Прохоров.
3. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права: Книга для преподавателя: Учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб.
4. Книга – учебник В.Степанова «Моя Родина – Россия».
5. pedkopilka.ru/o-rossii/konstituciya-rf.html