Психолого-педагогическое сопровождение внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС ООО
Психологическое сопровождение внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС.
Внеурочная деятельность — это не добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Работа в этом направлении призвана оказать содействие в формировании личности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.
Во внеурочной деятельности предусматривается широкое использование краеведческого материала по темам: "Выдающиеся люди, почетные граждане г.Петропавловска-Камчатского", "История Петропавловска-Камчатского", "Их именами названы улицы города" и т.д., организация экскурсий по музеями и памятным местам, выпуск стенгазет, создание проектов и презентаций.
Проводятся в школе интегрированные уроки (урок-спектакль, урок-игра, урок-концерт), использование на внеурочных занятиях материалов из жизни школы, создание ситуаций, адекватных реальным ситуациям общения, позволяющих учащимся высказывать свое мнение, поделиться своими впечатлениями, расспросить об интересующих их событиях и явления и т.д.Подготовка драматизаций и организация ролевых игр также способствует осуществлению принципа связи с жизнью, так как они в какой-то мере имитируют реальный процесс общения, его содержание и внешнее проявление.
Психологическое сопровождение – это движение вместе с изменяющейся личностью, своевременное оказание возможных путей, помощь и поддержка. Сопровождение – это способ включения индивида в процесс взаимодействия с целью создания условий для саморазвития, самодвижения в деятельности всех субъектов взаимодействия.
Психолого-педагогическое сопровождение детей - это система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка. В условиях школы оно является особенно актуальным, так как является гарантом в обеспечении его высокого качества.
Объектом психолого-педагогического сопровождения выступает образовательный процесс, предметом деятельности является ситуация развития ребенка, которая представлена как система отношений его с миром, окружающими людьми и с самим собой.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
• помощь учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, выбора образовательного и профессионального маршрута;
• развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов;
• психологическое обеспечение образовательных программ.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся - комплексная педагогическая, психологическая, медицинская, социальная проблема, поэтому ее решение возможно лишь при объединении усилий специалистов разного профиля
Психолого-педагогическое сопровождение внеурочной деятельности детей предполагает реализацию следующих его направлений:
диагностического;
консультационного;
развивающего;
коррекционного.
Психологическое сопровождение детей предусматривает также и экспертизу программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений.
Каковы особенности проектирования ведущих направлений психологического сопровождения?
1. Диагностическое направление направленно на изучение индивидуальных и личностных особенностей детей, их интересов и склонностей. При реализации данного направления, педагогам и психологам необходимо помочь школьникам осуществить выбор деятельности в учреждении дополнительного образования в соответствии с их интересами, психофизиологическими и личностные свойствами и особенностями.
Психологическая диагностика должна опираться на следующие принципы:
комплексность оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка;
анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной степени соответствуют его склонностям и интересам;
оценка признаков одаренности ребенка с учетом зоны его ближайшего развития и др.
Для образовательной практики оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Диагностику одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Иначе говоря, диагностика должна быть ориентирована не на результат, а на процесс: от диагностики отбора необходимо перейти к диагностике прогноза и развития.
2. Консультационное направление призвано, не только поддержать школьника в его выборе деятельности, но и обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. Предметом пристального внимания специалистов должна стать способность учащихся к проектированию индивидуальной траектории (маршрута) обучения, профессионализации, а также способность к проектированию собственного жизненного пути.
3. Развивающее и коррекционное направление работы. Основной смысл развивающей работы с детьми – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Поэтому главные цели всей психологической коррекционно-развивающей работы с детьми должны быть направлены на:
формирование у детей уверенности в успехе и признании, возможности совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищённость;
развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;
развитие коммуникативных навыков;
снижение уровня тревожности;
формирование адекватной самооценки;
обучение методам релаксации и визуализации.
Основные направления развивающей работы с детьми могут быть представлены как организация групповой и индивидуальной рефлексии; групповые тренинги, нацеленные на освоение учащимися способов самопрезентации, самоанализа, самоконтроля, организации труда, планирования, эффективной коммуникации и т.д.
В настоящее время в системе психолого-педагогического сопровождения, наряду с рассмотренными выше традиционными видами деятельности, реализуется такое комплексное направление, как разработка (проектирование) и экспертиза образовательных программ.
В образовательной программе основное внимание должно уделяться становлению, развитию и воспитанию личности ребенка в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно- потребностных характеристик.
Основными стратегиями обучения и развития детей в школе приняты ускорение, углубление, обогащение и проблематизация, которые необходимо использовать в комплексе и в различных комбинациях. Создаваемые в соответствии с этими стратегиями образовательные программы развития детей в условиях дополнительного общего образования должны быть направлены на совершенствование когнитивных, поведенческих, эмоциональных и мотивационных сфер личности ребенка, обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса за счет включения в них предметных, надпредметных и метапредметных знаний и умений, предусматривать использование разнообразных источников информации и личностно-ориентированных технологий обучения, способствовать развитию самопознания и социализации личности. Такая программа должна умело сочетать в себе элементы традиционного обучения и методы активного психологического обучения (тренинг, ролевая игра, работа проблемной группы, групповая дискуссия по принятию общего решения и т.д.) и выполнять не только обучающую, но и диагностическую, прогностическую, коррекционную функции, что предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в процессе освоения программы.Внеурочная деятельность дала мне возможность реализовать программу развития познавательных способностей (РПС) и эмоционально-волевой сферы детей и детей с ОВЗ. Система задач и упражнений, представленных на занятиях по РПС, позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, помогает формированию нестандартного мышления. Занятия проводятся два раза в неделю. Достоинством такой формы занятий являются, прежде всего, достаточный объем, регулярность, а также систематичность и целостность.Занятия по РПС отличаются от школьных тем, что ребенку предлагаются задания не учебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно именно для младших школьников.На этих занятиях не ставятся отметки, хотя устное оценивание, конечно, осуществляется. к тому же ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия строю таким образом, что один вид деятельности сменяю другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной. насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. В результате занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии, свои умения они применяют в учебной работе. что приводит к успехам. а это означает, что возникает интерес к учебе.
Содержание внеурочной деятельности учащихся складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом образовательного учреждения совместно с социальными партнерами – учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта.В Федеральном стандарте предлагается организовывать внеурочную деятельность по пяти направлениям развития личности детей (общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное).
Создатели методического конструктора внеурочной деятельности Д.В. Григорьев и П.В. Степанов считают, что в школе целесообразно культивировать такие виды деятельности:
1) игровую деятельность;2) познавательную деятельность;3) проблемно-ценностное общение;4) досугово-развлекательную деятельность (досуговое общение);5) художественное творчество;6) социальное творчество (социально преобразующую добровольческую деятельность);7) трудовую (производственную) деятельность;8) спортивно-оздоровительную деятельность;9) туристско-краеведческую деятельность.Наряду с определением направлений (видов) внеурочной деятельности и количества времени участия в них необходимо кратко охарактеризовать содержательные аспекты каждого направления (вида) деятельности, которые более детально описываются в прилагаемых рабочих программах объединений дополнительного образования (кружков, клубов, секций, студий и т.д.) и в документах перспективного и текущего планирования воспитательной деятельности в образовательном учреждении и его структурных подразделениях.Организация экскурсий, походов, прогулок на природу является наиболее эффективным в воспитании и развитии экологического, эстетического отношения и видения окружающего мира, а значит, духовное и нравственное развитие ребенка. Близость к природе помогает детям увидеть красоту русского леса, березки, реки - все, что с детства окружает обучающихся. В последнее время почему-то очень мало говорят о трудолюбии. Главной задачей мы считаем привить ребенку любовь к труду и умение добиться желаемой цели умственным и физическим трудом.
Ожидаемые результаты связаны с обретением системой внеурочной деятельности такого важного качества, как эффективность. Известно, что мерилом эффективности фактически любой деятельности отдельного человека или сообщества людей являются два основных критерия:1) продуктивность деятельности;2) удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.Эти же критерии целесообразно избрать и для выявления эффективности внеурочной деятельности.В соответствии с критериями необходимо определить показатели и методики для изучения продуктивности, организованной во внеурочное время деятельности учащихся, и наличия у ее участников чувства удовлетворенности организацией и результатами деятельности.Многие научно-методические и практические работники считают, что «продуктом» внеурочной деятельности могут стать сформированные у детей личностные качества и ценностные отношения.Другие педагоги считают, что ими могут стать следующие:1) знания, умения и навыки, сформированные у школьников в процессе занятий в объединениях дополнительного образования и в ходе подготовки и проведения внеурочных воспитательных дел;2) достижения учащихся в культивируемых видах внеурочной деятельности.Для изучения продуктивности внеурочной деятельности в соответствии с предлагаемыми показателями может должен быть разработан (составлен) диагностико-аналитический инструментарий для изучения и оценки состояния и эффективности действующей в образовательном учреждении системы внеурочной деятельности школьников.