Конспект урока по литературе на тему Нравственная проблематика рассказов В.М.Шукшина

Тема урока: Нравственная проблематика рассказов В.М.Шукшина
Цели урока:
Формирование гуманистического мировоззрения у учащихся.
Формирование собственной гражданской позиции.
Приобретение навыков анализа художественного текста.
Задачи урока:
1.Образовательная: создать условия для анализа художественного текста, выделения ключевых слов, образов, идей.
2.Развивающая: формировать аналитическое мышление, интеллектуальные навыки сопоставления, обобщения, развивать речевые навыки.
3. Воспитательная: способствовать процессу духовного развития через внимательное и вдумчивое чтение художественной литературы. Воспитание самостоятельности. формировать положительное отношение к учебе.
Познакомиться с биографией и творчеством В.М.Шукшина.
Проанализировать рассказы «Чудик», «Срезал», «Обида».
Ход урока:
I. Слово учителя.
Сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного русского писателя Василия Макаровича Шукшина. Но прежде чем изучать его творчество, посмотрим презентацию, подготовленную одним из ваших товарищей. Вам необходимо внимательно смотреть и слушать и попробовать сформулировать мысль: «Какой след оставил в литературе этот замечательный, талантливый человек?»
2.Как вы уяснили: «Кого и что изобразил в своих произведениях В.М.Шукшин?»
3.Действительно, мы рассмотрим важный вопрос о Шукшине – певце деревни, опираясь на его рассказы.
Итак, главный объект его изображения – «деревня, на своём месте взятая» и деревенский человек в различных ситуациях.
Известный исследователь писал: «Шукшин исследует нравственные судьбы современной деревни, определяет точку отсчёта, с которой можно было бы соотносить все нравственно- психологические превращения сегодняшнего человека. Он озабочен тем, чтобы эта единица измерения» отражала не какое – то состояние деревенской морали, а нормы общечеловеческие».
А теперь переходим к анализу рассказов, которые вы все прочитали дома.
Характерной особенностью творчества Шукшина – художника является пристрастие к героям необычным – чудикам.
II. Актуализация знаний.
Каждого ли человека можно назвать чудиком?
Критик Б.Панкин писал: «В словаре Ушакова такого слова не найдёшь, тем более у Даля. Это – детище нашего времени.. Зато есть в словарях другое, корневое слово «чудо» слово, которым наш народ испокон века обозначал самое знаменательное и таинственное в жизни»
III. Работа с текстом рассказа «Чудик».
1.Кто герой этого рассказа и что это за человек?
2.Приведите примеры ситуаций, в которые попадает герой
3.Почему с ним постоянно что – нибудь случается?
4.От чего он страдает и кого винит в своих неудачах?
5.А в самом ли деле люди злы?
6.В чём выигрывает Чудик среди окружающих его людей? Приведите примеры.
7.Как отнёсся Чудик к своему изгнанию? А за что сноха невзлюбила его? Какой важный конфликт здесь намечен?
8.Почему рассказ имеет сложный (из двух частей) финал?
9.Есть ли в рассказе социальные проблемы? Или это картина нравов?
10.Каковы в рассказе приметы времени?
Учитель. У Шукшина есть несколько типов рассказов: рассказ- судьба, рассказ – характер, рассказ – исповедь, рассказ – анекдот. К какому типу вы отнесли бы этот рассказ? Можно ли его назвать анекдотомОтветы учеников
Учитель: Какой же вывод по этому рассказу мы можем сделать?
Ученики:
Василий Евгеньевич Князев – 39 лет отроду, он обожал сыщиков и собак, в детстве мечтал стать шпионом. Он простодущен и непосредственен до глупости, робок и пассивен Он со своей услужливостью, со своей радостной готовностью к общению, со своим искренним непониманием того, что общение с ним не всегда доставляет удовольствие другим, не переменится. Но он может рассчитывать если не на понимание, то, по крайней мере, на простую человеческую снисходительность, на элементарную чуткость Доброта и непосредственность Чудика должна заставить нас задуматься о собственном нравственном несовершенстве.
Василий Князев – существо робкое, инертное, судьба его малопоучительна. Но есть интересы высшего гуманизма, которые требуют, чтобы люди при встрече с такими чудиками проявляли бы больше чуткость, терпимрсти, обижать чудиков также скверно, как обижать детей.
Учитель. Во многих рассказах В.М.Шукшин размышляет о природе человека, о мотивах его действий, о праве выбора На уровне филосовских обобщений решается вопрос о норме поведения, о благоразумии и рыцарстве, о нравственном максимализме, которому человек остаётся верен в любых обстоятельствах.
Обратимся к рассказу «Обида»
Вопросы для беседы:
1.Что случилось с главным героем Сашкой Ермолаевым?
2.К кому он отправляется, чтобы доказать свою правоту?
3.А почему завотделом не вступилась за Сашку? Как она себя повела?
4.Нашёлся ли в очереди хоть один человек, который бы вступился за Сашку?
5.К кому обратился наш герой, не найдя поддержки в очереди? Почему именно к Плащу?
6.Чем закончился поход к Плащу?
7.От чего больше всего страдает Сашка
Вывод:
«Что же с нами происходит?» - задаёт вопрос Сашка и В.М.Шукшин.
Он разоблачает в людях нравственную неразвитость, низкую культуру, комплекс неполноценности Писатель заявляет: «Если хам поднял голову, то виноваты в этом мы с вами: «Что за манера? Что за проклятое желание угодить продавцу, хамоватому начальству? Чтобы побе6дить хама, надо объединаить усилия, а чтобы их объединить, нужно победить в себе равнодушие. Необходимо в любых жизненных ситуациях отстаивать правду, утверждать своё человеческое достоинство.
Учитель: И последний рассказ, который вы прочитали дома, - это рассказ «Срезал»
1.О чём этот рассказ?
2. В чём здесь основной конфликт?
3.Как ведёт себя Глеб в гостях у кандидата?
4.Как он ведёт свой спор? Зачем он это делает?
5.В чём ещё обвиняет Глеб кандидата?
6.А почему мужики ведут Глеба к кандидату? Сочувствуют ли они Глебу?
7.Действительно ли вопросы и рассуждения Глеба можно рассматривать как победу над кандидатом?
8.Отчего Глеб так себя ведёт? Автор просто показал нам героя со вздорным характером или Глеб – типичное социальное явление\7
9.В чём состоит опасность демагогии Глеба?
10.Можно ли назвать Глеба культурным человеком?
11.А в чём состоит сущность культуры?
Вывод по рассказу «Срезал»:
Главный герой рассказа В.М.Шукшина Глеб Капустин – человек непроходимо невежественный, да к тому же и озлобленный, потому что движет им не просто желание показать себя умным перед приезжими людьми, а прежде всего – стремление унизить
В.М.Шукшин писал о своём рассказе; «Может быть, мы отчасти виноваты в том, что слишком много к нему обращались как к господину, хозяину страны, труженику»
Далеко не всё в деревне вызывает тёплое отношение автора Глеб Капустин – очень опасная, сложившаяся в наши дни фигура. Типичный демагог-кляузник. Опасность таких в том, что они говорят от имени народа. Глеб жесток, недостаточно культурен, ибо сущность культуры: уважение к себе и другим людям, благородство, понимание искусства, уважение к знаниям, к науке Автор не любуется Глебом: он его разоблачает.
Какой же вывод мы можем сделать? Как изображена деревня у В.М.Шукшина?
Он показывает деревню с разных сторон: и поэзию природы, труда, поэзию души деревенских жителей, и жестокость, и недостаток культуры, предрассудки Его деревенские жители сложны. Тут нет идеализации деревни и деревенского человека. Тут исследование характера. Автору важно найти ответ на вопрос: Каков современный деревенский житель? Каков вообще современный человек? И куда он идёт?».
Домашнее задание.
Написать отзыв о рассказе «Алеша Бесконвойный» или «Микроскоп».


15