Урок на тему Поэтические интонации


Урок внеклассного чтения в 6 классе.
Тема: «Секреты поэзии. Поэтические интонации».
Цели урока: обобщить знания учащихся о поэтической речи, продолжить изучение литературоведческих терминов, познакомиться с ритмом, учить понимать настроение, мысли поэтов; развивать в детях эмоционально-чувствительного отношения к поэзии, к слову, развивать познавательные способности учащихся, их интеллект, творческие способности и кругозор; воспитывать чувство прекрасного, потребность в чтении поэзии, прививать любовь к ней.
Оборудование: презентация, аудиозапись.
Ход урока.
I. Оргмомент.У: Представьте, что сегодня на уроке вы сможете примерить три шляпы настоящих знатоков поэзии: синюю - если вы получали и делились информацией, зелёную - если искали секреты поэзии, красную - если выражали свои чувства.

Рисунок 1. Шляпы
II. Подготовка к восприятию.
У: Давайте вспомним, какое у вас было домашнее задание?
Д: Выучить детские стихи и прочитать их с определенным чувством: ужаса, восторга, удивления, грусти, обиды, сожаления и т. д.У: Как вы думаете, а связано ли это задание с темой сегодняшнего урока? Давайте подумаем, о чем пойдет речь.
Д: Мы будем говорить о поэзии и поэтических интонациях.
III. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы отправимся в мир поэзии, вспомним о ее секретах.
- Так что же такое поэзия? (Стихи).
– Прочтите предложения:
Поэзия зимнего утра.
Поэзия зимнего леса.
Поэзия родной природы.
– Что теперь вы скажете о поэзии? Каким другим словом можно заменить слово поэзия? (Красота).
– Прочитайте эти предложения вновь, заменив слово поэзия словом красота.
– Сколько же значений имеет слово поэзия, обратимся к словарю С. М. Ожегова.
Поэзия – стихи, произведения, написанные стихами.
Поэзия – красота, прелесть чего-либо.
– В мире поэзии слова встают в определённый строй, и мы слышим прекрасные поэтические творения.
IV. Речевая разминка.
– Прочтите слова, чётко выговаривая звуки.
Шум, лес, гам, всплеск.
– Похожи ли эти слова на стихи? Почему? (Они складываются, оканчиваются одинаково).
– Это один из признаков стихотворений. Как он называется? (Рифма).
– Все ли слова мы произносим одинаково?
– А как этот признак называется в стихотворении? (Интонация).
– Прочитайте скороговорку:
«Ученик учил уроки,У него в чернилах щёки».
– А сейчас попробуйте сказать эту скороговорку, произнося её восторженно, с радостью.
– А теперь произнести с удивлением? 
– А попробуйте с ужасом?
– А теперь произнести с огорчением.
–Скажите, что нам помогает вложить особый смысл в стихотворение? (Интонация).
–Значит, верно выбранная поэтическая интонация сможет раскрыть идею стихотворения. Мы можем с уверенностью сказать, для чего она написано.
V. Интонационная разминка.
Задание:
1. прочитайте чистоговорку с вопросительной интонацией.
2. прочитайте чистоговорку с восклицательной интонацией.
Но- но- но – светит солнышко в окно.
Ок-ок-ок - а у нас идёт урок.
Уть- уть- уть- внимательным ты будь.
Ать- ать –ать – будешь верно отвечать.
VI. Проверка домашнего задания. Декламация разученных стихотворений.
VII. Работа с литературоведческими терминами.
– А теперь отгадайте загадку.
«Не жужжу, когда сижу.Не жужжу, когда хожу.Не жужжу, когда тружусь, А жужжу, когда кружусь». (Жук).
– Какой звук вам помог отгадать эту загадку? (ж).
- Какое впечатление производит на слушающего звук речи?
– Если в стихотворении часто повторяется один и тот же звук, то можно услышать, как воет ветер, кричат птицы и многое другое. Этим средством часто пользуются поэты, и называется это звукопись.
- А какие звуковые фонетические термины вы знаете? (Аллитерацию и ассонанс).
Звукопись — это сгущенная повторяемость похожих звуков в стихе.Звуковые повторы придают особую музыкальность поэтическому тексту.Звуки — это символы.Используя звукопись, поэт может показать шум автострады, плеск и журчание воды, шелест и шуршание листы, громыхание военного снаряжения или грозовой стихии…
Вот в грозном океане гибнетНесчастной жертвой катерок,Вот гром ударил по рябине,Грозя скрутить ее в комок.
В этом четверостишии грохотание разбушевавшейся стихии передает звуковой ряд (стечение нескольких звуков):«гр — р — р — гр — р — р — гр — р».
ТренингОбнаружьте звуки, обозначающие грозовые раскаты грома и покажите их звуковой ряд:«… — … — … — …»Люблю грозу в начале мая,Когда весенний первый гром,Как бы резвяся и играя,Грохочет в небе голубом.                    (Ф. Тютчев)
VIII. Музыкальная физкультминутка.
IX. Работа со стихотворным текстом после чтения (творческое задание)
– Что нужно уметь, чтобы написать стихотворение? (Складывать стихи, то есть рифмовать слова)
- Что такое рифма? (Рифма — это краесогласие. Рифмуются слова, у которых созвучны ударные слоги и все последующие).- Давайте вспомним, какие рифмы бывают. (Опоясывающие, парные и перекрёстны)
Задание1: В стихотворении переставлены строчки четверостишия, исправьте и отметьте, как рифма у вас получилась.
Я расту, а кашалот 
Хорошо нам с кашалотом
Так проходит год за годомВ банке у меня растёт. Вместе с этим бегемотом Нам с тобой победный голПоиграем мы в футболКашалот забьёт в ворота
Проверяются результаты работы. Каждая группа читает составленную строфу.
Задание 2: Подберите слова, рифмующиеся с друг с другом, и напишите четверостишие.
Снежинки – …Перинки– …Мороз – …Нос – …
– А сейчас попробуйте прочитать свое четверостишие, произнося с грустью.
– А теперь произнести с радостью? 
– А попробуйте с обидой?
– А теперь произнести с негодованием.
–Скажите, что нам вновь помогло вам вложить особый смысл в стихотворение? (Интонация).
X. Изучение нового материала.- Ребята, слышали ли что-нибудь про ритм в стихотворении?
Ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов.
Ритм задает каждому отдельному стихотворению свойственную только ему интонацию, определяет динамику, мелодику. Ритм может быть плавным, размеренным:
   По небу полуночи ангел летел,     И тихую песню он пел;      И месяц, и звезды, и тучи толпой      Внимали той песне святой.                         (М. Лермонтов)
 Ритм может быть и рывкообразным, сбивчивым, ломаным:     Закрой их, любимая! Запорошит!     Вся степь, как до грехопаденья:     Вся — миром объята, вся — как парашют,     Вся — дымящее виденье!                         (Б. Пастернак)
 А может быть стремительным, легким, быстрым ритмом:     По оврагам,     По задворкам,     Смётом здравым,     Оком зорким,     По лазуркам —     Закоулкам,     Вздохом спёртым,     Сердцем гулким —     Дружок, не спохватывайся!     Клубочек, разматывайся!               (М. Цветаева)
Тренинг:  попробуйте сочинить стихотворение, передающее скорость движения и с условием, чтобы все строчки были односложными.
Например:
ЗлойЧертВ ройПчелБух! -Пал.Ух! -Встал.Стон,Боль,ОнСтольЗол,ЧтоПчелСтоВразВновь —В бровь!
XI. Подведение итога урока.
У: Какие секреты поэзии вы вспомнили сегодня на уроке?
Д: Поэтическую интонацию, рифму, звукопись.
У: Что узнали нового?
Д: Что такое ритм.
У: Вам понравились упражнения на сегодняшнем уроке? Скажите, какое мастерство они развивают? (Актерское)
- А кому это интересно из вас?
XII. Рефлексия
У: Подумайте, какую из трёх шляп вам удалось примерять на уроке чаще? Почему?
Какую из шляп примеряли с большим удовольствием? Почему?
XIII. Домашнее задание и выставление оценок.