Методическая разработка по истории Казахстана Казахстан в каменном веке


Тема  урока: Казахстан в каменном веке.
Тип  урока: Комбинированный урок
Метод обучения: Объяснение, вопросы-ответы, самостоятельная работа.
Межпредметная связь: География, ЧИО.
Ход урока:
Организация начала урока ( отметка отсутствующих и запись в журнал темы урока)
Проверка домашнего задания
Повторение пройденного курса истории Казахстана в 9 классе. Фронтальный опрос.
Подготовка учащихся к усвоению
План:
Происхождение и развитие человека.
Древнекаменный век. Ранний палеолит.
Средний каменный век Средний палеолит.
Поздний каменный век. Поздний палеолит.
Общественный строй людей в древнекаменном веке.
Мезолит
Неолит
Энеолит
Изучение нового материала:
Древняя история человеческого общества делится на каменную, бронзовую или железную эпохи или века. В основу этой периодизации положен главный материал, из которого изготовляли орудия труда и предметы быта.Каменный век - древнейший и наиболее продолжительный период в развитии человечества, когда орудия труда, оружие изготовляли из дерева и кости. Его хронологические границы приблизительно - 2 млн.-6 тыс. лет назад. Каменный век традиционно делится на древний - палеолит (от греческого - паланос - древний и литос - камень), средний - мезолит и новый - неолит.Палеолитические обитатели Казахстана, судя по археологическим раскопкам, могли добывать и поддерживать огонь, занимались охотой и сбором растительной пищи. В период палеолита произошли существенные изменения в технологии изготовления каменных орудий и образе жизни древнего человека. Они явились следствием новой, более высокой ступени эволюции человека - появлением палеоантропа. На территории Казахстан зафиксировано большое количество памятников нижнего палеолита. Они указывают на то, что первобытным человеком того времени было освоено большинство районов в Южном, Центральном и Восточном Казахстане.Серьезные изменения система хозяйства эпохи камня претерпевает в Казахстане в эпоху энеолита. Материалы археологических раскопок позволяют сделать вывод, что в эту эпоху ведущими отраслями стали экстенсивная охота и рыболовство за счет региональных миграций. Для жителей энеолита была характерна уже значительная оседлость, при значительном развитии домашних промыслов (деревообработка, выделка шкур, плетение циновок, керамическое производство, ткачество и др.).        I. Палеолит
      А) Периодизация.
   Казахские ученые  до  последнего  времени  пользовались  для  обозначения древнего периода  развития  человечества  понятием  “первобытно  –  общинный строй”,  основанном  на  формационном  подходе  к  истории  и  выделявшем  в качестве основного критерия отсутствие классовых структур в обществе.    Антропогенез (морфологические развития человека от обезьяноподобных  форм к современному типу)
   Техногинез (развитие техники обработки и  применения  орудий  труда,  что привело к привело к прогрессу материальной культуры)    Социогинез ( развитие человеческого общества от простейших форм (стадо) ксложному общинному коллективу)    Эти три линии в совокупности  формируют  четвертую  –  развитие  духовнойкультуры человека.    Эпоха камня – это период формирования человека, т.е. антропогинез.    Эпоха камня подразделяются учеными на три периода:  палеолит,  мезолит  и неолит.
   Палеолит (ране-каменный век) начинается 2,6 млн. лет  назад  (состоит  из трех этапов – олдувай, амель, мустьер )  и завершается 10 тыс. лет назад  до н.э.
   Неолит (ново-каменный век) датируется 7-5 тыс. лет до н.э.    Переходной от камня к эпохе  бронзы  этап  называется  энеолитом  (медно-каменным веком) и совпадает с 4-3 тыс. до н.э.
   Затем наступает бронзы и раннежелезный век (2-1 тыс. до н.э.)
   Б) Хоз-во, материальная и духовная культура.    На территории Казахстана не найдено костных  останков  гоминид,  но  есть результаты деятельности – кремневая индустрия.
    Первыми орудиями  древнекаменного  человека  были  универсальные  ударно-рубящие ручные рубила, изготовленные из  цельных  камней.  Они  были  грубой формы и почти не имели следов обработки.  Эти  древние  орудия  относятся  к мельской культуре.
   В более позднее время  встречаются  рубила  более  тщательной  обработки. Появляется дифференсация  орудий,  человек  стал  делать  скребки,  каменные ножи, остроконечники.
    В удобных местах первобытные люди занимались  рыбной ловлей.    Человек занимался  собиранием  разнообразной  растительной  пищи:  дикого орешника,  ягод,  дикой  моркови,  щавеля,  луковиц  и   клубней   некоторых растений.
   Г) Памятники палеолита.   В пределах Казахстана в настоящий момент известны две четко различающиеся
зоны палеолитических культур: Южно-Казахстанская (хребет Каратау) и  Северо-Казахстанская (Сары-Арка).
   В Северо-Восточной части хребта – малый Каратау на площади радиусом  5-10 км. обнаружена 12 палеолитических стоянок, собрано свыше  5  тыс.  кремневых изделий. Наиболее интересные находки  шельн-ашельского   периода  сделаны  в Каратау в урочищах Жабакты, Танир-Казган, Боры-Казган, Ак-Коль-I, Казангап.
   В верхнем палеолите человек заселил всю  территорию  Казахстана.  В  этот период  выделяется  3  зона  культуры  –  Восточный  Казахстан,  органически связанный  с Южной Сибирью и Алтаем.    Стоянки доисторического человека в  центральном  Казахстане:  Карабас  3, Батпак 7, Ангресор 2; в Восточном: Новоникольское.
5.Первичная проверка усвоения знаний
Вопросы и задания на страницах учебника 11,18-19.
Контроль и самопроверка знаний Байга ( на экране слайд с изображением байги)- это конно – спортивное национальное состязание казахского народа. Победителем «Байги» станет ученик, успешно справившийся с заданиями теста.
На экране – слайд с выделенными правильными ответами.Информация о домашнем задании.