Конспект урока «Поэтические традиции А.С. Пушкина в русской литературе»
Тема: Поэтическая концепция творчества А.С. Пушкина
Эпиграф:
Пусть судит обо мне, как хочет, целый свет,Сердись, кричи, бранись, - а я таки поэт.
А.С. Пушкин « К другу стихотворцу»
Цели урока:
образовательные:
Выявить эволюцию темы поэта и поэзии в литературе.
Определить роль поэзии в жизни Пушкина, выявить высокое назначение поэта.
Осознать мироощущение Пушкина через его лирику.
воспитательные:
Воспитывать чувства гуманизма.
Воспитывать познавательную активность студентов.
Воспитывать внимательное отношение к поэзии, определить своё место в жизни.
развивающие:
Развивать творческое воображение;
Способствовать развитию внимания, памяти, мышления и речи студентов;
развивать знания о поэзии русской литературы 19 века,
развивать навыки анализа лирического произведения.
Оборудование урока:
портрет А.С. Пушкина, фотографии разных лет;
аудиозаписи стихотворений А.С. Пушкина.
Методические приемы:
работа с эпиграфом;
лекция с элементами беседы;
выразительное чтение стихотворений и чтение наизусть;
анализ стихотворений;
применение наглядных средств;
составление кластера;
написание синквейна.
Ход урока
I.Организационный момент: Приветствие, проверка состава студентов в группе, проверка готовности к занятию.
II. Этап подготовки студентов к усвоению нового материала: запись темы, оглашение целей понятия.
III. Работа по теме:
1. Вступительное слово учителя
Тема поэта и поэзии традиционна. Обращаясь к ней, Пушкин как бы ведёт диалог с поэтами – предшественниками: Горацием, Овидием, М.В.Ломоносовым, Г.Р.Державиным.
Тема проходит через всё творчество Пушкина: его первым опубликованным стихотворением было «К другу стихотворцу» («Вестник Европы» 1814 г), а одним из последних – «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836). В своём творчестве Пушкин выстроил концепцию о месте поэта в мире, о взаимоотношениях поэта и общества, о творческом процессе. Основные вехи этой концепции, главные опоры пушкинского «памятника нерукотворного», - поэтические манифесты «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831)
2. Работа с эпиграфом
- Почему сам Пушкин сказал о себе так открыто и прямо. Как такие сильные громкие слова поэта отражаются в его лирике?
Задумайтесь и в итоге занятия мы вернемся к эпиграфу.
3. Чтение и анализ стихотворений поэта
Стихотворение «Поэт» (1827). Один ученик читает наизусть.
Вопросы :На сколько частей можно разделить это стихотворение? Свой ответ аргументируйте.
В какой момент начинаются перемены в поэте? Как преображается поэт?
Сравните поэта до того момента, когда Бог посылает ему вдохновение, и после него.
Поэт предстаёт в стихотворении сложным существом, отмеченным Богом, наделённым частью его творящей силы, но в то же время обычным, земным человеком. Автор вполне допускает даже то, что поэт может быть «всех ничтожней» среди «детей ничтожных мира». Перемены начинаются в нём лишь тогда, когда Бог посылает ему вдохновение.
Поэт преображается – это уже не один из многих людей, втянутых в повседневную суету, а человек необыкновенный: его слух становится чутким, он способен услышать «божественный глагол». Прежнюю жизнь он оценивает как «забавы мира», людская молва его угнетает – он готовится произнести новые слова о мире. Это уже не молва, а слова поэта, в которых нет ничего обыденного, пошлого. Просыпается душа поэта:
Душа поэта встрепенётся,
Как пробудившийся орёл.
Он становится гордым, «диким и суровым», то есть погружается в себя, в свои творческие думы. Поэт не может творить, находясь среди обычных людей, в мирской суете. Вдохновение требует одиночества, свободы от повседневности. Поэт бежит от мирской суеты «на берега пустынных волн,/ В широко – шумные дубровы…» Конечно, берега и дубровы, куда устремлён поэт, - поэтическая условность. Эти «географические точки» - символы покоя и уединения. Поэт бежит от суеты, чтобы стал «звучнее голос лирный,/ Живее творческие силы». Услышать мир и выразить его в слове можно только вдали от людского шума и мелких житейских забот. Пушкин как бы «останавливает мгновение» - перед нами поэт, запечатлённый в момент вдохновения: он «и звуков и смятенья полн». Здесь нет зрительного образа. Его заменяют психологические детали, передающие начало творческого процесса, когда в душе поэта, охваченной «смятеньем» мыслей и чувств, теснятся хаотичные, нестройные звуки.
- А.С. Пушкин не ограничивается этим стихотворением и в стихотворении «Пророк» говорит о том, каким должен быть идеальный поэт.
Ученик читает наизусть.
Вопросы и задания к стихотворению «Пророк».
Каков аллегорический смысл библейских образов стихотворения?
Определите основную тональность стихотворения. Какими способами она создается?
Какой характер придает тексту обилие архаизмов и старославянизмов? Дайте к ним комментарии.
Какова смысловая роль синтаксических особенностей стихотворения?
В чем особенности композиции стихотворения? Какие смысловые части в нем можно выделить?
Какой смысл придает тексту многократная повторяемость союза «И»?
Есть ли у автора основания для сопоставления поэта с библейским пророком? Какими качествами личности должен обладать, по Пушкину, истинный поэт?
Принадлежит ли поэт, обреченный быть пророком, самому себе или он глашатай высших помыслов, неких божественных идей?
Какой смысл придает стихотворению обилие глаголов в повелительном наклонении в последних стихах текста?
Стихотворение «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной...», 1830 г.) связано по смыслу с финальной строфой «Памятника», но там лирический герой призывает музу принимать равнодушно «хвалу и клевету» и прислушиваться только к «веленью божию». А в стихотворении «Поэту» автор обращается к самому себе, объясняя свое равнодушие к суду «толпы» тем, что он сам - «свой высший суд». Стихотворение написано в жанре сонета. Эта строгая поэтическая форма - результат долгих размышлений поэта о необходимости совершенства поэтического творения.
Вопросы и задания к стихотворению «Поэту».
Какие отношения связывают поэта и толпу? Как, по мнению поэта, нужно реагировать на похвалы и смех толпы?
Проследите, как развивается содержание сонета. Можно ли его подчинить классической схеме: тезис - развитие тезиса - антитезис - синтез?
Какие качества, по мнению Пушкина, должны быть присущи истинному поэту? Что ему необходимо для творчества? Какая поэтическая лексика характерна для описания душевного мира поэта? Почему награда за поэтический труд в нем самом?
Какой изображена толпа? Почему она реагирует на труд поэта «в детской резвости»? Какая лексика характерна для изображения толпы?
Что подчеркивает вопросительная интонация в первом терцете сонета? Какое настроение придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?
Почему народная любовь ассоциируется в сознании поэта с образом толпы?
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» 1836 .
Чтение наизусть.
Устный анализ стихотворение и тезисное конспектирование основных этапов анализа стихотворения ( вид самостоятельной работы).
Должен приносить пользу обществу
Выводы (записать) в виде кластера
обычный живой земной человек
Поэт
должен ни от кого не зависеть, ни перед кем “не клонить гордой головы”
“глаголом жечь сердца людей”.
Итог занятия. Синтез.
1. беседа
- Как эволюционирует тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина?
- Поэт в лирике Пушкина проходит определенный жизненный путь. Он растет, переосмысливает себя и свое назначение. Целью поэта является пробуждать чувства, говорить правду – «глаголом жечь сердца людей».
2.Работа с эпиграфом.
- Почему А. С. Пушкин сказал о себе так открыто и такие сильные громкие слова о том, что несмотря ни на что и ни на кого, он- поэт. И он гордиться этим.
3.Выставление оценок студентам за работу на занятии.
V. Домашнее задание:
1. Написать синквейн о теме поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина
Спасибо за работу.