Урок по истории на тему Восстание Спартака (5 класс)


Урок в 5 классе на тему: «Восстание Спартака»
Учитель: Терентьева Анна сергеевна
Педагогические цели Первичное ознакомление с самым крупным в Древнем мире восстанием рабов под предводительством Спартака, значением его образа в мировой культуре; содействовать формированию умений характеризовать личность Спартака, работа с картой; создать условия для развития интереса к чтению художественной литературы исторической тематики
Тип и вид урока Урок изучения нового материалаПланируемые результаты (предметные) Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества
Личностные результаты Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
Метапредметные результаты Владеть умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации
Основное содержание темы, хронология, персоналии Положение рабов. Восстание Спартака (74–71 гг. до н. э.): причины восстания, основные события, походы восставших, причины поражения восставших. Гладиаторы. Спартак, Помпей, Лукулл, Красс
Образовательные ресурсы Учебник. Карта «Восстание Спартака». Ян В. Восстание Спартака (дополнительный материал к уроку). Режим доступа : http://fictionbook.in/vasiliy-yan-spartak.html
Технологическая карта урока
Этапы Формы, методы, методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Формаконтроля
характеристика основных видов деятельности формируемые УУД I. Организационный момент Фронтальная. Словесный. Слово учителя Приветствует учащихся.
Проверяет готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место Быстрое включение в деловой ритм II. Постановка учебной задачи Фронтальная. Словесный, проблемный. Сообщение учителя, проблемный вопрос – В 74 г. до н. э. в Италии началось восстание рабов под предводительством Спартака, самое мощное из восстаний рабов в древности.
– Докажите, что крупнейшее восстание рабов не случайно произошло именно в Италии. Почему плохо вооруженные и обученные рабы под предводительством Спартака одержали победы над римским войском? Слушают учителя, формулируют учебную задачу урока Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем; планируют учебные действия III. Усвоение новых знаний и способов действий.
Восстание Спартака
(74–71 гг.
до н. э.) Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ,
работа с картой, презентация (аппликации, слайды), беседа Читает стихотворение Р. Джованьоли «Спартак» (см. Приложение). Рассказывает о восстании Спартака, используя материал книги В. Яна «Восстание Спартака», карту, аппликацию и иллюстрации учебника Находят на карте и показывают путь похода войск
Спартака. Воспроизводят рассказ
о восстании Спар-
така по наглядным источникам. Характеризуют личность Спартака Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем пла-ну; в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений Работа с картой, беседа
IV. Закрепление знаний и способов действий Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа – Какая задача стояла перед нами в начале урока?
Проводит беседу по проблемным вопросам, поставленным в начале урока
Прием «фишбоун»(см. приложение) Вопрос-задание составить Фишбоун – схема «рыбий скелет»: голова – проблема или вопрос; верхние косточки – основные понятия или причины; нижние косточки – суть понятий или  следствия; хвост – вывод или ответ на вопрос.  Объясняют причины возникновения восстания в Италии и победы рабов под предводительством Спартака.
Два человека выполняют у доски задание на закрепление, применяя метод «фишбоуен» Познавательные: устанавливают
причинно-следственные связи.
Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других Беседа по вопросам, проверка задания на доске
V. Информация о домашнем задании Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя Комментирует задание.
§ 51, вопросы. Записывают задание, уточняют Регулятивные: принимают учебную задачу Задания
Материал к уроку
Приложение
СПАРТАК
Он родился свободнымБьется он на чужбине,
Под отеческим кровом,Не за милый, далекий
Но в железные цепиЗа родительский кров
Был врагами закован.Льется в битве жестокой
Не за родину нынеГладиатора кровь.
Р. Джованьоли (перевод стихотворных текстов М. Талова)
Педагогический прием «фишбоуен». (на закрепление). На доске рисуется рыбий скелет, где дети отмечают голова – проблема или вопрос; верхние косточки – основные понятия или причины; нижние косточки – суть понятий или  следствия; хвост – вывод или ответ на вопрос.