Использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы.




Сафронова Алена Владимировна,
Новоазовская ОШ №1


Услышишь – забудешь.
Увидишь – запомнишь.
Построишь – поймешь.
Конфуций

1. Активные методы обучения
АМО – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, строятся на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

Активные методы обучения - совокупность педагогических методов и приемов, направленных на организацию учебного процесса, и создающих специальными средствами условия, мотивирующих обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала

А.М.Смолкин:
«Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики» (А.М.Смолкин. Методы активного обучения. М.,1991.)

Г.П.Щедровицкий:
«Активные методы обучения и воспитания -  те, которые позволяют “учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями” за счет сознательного “воспитания способностей учащегося” и сознательного “формирования у них необходимых деятельностей”
(Щедровицкий Г., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая Н. Педагогика и логика. М., 1993)

2. Цели, которые лежат в основе активных методов обучения.
Используя АМО, мы обучаем учеников, поощряя их задавать вопросы и искать ответы, применять получаемые знания для решения задач и проблем, ведем обучающихся к обобщению, а не даем им готовые определения, понятия; эпизодически знакомим обучающихся с методами науки; развиваем самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий, учим их слушать друг друга и обсуждать идеи вежливо и конструктивно.
Следует отметить, что большинство активных методов обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе. Так, например, разбор конкретной ситуации можно использовать для решения трех дидактических задач: закрепление новых знаний (полученных во время лекции); совершенствование уже полученных профессиональных умений; активизация обмена знаниями и опыта.

3. Что лежит в основе принципов АМО
1.Весь учебный процесс должен быть ориентирован на достижение задач выраженных в форме компетенций, освоение которых является результатом обучения.
2. Формирование так называемой «области доверия» между обучающими и обучаемым
3. Обучающиеся должны сознательно взять на себя ответственность за собственное обучение, что достигается созданием такой среды обучения, которая формирует эту ответственность.
4. Обучающимся должна быть предоставлена возможность учиться поиску, обработке и использованию информации.
5. Обучающиеся должны иметь возможность практиковаться в освоенных компетенциях в максимально большом количестве реальных и имитационных контекстов.
6. Обучающимся должна быть предоставлена возможность развивать компетенцию, которая получила название «учиться тому, как нужно учиться», то есть нести ответственность за собственное обучение.
7. Индивидуализация обучения: предоставление каждому обучающемуся возможность осваивать компетенции в индивидуальном темпе

4. Классификация методов активного обучения, предложенная Смолкиным А.М., и ее обоснование

Активные методы обучения

неимитационные
имитационные


игровые
неигровые

проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция; эвристическая беседа; поисковая лабораторная учебная дискуссия;
самостоятельная работа с литературой; семинары; дискуссии

деловая игра;
педагогические ситуации;
педагогические задачи и т.п.
коллективная мыслительная деятельность;
ТРИЗ работа

Активизируют познавательную деятельность на уроках, развивают творческие способности.


Учебно-познавательная деятельность строится на имитации профессиональной деятельности


Активизация мышления и творчества
Активизация действия, выработка определенных навыков


Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Специфика имитационных методов обучения состоит в моделировании в учебном процессе различного рода отношений и условий реальной жизни.
Организация жизнедеятельности учащихся, адекватной реальной общественной жизни, в процессе обучения превращает школу учебы, оторванной от реальности, в школу «жизни», которая обеспечивает ученикам естественную ненасильственную социализацию, делает их не пассивными объектами учебного процесса, а субъектами своей деятельности и всей своей жизни.
Ориентация учащихся в процессе такого «жизненного» обучения в реалиях общественной, научной, культурной и других областей жизни позволяет им видеть перспективы своего жизненного пути и, соответственно, планировать и осознанно развивать свои способности.
(Вульферт В.Я. Имитационные методы активного обучения: учеб. пособие / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инженер.
ин-т. – 2-е изд., испр. – Новосибирск, 2011)



5. На что направлены активные методы обучения

Повышение учебной мотивации. Если ученику не интересно на уроке, то эффективность от занятия будет равна нулю.
Формирование диалогического общения ( ученик- ученик, ученик-учитель), развитие коммуникативных способностей
Развитие познавательной активности обучаемых
Выработка навыков работы в коллективе, умений решать проблемы коллективно
Развитие способности к самостоятельному обучению
Корректировка самооценки учащихся
Эффективное представление большого по объему теоретического материала
Формирование навыков активного слушания, чтения
Развитие навыков принятия решения.
Проверка знаний, умений и навыков по теме.











Заголовок 315