Презентация на тему «Война. Отношение к пленным» (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир» (отрывок) и роману Нодара Думбадзе «Я вижу солнце» (отрывок) (5 класс)


Тема «Война. Отношение к пленным» (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир» (отрывок) и роману Нодара Думбадзе «Я вижу солнце» (отрывок) Составил: учитель литературыСулейманова М.Ю. Проблема: Возможно ли на войне проявление человеческого участия к пленным ? Гипотеза: Да, даже на войне возможно проявление гуманности. Этапы исследовательской работы: 1.Словарная работаВойна это-конфликт между политическими образованиями (государствами, племенами, политическими группировками и т. д.), происходящий в форме вооруженного противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами.2. Выявление ассоциаций учащихся 5 «Б» класса к слову «ВОЙНА».3. Тестирование:А) Возможно ли на войне проявление человечности ? 1. Да 2. НетБ) Как надо поступать с пленными?1. Убивать (враги). 2. Отпускать с миром, оказывать помощь (несчастные люди). 4. Поиск ответов в художественной литературе:А) Анализ отрывка из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».Б) Анализ отрывка из романа Н.Думбадзе «Я вижу солнце».5. Выводы Словарная работа. Война- это конфликт между политическими образованиями (государствами, племенами, политическими группировками и т. д.), происходящий в форме вооруженного противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами. 2. Выявление ассоциаций учащихся 5 «Б» класса к слову «ВОЙНА» смерть ВОЙНА жалость сочувствие вражда горе слезы страдание ненависть 3. Тестирование А)Возможно ли на войне проявления человечности?Да- 7 учащихся.Нет- 7 учащихся.Б) Как надо поступать с пленными?1.Убивать (враги)- 4 учащихся2.Отпускать с миром, оказывать помощь(несчастные люди, безоружные, уже не участники военных действий)-10 учащихся. а)анализ отрывка из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» № п/п Герои романа Отношение к пленным Француз-барабанщик, пленные французы 1. Петя Ростов Жалеет пленного мальчика, первым вызывается пригласить его поесть , испытывал желание помочь ему , чувствовал себя неловко перед ним из-за Тихона Щербатого и Долохова. «Мальчик, засунув свои озябшие руки в карманы и подняв брови, испуганно смотрел на Денисова… путался в своих ответах…»«Шлепая босыми ногами по грязи , барабанщик подошел к двери.» 2. Солдаты Старались накормить , обогреть , жалели. «-Mersi, momsieur,-Отвечал барабанщик дрожащим почти детским голосом…» 3. Денисов Даже на войне остается мирным человеком ,в пленных видит несчастных людей, отпускает их, жалеет, а мальчика Венсена оставляет при себе. 4. Тихон Щербатый Убивает пленного, чтобы завладеть его сапогами. 5. Долохов Враждебно смотрит на пленного мальчика, спорит с Денисовым о пленных, предлагает их убивать. б) анализ отрывка из романа Н.Думбадзе« Я вижу солнце» № п/п Герои романа Отношение к пленным Пленный немец 1. Сосойя Настроен враждебно , иронизирует над немцем, отказывается помочь. «Худой, гладко выбритый , голубоглазый, в зеленом вылинявшем кителе» и огромных чувяках»« губы у немца дрожали», «дрожащими руками принял мчади и стал уплетать за обе щеки». 2. Тетя Сосойи Жалеет пленного, отдает свой кусок хлеба, а потом и весь обед, сама насыпала ему в карман табак. Вывод: данное исследование не только подтвердило гипотезу о том, что даже на войне возможно проявление гуманности, но и привело к выводу о том, что только добрые и сострадательные люди,(Денисов, Петя Ростов, тётя Сосойя) способны оказать помощь , пожалеть.Злые ,бесчеловечные люди не посочувствуют не только чужим, но и своим. Смерть Пети Ростова , например, вызвала у Долохова только досаду, которая выразилась в слове «готов».