Рабочая программа кружка Математика для любознательных для 4 класса


Пояснительная записка к спецкурсу «Математика для любознательных»
Рабочая программа составлена для общеобразовательных учреждений для, 4 класса, работающих по развивающей системе Л.В.Занкова.
Концепция данного курса состоит в том, чтобы научить обучающихся логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Данный курс входит в образовательную область математики.
Основная цель обучения математики в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Роль этого курса состоит в том, что он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Цели курса:
развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе;
воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств средствами углубленного изучения математики.
Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой обучения, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровня.
Курс призван способствовать решению следующих задач:
учитывая интересы и склонности учащихся, расширить и углубить знания по предмету;
обеспечить усвоение ими программного материала, ознакомить школьников с некоторыми общими идеями современной математики, раскрыть приложения математики на практике.
Принципы отбора материала заключаются в следующем: каждое занятие наполнено богатым историческим материалом, энциклопедические сведения в математических заданиях, задания с природоведческим и историческим сюжетом, позволяют детям увидеть неразрывную связь математики с окружающим миром, расширяют их кругозор, обогащают активный словарный запас.
В процессе проведения занятий решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы, появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития каждого ребенка, поднять авторитет даже самого слабого ученика. В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различны:
уроки - исследования, ролевые игры, уроки - путешествия, уроки -праздники, уроки - сказки, устные журналы.
практические работы - изготовление наглядных пособий по математике.
игры (интерес и игра вот средства, которые способны организовать детей, на активную умственную деятельность, приобщить его к творческой работе на уроке).
обсуждение заданий по дополнительной литературе.
доклады учеников.
составление рефератов.
экскурсии.
Курс направлен на развитие логического мышления учащихся и формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых для успешной учебы по математике и другим предметам.
Предполагаемые результаты:
Занятия в должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Программа адресована обучающимся 4–х классов, предусматривая проведения занятий -1 час в неделю (всего 34 часа в год).
Учебно-тематический план
№ п.п. Название разделов и темы занятий. Кол-во часов
  Раздел 1 "Общие понятия". 2 часа
1. Неравенства! В мире математических задач. Примеры "с дырками". 2 час
  Раздел 2 "Элементы истории математики". 4 часа
1. Из истории дробей. Пропорции. Старинные задачи. 1 час
2. Виды алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлением. Алгоритмы с повторениями. 3 часа
  Раздел 3 " Числа и операции над ними". 13 часов
1. Оценка суммы, разности, произведения и частного. Решаем примеры с увлечением. Игры: "Восстанови знаки арифметических действий, скобки, цифры, так, чтобы неравенства были верны". Математика и шифры. Шифрование решеткой. 1 часа
2. Деление на двузначное число. Игры: "Делимость чисел", "Курьез делимости". 1 час
5. Дроби. Сравнение дробей. Час веселой математики. Игры: "Затейные задачи", "Затруднительные положения". 1 час
4. Деление и дроби. Игра "Уменье везде найдет примененье". Изготовление наглядного математического материала. 1 час
5. Сложение и вычитание дробей. Игровые задания. Задачи повышенной сложности. 1 час
6. Задачи на части (проценты). Игра "найди эти числа". 1 час
7. Сложение и вычитание смешанных чисел. Рациональные вычисления со смешанными числами. Решаем примеры с увлечением. Игры: "Познавательные математические цепочки". Старинные задачи. Задачи повышенной сложности. 2 часа
8. Задачи на движения. Задачи повышенной сложности. Старинные задачи. Познавательные задачи. 3 часа
9. Круговые, столбчатые и линейные диаграммы. 1 час
10. Графики движения. 1 час
  Раздел 4 " Занимательность". 10 часов.
1. Многоцветие русской головоломки. Шарады. Задачи -пародии. 1 час
2. Фокусы без обмана. Игры: "Угадать дату рождения", "Быстрый счет", "Сколько мне дней?", "Сколько мне минут?", "Сколько мне секунд?" 1 час
3. Галерея числовых диковинок. Задачи повышенной сложности. Координатный угол. Передача изображений. 1 час
4. Кросс - суммы и "магические квадраты". Как самому составить "магический квадрат". 2 часа
5. Числовые великаны. Числовые лилипуты. Задачи повышенной сложности. 1 час
6. Комбинации и расположения. Игры: "Сколькими способами", "Дерево выбора", "Комбинаторика на шахматной доске", "Блуждания по лабиринтам". 1 час
7. Математический Брейн-ринг. 1 час
8. Интеллектуально-познавательная математическая игра "Хочу все знать". 2 часа
  Раздел 5 " Геометрические фигуры и величины". 5 часов
1. Задачи на разрезание и складывание фигур, приближенное вычисление их площадей. 1 час
2. Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации. 1 час
3. Числовой луч. Координаты на луче. Сетки. Игра "Морской бой". 1 час
4. Новые единицы площади: "ар", "гектар". Геометрия на спичках. 1 час
5. Измерение углов. Транспортир. Построение углов заданной градусной меры. 1 час
Содержание программы
Раздел 1 "Общие понятия". (2ч)
Неравенства! В мире математических задач. Примеры "с дырками".
Раздел 2 "Элементы истории математики".(4ч)
Из истории дробей. Пропорции. Старинные задачи.
Виды алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлением. Алгоритмы с повторениями.
Раздел 3 " Числа и операции над ними". (13ч)
Оценка суммы, разности, произведения и частного. Решаем примеры с увлечением. Игры: "Восстанови знаки арифметических действий, скобки, цифры, так, чтобы неравенства были верны". Математика и шифры. Шифрование решеткой.
Деление на двузначное число. Игры: "Делимость чисел", "Курьез делимости".
Дроби. Сравнение дробей. Час веселой математики. Игры: "Затейные задачи", "Затруднительные положения".
Деление и дроби. Игра "Уменье везде найдет примененье". Изготовление наглядного математического материала.
Сложение и вычитание дробей. Игровые задания. Задачи повышенной сложности.
Задачи на части (проценты). Игра "найди эти числа".
Сложение и вычитание смешанных чисел. Рациональные вычисления со смешанными числами. Решаем примеры с увлечением. Игры: "Познавательные математические цепочки". Старинные задачи. Задачи повышенной сложности.
Задачи на движения. Задачи повышенной сложности. Старинные задачи. Познавательные задачи.
Круговые, столбчатые и линейные диаграммы.
Графики движения.
Раздел 4 " Занимательность". (10ч)
Многоцветие русской головоломки. Шарады. Задачи -пародии.
Фокусы без обмана. Игры: "Угадать дату рождения", "Быстрый счет", "Сколько мне дней?", "Сколько мне минут?", "Сколько мне секунд?"
Галерея числовых диковинок. Задачи повышенной сложности. Координатный угол. Передача изображений.
Кросс - суммы и "магические квадраты". Как самому составить "магический квадрат".
Числовые великаны. Числовые лилипуты. Задачи повышенной сложности.
Комбинации и расположения. Игры: "Сколькими способами", "Дерево выбора", "Комбинаторика на шахматной доске", "Блуждания по лабиринтам".
Математический Брейн-ринг.
Интеллектуально-познавательная математическая игра "Хочу все знать".
Раздел 5 " Геометрические фигуры и величины". (5ч)
Задачи на разрезание и складывание фигур, приближенное вычисление их площадей.
Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации.
Числовой луч. Координаты на луче. Сетки. Игра "Морской бой".
Новые единицы площади: "ар", "гектар". Геометрия на спичках.
Измерение углов. Транспортир. Построение углов заданной градусной меры.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
Рабочая программа курса «Занимательная математика», направлена на расширение математического кругозора и эрудиции обучающихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Программа призвана сформировать у обучающихся элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников. Программа предусматривает включение задач и заданий трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе
формулировать выводы.
Обучающиеся должны
знать:
некоторые исторические сведения о дробях, мерах длины, массы и стоимости, о числах календаря, арифметических действиях;
об истории появления измерительных приборов;
несколько стихотворений о математике.
уметь:
выполнять арифметические действия;
пользоваться измерительными инструментами;
разбираться в правилах игры и соблюдать их;
уметь переносить полученные знания в новые условия и применять их в новой ситуации.
решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие несколько действий,
читать информацию, записанную в таблицу и заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов,
уметь устанавливать закономерности.
заполнять магические квадраты размером 3х3,
находить число перестановок не более чем из трёх элементов,
проходить числовые лабиринты, содержащие двое – трое ворот,
решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал