ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА» 5 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №33 городского округа Самара


«Рассмотрено»
на заседании ШМО
протокол № 1 от


«31» августа 20 14 г.


«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ №33 г.о. Самара
____________ /Грачёва ЕИ./

«31» августа 2014г.


«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №33 г.о. Самара
____________/Малкова И.А./


«31» августа 2014г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА» ПЕДАГОГА
Сурковой О.Н.


Предмет факультатив по информатике и ИКТ «Занимательная информатика»
Класс 5А, 5Б, 5В
Часов в неделю 1
Всего часов 34

I. Пояснительная записка

1.Источники составления программы.
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)
Закон «Об образовании» от 10.07.1992года №3266 (с изменениями и дополнениями)
Программа основного общего образования «Информатика и ИКТ» рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2010г.
Авторы программы: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова «Информатика», Бином, Лаборатория знаний, М., 2013г.
Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №33 г.о. Самара на 2013-2014 учебный год.


2. Общая характеристика предмета (содержание):
В современном мире важность школьной информатики можно сопоставить по значению с введением всеобщей грамотности. Знание компьютера и информационных технологий для ученика является обязательным условием его дальнейшей полноценной жизни и деятельности. К сожалению, зачастую потребительское отношение учащихся к информационным технологиям препятствует развитию их познавательных и творческих способностей, поэтому особенно важно применение факультативных занятий по информатике и ИКТ для всестороннего развития личности. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах. Но за счет компонента образовательного учреждения можно изучать этот предмет, как в начальных, так и в 5-7 классах. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики. С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении вводится факультативный курс «Занимательная информатика» для учащихся 5Б класса. Рабочая программа факультативного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межперметные связи. В программе факультативного курса «Занимательная информатика» предложен авторский подход и программа Л.Л. Босовой и А.Ю. Босовой, которая адаптирована к условиям используемого программного обеспечения Linux в образовательном процессе.


3. Цели и задачи образовательной области факультативного курса «Занимательная информатика»
Основными(стратегическими) целями является:
развитие общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллекционную информационную деятельность, представлять и оценивать е результаты;
целенаправленное формированием таких общеучебных понятий ,как «объект», «система», «модель», «алгоритм»;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Тактическими задачами является:
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;


4.Анализ образовательных потребностей обучающихся и аргументация распределения количества часов по направлениям программы
С учетом
интересов обучающихся,
возможностей ОУ и материально-технической базы,
наличия методического и дидактического обеспечения,
особенностями 5-х классов в 2013-14 учебном году
В программе произведено перераспределение часов следующим образом:
инвариантная часть – 28 часов (на изучение предмета)
вариативная часть – 6 часов (на повторение пройденного, диагностику)


5. Методы и формы решения поставленных задач.
Рабочая программа по факультативному курсу «Занимательная информатика» в 5Б классе подразумевает использование таких организационных форм проведения уроков, как:
урок «открытия» нового знания;
урок отработки умений и рефлексии;
урок общеметодологической направленности;
урок развивающего контроля;
урок – исследование (урок творчества);
практическая работа;
творческая работа;
урок – презентация.


6. Логические связи данного факультативного курса с остальными предметами образовательного плана.
При изучении факультативного курса «Занимательная информатика» в 5Б классе используются связи данной дисциплины с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана, такими как: основы здорового образа жизни, математика, биология, история, изобразительное искусство. Это можно проследить по следующим темам:
основы здорового образа жизни:
Техника безопасности и организация рабочего места.

математика:
В мире кодов. Способы кодирования информации
Метод координат.
Представление информации в форме таблиц.
Табличное решение логических задач.
Диаграммы.

биология:
Представление информации в форме таблиц.
Хранение информации.
Передача информации.


история:
Представление информации в форме таблиц.
Передача информации.
Поиск информации.
Кодирование как изменение формы представления информации.

изобразительное искусство:
Компьютерная графика. Графический редактор Paint.
Создание графических изображений.
Преобразование графических изображений


7. Сроки реализации программы: 2013-2014 учебный год
В соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ №33 г.о. Самара, количество часов, отведенных на изучение учебного факультативного курса «Занимательная информатика» на учебный год составляет – 34 часа, (1 час в неделю)
В 1 четверти – 8 часов
Во 2 четверти – 8 часов
В 3 четверти – 10 часов
В 4 четверти – 8 часов


8. Инструментарий для оценивания результатов:
тесты,
практические работы
творческие работы,

9. Система оценки достижений учащихся:
пятибалльная, портфолио, проектная работа
Форма промежуточной и итоговой аттестации: аттестация (оценка) за I, II, III, IV четверти и год.



II. Календарно-тематический план
Факультативного курса «Занимательная информатика» в 5Б классе»

ОНЗ – урок «открытия» новых знаний ОУиР – урок отработки умений и рефлексии ПР – практическая работа
ОН – урок общеметодологической направленности ЗСТ – здоровьесберегающая технология ЛР – лабораторная работа
к/п – компьютерная презентация

Регулятивные УУД:
принятие учебной цели;
выбор способов деятельности;
планирование организации контроля труда;
организация рабочего места;
выполнение правил гигиены
учебного труда.
Познавательные УУД:
сравнение;
анализ;
систематизация;
мыслительный эксперимент;
практическая работа;
усвоение информации с помощью компьютера;
работа со справочной литературой;
работа с дополнительной литературой
Коммуникативные УУД:
умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.
умение выделять главное из прочитанного;
слушать и слышать собеседника, учителя;
задавать вопросы на понимание, обобщение
Личностные УУД:
самопознание;
самооценка;
личная ответственность;
адекватное реагирование на трудности


п/п
раздел,
учебная тема
кол-
во
часов
дата
освоение предметных знаний
(базовые понятия)
вид деятельности обучающихся
Оборудование урока

педагоги
ческая
технология
тип урока




план
факт






РАЗДЕЛ I ИНФОРМАЦИЯ ВОКРУГ НАС (8 часов)


Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места.
1
2-7
сен.

Техника безопасности, виды и действия с информацией.
Навыки целесообразного и безопасного поведения при работе в компьютерном классе. Ознакомление с основными понятиями информации.
ПК учителя, мультимедийный проект, экран, ПК учащихся
Здоровьесберегающая, развивающая.
ОНЗ,
ЗСТ
КП


Компьютер – универсальная машина для работы с информацией
1
9-14
сен

Универсальный объект, компьютер, аппаратное обеспечение.
Освоение основных устройств компьютера и их функций. Представление о роли компьютера в жизни современного человека.
ПК учителя, мультимедийный проект, экран, ПК учащихся
развивающая
ОНЗ
КП


Вод информации в память компьютера. Клавиатура. ПР №1 «Вспоминаем клавиатуру»
1
16-21
сен

Клавиатура, основная позиция пальцев, слеповая десятипальцевая печать
Расширение представления об устройствах ввода информации. Актуализация представлений об основной позиции пальцев и навыков слепой десятипальцевой печати на клавиатуре.
ПК учителя, мультимедийный проект, экран, ПК учащихся
интегрированная
ОНЗ
КП
ОУиР
ПР №1


Управление компьютером. ПР №2 «Вспоминаем приемы управления компьютером»
1
23-28
сен

Программное обеспечение, документ, рабочий стол, указатель мыши, меню, окно
Актуализировать общее представление о программном обеспечении компьютера. Вспомнить способы взаимодействия пользователя с программами и устройства компьютера с помощью мыши и меню.
ПК учителя, мультимедийный проект, экран, ПК учащихся
интегрированная
ОНЗ
КП
ОУиР
ПР №2


Хранение информации. ПР №3 «Создаем и сохраняем файлы»
1
30-5
окт

Память человека, память человечества носитель информации, файл, папка.
Раскрыть суть информационного процесса хранения информации. Углубить и систематизировать представления о носителях информации. Рассмотреть понятия файл и папка. Восстановить умения создания и сохранения файлов в личной папке.
ПК учителя, мультимедийный проект, экран, ПК учащихся
интегрированная
ОНЗ
КП
ОУиР
ПР №3


Передача информации.
1
7-12
окт

Информация, действия с информацией, источник информации, информационный канал, приемник информации
Раскрыть суть информационного процесса передачи информации. Рассмотреть примеры передачи информации, научить выделять в них источники информации, информационные каналы, приемники информации.
ПК учителя, мультимедийный проект, экран, ПК учащихся
Информационно-коммуникационная
ОН
КП
ОУиР


Электронная почта. ПР №4 «Работа с электронной почтой»
1
14-19
окт

Передача информации, электронная почта, электронное письмо.
Закрепить общее представление о передаче информации. Познакомить с электронной почтой как средством коммуникации. Зарегистрировать почтовый ящик. Отработать на практике умение писать, отправлять и получать электронные письма.
ПК учителя, мультимедийный проект, экран, ПК учащихся
интегрированная
ОН
КП
ОУиР
ПР №4


В мире кодов. Способы кодирования информации.
1
21-26
окт

Условный знак, код, кодирование, декодирование.
Закрепить знания об информационных процессах. Обратить внимание на многообразие окружающих их кодов. Сформировать общие представления о роли кодирования информации. Поупражнять в кодировании и декодировании информации с помощью различных кодов.
ПК учителя, мультимедийный проект, экран, ПК учащихся
развивающая
ОНЗ
КП
ОУиР


РАЗДЕЛ II КОМПЬЮТЕР (2 часа)


Метод координат
1
28-2
ноя

Код, кодирование, графический способ координат, числовой способ координат, символьный способ координат, метод координат.
Систематизировать и обобщить сведения, полученные на прошлом уроке. Объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования. Познакомиться с методом координат.
ПК учителя, мультимедийный проект, экран, ПК учащихся
развивающая
ОНЗ
КП
ОУиР



Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов.
1
11-16
ноя

Текст, текстовая информация, текстовый документ.
Представлять текст как один из самых распространенных форм представления информации. Освоить вопросы, касающиеся исторических аспектов создания текстовых документов. Рассмотреть компьютер как инструмент создания текстовых документов.
ПК учителя, мультимедийный проект, экран, ПК учащихся
развивающая
ОН
КП
ОУиР


РАЗДЕЛ III ПОДГОТОВКА ТЕКСТОВ НА КОМПЬЮТЕРЕ (8 часов)


Основные объекты текстового документа. Ввод текста. ПР №5 «Вводим текст»
1
18-23
ноя

Текстовый документ, объекты текстового документа.
Освоение представления об основных объектах текстового документа. Закрепить представления о программных средствах – текстовых редакторах и текстовых процессорах.
Вспомнить основные правила ввода текста. Актуализировать имеющиеся навыки создания и сохранения текстовых документов, открытия ранее созданных документов и внесения в них изменений.
ПК учителя, мультимедийный проект, экран, ПК учащихся
интегрированная
ОНЗ
КП
ОУиР
ПР №5


Редактирование текста. ПР №6 «Редактируем текст»
1
25-30
ноя

Текстовый документ, редактирование текстового документа, операции вставка, замена, удаление.
Систематизировать представление об этапах редактирования текстового документа. Активизировать имеющиеся умения вставки, удаления, замены символов; ввода прописных и строчных букв; разрезания и склеивания строк; быстрого перемещения по документу.
ПК учителя, мультимедийный проект, экран, ПК учащихся
интегрированная
ОН
КП
ОУиР
ПР №6


Текстовый фрагмент и операции с ним. ПР №7 «Работаем с фрагментами текста»
1
2-7
дек

Текстовый документ, редактирование текстового документа, буфер обмена, фрагмент, операции с фрагментами.
Иметь представление о фрагменте текстового документа. Ознакомиться с понятием буфер обмена. Освоить приемы редактирования текстовых документов за счет работы с фрагментами.
ПК учителя, мультимедийный проект, экран, ПК учащихся
интегрированная
ОН
КП
ОУиР
ПР №7


Форматирование текста. ПР №8 «Форматируем текст»
1
9-14
дек

Текстовый документ, форматирование текстового документа, выравнивание, шрифт. Начертание.
Систематизировать представление об этапах форматирования текстового документа. Актуализировать имеющиеся умения оформления текстовых документов в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру. Цвету и выравниванию.
ПК учителя, мультимедийный проект, экран, ПК учащихся
интегрированная
ОН
КП
ОУиР
ПР №8


Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. ПР №9 «Создаем простые таблицы» (задание 1 и 2)
1
16-21
дек

Таблица, столбец таблицы, строка таблицы, ячейка таблицы.
Акцентировать внимание на достоинствах и недостатках текстовой формы представления информации. Освоить таблицу как очень удобную форму структурирования однотипной текстовой информации. Актуализировать умения создания простых таблиц средствами текстового процесса.
ПК учителя, мультимедийный проект, экран, ПК учащихся
интегрированная
ОН
КП
ОУиР
ПР №9


Табличное решение логических задач. ПР №9 «Создаем простые таблицы» (задание 3 и 4)
1
23-28
дек

Таблица, логическая задача, взаимно однозначное представление.
Акцентировать внимание на достоинствах табличной формы представления информации. Получить представление о таблице как очень удобной форме фиксации взаимно однозначного составления между объектами двух множеств. Закрепить умения создания простых таблиц средствами текстового процессора.
ПК учителя, мультимедийный проект, экран, ПК учащихся
интегрированная
ОН
КП
ОУиР
ПР №9


Разнообразие наглядных форм представления информации.
1
13-18
янв

Рисунок, схема, наглядность.
Расширить представления о разнообразии наглядных форм представления информации. Приводить примеры использования схем для решения задач.
ПК учителя, мультимедийный проект, экран, ПК учащихся
развивающая
ОНЗ
КП
ОУиР



Диаграммы. ПР №10 «Строим диаграммы»
1
20-25
янв

Диаграмма столбиковая и круговая.
Расширить представление о разнообразии наглядных форм представления информации. Сформировать умения создания столбиковых и круговых диаграмм.
ПК учителя, мультимедийный проект, экран, ПК учащихся
интегрированная
ОНЗ
КП
ОУиР
ПР №10

РАЗДЕЛ VI КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА (11 часов)


Компьютерная графика. Графический редактор Paint. ПР №11 «Изучаем инструменты графического редактора»
1
27-1
янв

Компьютерная графика, графический редактор, инструменты графического редактора.
Закрепить умения построения диаграмм. Акцентировать внимание на графических возможностях компьютера и навыков работы в нем. Сформировать умение определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений.
ПК учителя, мультимедийный проект, экран, ПК учащихся
интегрированная
ОНЗ
КП
ОУиР
ПР №11


Преобразование графических изображений. ПР №12 «Работаем с графическими редакторами»
1
3-8
фев

Графический редактор, сканер, графический планшет, инструменты графического редактора, фрагмент.
Закрепить умения работы в графическом редакторе. Ознакомиться с возможностями работы с фрагментами в графическом редакторе. Сформировать умения создавать сложные графические объекты путем преобразования графических фрагментов.
ПК учителя, мультимедийный проект, экран, ПК учащихся
интегрированная
ОНЗ
КП
ОУиР
ПР №12


Создание графических изображений. ПР №13 «Планируем работу в графическом редакторе»
1
10-15
фев

Графический редактор, графический примитив, фрагмент.
Закрепить умения работы в графическом редакторе. Сформировать умения создавать сложные графические объекты из простых с предварительным планированием работы.
ПК учителя, мультимедийный проект, экран, ПК учащихся
интегрированная
ОНЗ
КП
ОУиР
ПР №13


Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации.
1
17-22
фев

Информация. Обработка информации, информационная задача, систематизация информации.
Освоить понимание о процессе обработки информации как решении информационной задачи. Приводить примеры информационных задач. Получить представление о двух типах обработки информации. Акцентировать внимание на обработке информации, изменяющей форму представления, но не изменяющей ее содержания.
Получить представление о систематизации информации и рассмотреть примеры систематизации информации.
ПК учителя, мультимедийный проект, экран, ПК учащихся
развивающая
ОНЗ
КП
ОУиР



Списки – способы упорядочивания информации. ПР №14 «Создаем список»
1
24-1
фев

Информация, обработка информации, систематизация информации, упорядочение информации
Акцентировать внимание на обработке информации, изменяющей форму ее представления. Расширить представление о систематизации информации. Освоить представление о списках как инструментах структурирования и систематизации информации. Приводить примеры целесообразного использования нумерованных и маркированных списков. Сформировать практические навыки создания нумерованных и маркированных списков.
ПК учителя, мультимедийный проект, экран, ПК учащихся
интегрированная
ОНЗ
КП
ОУиР
ПР №14


Поиск информации. ПР №15 «Ищем информацию в сети Интернет»
1
3-8
мар

Информация, обработка информации, систематизация информации, поиск информации.
Закрепить представления об обработке информации. Не имеющей ее содержания. Сформировать представление о круге задач, связанных с поиском информации. Сформировать практические навыки поиска информации в сети Интернет и сохранение данной информации.
ПК учителя, мультимедийный проект, экран, ПК учащихся
интегрированная
ОНЗ
КП
ОУиР
ПР №15


Кодирование как изменение формы представления информации
1
10-15
мар

Информация, обработка информации, кодирование информации.
Закрепить представление об обработке информации, не имеющей содержания. Расширить представления о круге задач, связанных с изменением формы представления информации.
ПК учителя, мультимедийный проект, экран, ПК учащихся
развивающая
ОНЗ
КП
ОУиР



Преобразование информации по заданным правилам. ПР №16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»
1
17-21
мар

Информация, обработка информации, правила обработки информации.
Расширить представление о задачах, связанных с обработкой информации и и задачах, связанных с вычислением по заданным правилам, ведущих к получению нового содержания, новой информации.
ПК учителя, мультимедийный проект, экран, ПК учащихся
интегрированная
ОНЗ
КП
ОУиР
ПР №16


Преобразование информации путем рассуждений.
1
1-5
апр

Информация, обработка информации, логические рассуждения.
Расширить представление о задачах, связанных с обработкой информации. Получить представление о преобразовании информации путем рассуждений как еще одним из способов обработки информации, ведущих к получению нового содержания и информации.
ПК учителя, мультимедийный проект, экран, ПК учащихся
развивающая
ОНЗ
КП
ОУиР



Разработка плана действий. Задачи о переправах.
1
7-12
апр

Информация, обработка информации, план действий.
Расширить представление о задачах, связанных с обработкой информации. Соблюдать некоторые формы записи плана действий.
ПК учителя, мультимедийный проект, экран, ПК учащихся
развивающая
ОНЗ
КП
ОУиР



Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях.
1
14-19
апр

Информация, обработка информации, план действий.
Расширить представление о задачах, связанных с обработкой информации. Пользоваться табличной формой записи плана действий.
ПК учителя, мультимедийный проект, экран, ПК учащихся
развивающая
ОНЗ
КП
ОУиР


РАЗДЕЛ V Создание мультимедийных объектов (5 часов)


Создание движущихся изображений. ПР№17 Создаем анимацию» (задание 1)
1
21-26
апр

Информация, обработка информации, план действий, сюжет, видеосюжет.
Расширить представление о задачах, связанных с составлением плана действий. Освоить понятие анимации, как последовательности событий .разворачивающихся по определенному плану. Получить представление о простейших способах создания движущихся изображений. Освоить инструментарий для создания анимации.
ПК учителя, мультимедийный проект, экран, ПК учащихся
интегрированная
ОНЗ
КП
ОУиР
ПР №17


Создание анимации по собственному замыслу. ПР№17 Создаем анимацию» (задание 2)
1
28-3
апр

План действий, сюжет, анимация, настройка анимации.
Закрепить навыки обработки графической информации, планирования последовательности действий и умения работать в редакторе презентаций.
ПК учителя, мультимедийный проект, экран, ПК учащихся
интегрированная
ОНЗ
КП
ОУиР
ПР №17


Выполнение итогового мини-проекта. ПР №18 «Создаем слайд-шоу»
1
12-17
май

Информация, информатика, действия с информацией, план действий, информационный объект, информационные технологии, текстовый редактор, графический редактор, редактор презентации
Повторить и систематизировать материал, изученный в 5 классе. Закрепить умения работы в редакторе презентаций.
ПК учителя, мультимедийный проект, экран, ПК учащихся
интегрированная
ОНЗ
КП
ОУиР
ПР №18


Итоговое тестирование
1
19-24
май




Контроль знаний



Резерв учебного времени
1
26-29
май







Итого:
34 часа

Ценностные ориентиры содержания факультативного курса «Занимательная информатика»
В результате обучения обучающиеся
могут овладеть навыками:
классифицировать информацию по видам;
приводить примеры информационных носителей;
раскрывать свойства информации на примерах;
представлять принципы кодирования информации;
кодировать и декодировать простейшее сообщение;
включать, выключать и перезагружать компьютер, работать с клавиатурой и мышью;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
соблюдать правила ТБ;
различать устройства ввода и вывода;
записывать/считывать информацию с любых носителей;
работать с окнами в операционной системе Windows и операционной оболочке;
запускать программы из меню Пуск;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
создавать, редактировать и формировать документ с использованием разных типов шрифтов и включающий рисунок и таблицу;
выделять элементы текста;
проверять орфографию в документе;
выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, технике;
создавать простейшие анимации.
ознакомятся:
предмет информатики и основные области деятельности человека, связанные с ее применением;
виды информации и ее свойства;
принцип дискретного (цифрового) представления информации;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст);
название и функциональное назначение, основные характеристики устройств ПК;
историю развития вычислительной техники;
назначение, состав и загрузка операционной системы;
операционную оболочку;
представление о способах кодирования информации;
устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
программное и аппаратное обеспечение компьютера;
назначение основных элементов окна графического редактора;
приемы создания и редактирования изображения;
основные элементы текста;
приемы редактирования и форматирования текста;
технологию вставки различных объектов;
о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ
правило создания анимации,


III. Метапредметные, предметные, личностные результаты
Метапредметные результаты:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своих действий, определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор более эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов действий при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в простанственно-графическую или знаково-символьную модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компонентность широкий аспект умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщении; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и исполнение гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации).
Переметные результаты:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических знаниях и операциях;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного целесообразного поведения при работе с компьютерными программами ив Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Личностные результаты:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследователькой, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.


IV. Система контроля и оценивания учебных достижений обучающихся

требования
вид контроля
форма контроля

личностные
предварительный
выставки начальной школы


текущий
устный опрос, наблюдение, практические работы


периодическая проверка ЗУ по разделу
самостоятельные работы


итоговый
выставка работ, презентации проектов

метапредметные
предварительный
входная диагностика


текущий
наблюдение, тестирование, творческие работы


итоговый
мониторинг

предметные
в сфере



а)познавательной
текущий
тест с многозначным выбором ответа, наблюдение


итоговый
мониторинг

б)мотивационной
текущий
устный опрос


итоговый
письменный опрос

в)трудовой деятельности
текущий
самоконтроль, практические работы, мини-проекты, взаимопроверка, инструкционные карты, самооценочная карта контроля


итоговый
тестирование, готовое изделие

г)физиолого-психологической деятельности
текущий
наблюдение, устный опрос, рефлексия

д) эстетической
текущий
наблюдение, творческие работы, самооценка по критериям

е)коммуникативной
текущий
наблюдение


итоговый
защита проекта, мониторинг



V. Критерии оценки качества знаний учащихся по факультативному курсу «Занимательная информатика»

При устной проверке.

Оценка «5» ставится, если учащийся:
полностью усвоил учебный материал;
умеет изложить учебный материал своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся:
в основном усвоил учебный материал;
допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся:
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «2» ставится, если учащийся:
почти не усвоил учебный материал;
не может изложить учебный материал своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Оценка «1» ставится, если учащийся:
полностью не усвоил учебный материал;
не может изложить учебный материал своими словами;
не может ответить на дополнительные вопросы учителя.


При выполнении практических работ

Оценка «5» ставится, если учащийся:
творчески планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
правильно и аккуратно выполняет задания;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.

Оценка «4» ставится, если учащийся:
правильно планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
в основном правильно и аккуратно выполняет задания;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.

Оценка «3» ставится, если учащийся:
допускает ошибки при планировании выполнения работы;
не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;
затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.

Оценка «2» ставится, если учащийся:
не может правильно спланировать выполнение работы;
не может использовать знаний программного материала;
допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;
не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.

Оценка «1» ставится, если учащийся:
не может спланировать выполнение работы;
не может использовать знаний программного материала;
отказывается выполнять задания.


При выполнении творческих и проектных работ
Технико-экономические требования
Оценка «5»
ставится, если учащийся:
Оценка «4»
ставится, если учащийся:
Оценка «3»
ставится, если учащийся:
Оценка «2»
ставится, если учащийся:

Защита проекта
Обнаруживает полное
соответствие
содержания доклада и
проделанной работы.
Правильно и четко
отвечает на все
поставленные
вопросы. Умеет
самостоятельно
подтвердить
теоретические
положения
конкретными
примерами.
Обнаруживает, в
основном, полное
соответствие
доклада и
проделанной
работы.Правильно
и четко отвечает
почти на все
поставленные
вопросы. Умеет, в основном,
самостоятельно
подтвердить
теоретические
положения
конкретными
примерами
Обнаруживает
неполное
соответствие
доклада и
проделанной
проектной работы.
Не может правиль-но и четко ответить на отдельные
вопросы.
Затрудняется
самостоятельно
подтвердить
теоретическое
положение
конкретными
примерами.
Обнаруживает незнание большей части
проделанной проектной работы.
Не может правильно и четко ответить на многие вопросы.
Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами.

Оформление проекта
Печатный вариант.
Соответствие
требованиям
последовательности
выполнения проекта.
Грамотное, полное
изложение всех
разделов.
Наличие и качество наглядных
материалов
(иллюстрации,
зарисовки,
фотографии, схемы и т.д.). Соответствие
технологических
разработок
современным
требованиям.
Эстетичность
выполнения.
Печатный вариант.
Соответствие
требованиям
выполнения
проекта.
Грамотное, в
основном, полное
изложение всех
разделов.
Качественное,
неполное количество
наглядных
материалов.
Соответствие
технологических
разработок
современным
требованиям.
Печатный вариант. Неполное соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы. Неполное соответствие технологических разработок v современным требованиям.
Рукописный
вариант.
Не соответствие
требованиям
выполнения
проекта.
Неграмотное
изложение всех
разделов.
Отсутствие
наглядных
материалов.
Устаревшие
технологии
обработки.

Практичес
кая направлен
ность
Выполненное изделие соответствует и может
использоваться по назначению, предусмотренному при разработке проекта.

Выполненное изделие соответствует и может
использоваться по назначению и допущенные отклонения в проекте не имеют принципиального значения.
Выполненное изделие имеет отклонение от указанного назначения, предусмотренногов проекте, но может использо-ваться в другом практическом применении.
Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению.

Соответст
вие технологии выполнения
Работа выполнена в соответствии с
технологией.
Правильность
подбора
технологических
операций при проектировании
Работа выполнена в соответствии с технологией, отклонение от указанных инструкционных карт не имеют принципиального значения
Работа выполнена с отклонением от технологии, но изделие может быть использовано по назначению
Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от технологии, применялись не предусмотренные операции, изделие бракуется



При выполнении тестов, контрольных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся: выполнил 90 - 100 % работы
Оценка «4» ставится, если учащийся: выполнил 70 - 89 % работы
Оценка «3» ставится, если учащийся: выполнил 30 - 69 % работы
Оценка «2» ставится, если учащийся: выполнил до 30 % работы


VI. Наличие материально-технического, информационного обеспечения


п/п
вид средства обучения
наименование средства обучения / учебного пособия

1
Книгопечатная продукция
УМК:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

2
Печатные пособия
Стенды и плакаты по т/б
Правила по технике безопасности при работе в компьютерном классе.

3
Компьютерные и коммуникативные средства
Компьютерные слайдовые презентации:
«Техника безопасности»
«Носители информации»
«В мире кодов»
«Текс: история и современность»
«Табличный способ решения логических задач»
«Наглядные формы представления информации»,

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»
Интернет-рессурсы:
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])

4
Технические средства обучения
Телевизор, экран (интерактивная доска), компьютер, проектор

5
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по основным разделам и темам программы
Комплект диапозитивов по основным разделам и темам программы

6
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Аппаратные средства:
Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.
Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.
Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
Программные средства:
Операционная система.
Файловый менеджер.
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.
Программа разработки презентаций.
Браузер.

7
Оборудование кабинета (мастерской)
ПК учителя
ПК учащихся
Экран
Проектор
Парты ученические
Стулья ученические
Стол учительский
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором для крепления плакатов и таблиц











13 PAGE 14115








13 PAGE 141015












13 PAGE 141715







Заголовок 115