Рабочая программа факультативного курса по географии Занимательная география (5 класс)

Пояснительная записка.
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
1. Закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
2. Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»;
3. Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального, основного общего и среднего общего образования »;
4.Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на соответствующий учебный год, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации, приказ Минобранауки России от 31.03.2014 г. №256;
5. Приказ Минобрнауки России от 08.06.2015г. № 576 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников»
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный № 1999;
7. Письмо комитета образования от 10.04.2015 г. №1144/15 «Об организации образовательной деятельности в 2015/2016 г.учебном году»
8. Приказ МКОУ «СОШ с. Бабстово» № 59 от 04.06.2015 г. «Об утверждении учебного плана школы на 2015-2016 учебный год».
9. Устав школы, протокол №4 от 23.12.2014 г.
10. Рабочие программы. География. УМК «Сферы» 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2011.
География в школе это учебная дисциплина, уникальность которой заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает её с группой информационно-технических наук. География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» наукой. Несмотря на это до сих пор и в современном обществе, и в школьной географии она нередко трактуется как справочно-энциклопедическая область знания. Такой взгляд в корне противоречит существу современной географической науки. Её главной целью в настоящее время является изучение пространственно-временных связей в природных и антропогенных географических системах от локального до глобального уровня. Играя роль своеобразного мостика между естественными и общественными науками, достижения географической мысли активно используются в решении разнообразных естественно-научных, экологических и социально-экономических проблем современности. В соответствии с современной концепцией учебного предмета география это школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся системное представление о Земле как о планете людей. Именно география как мировоззренческий междисциплинарный предмет должна помочь учащимся осознать своё место в мире и понять тесную взаимосвязь с окружающей природной и социальной средой. Программа факультативного курса базируется на содержании учебной программы по начальному курсу географии. Изучение факультативного курса направлено на развитие личной ответственности школьника за всё происходящее в окружающем мире. Курс должен помочь детям адекватно реагировать на происходящие вокруг изменения и осознанно заниматься практической деятельностью с позиций современной географической науки. В конечном итоге, изучение факультативного курса призвано помочь решить задачу гармонизации современного мира. Главной воспитательной целью курса «География» следует считать воспитание гражданина, осознающего своё место в Отечестве и в мире Земли.
В течение 35 занятий учащиеся на практике освоят географические понятия и закономерности: научаться ориентироваться и проводить измерения на местности, составлять простые карты и схемы, наглядные пособия, исследовать свойства воды, познавать «тайны» географических названий, создавать географическую игротеку.
Методические особенности организации занятий.
1. Методы и приёмы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности.
2. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращается на развитие и совершенствование таких качеств ученика, которые очень важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.
3. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Планируемые результаты
Важнейшие личностные результаты:
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Формирование личностных представлений о целостности природы.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.
Формирование экологического сознания.
Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе.

Важнейшие метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты
формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов.
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов
формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.
В процессе изучения курса:
ученик научится работать с картами;
ориентироваться на местности по компасу и местным признакам, производить элементарную глазомерную съёмку местности.
узнает, из чего состоит земная кора, какие горные породы залегают в нашей местности;
узнает состав гидросферы и как охранять её;
узнает состав атмосферы и как ее охранять
научиться практическим навыкам охраны окружающей среды.
получит начальные знания о материках и океанах







Тематический план факультативного курса
(35 часов, 1 час в неделю)
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе практическая часть (час)




практические работы
экскурсии

1
Земля – планета Солнечной системы
2
1


2
Основы картографии
2
1


3
Ориентирование
2
1


4
Литосфера
6
4


5
Атмосфера
8
2


6
Гидросфера
6
2
1

7
Путешествие по материкам и океанам
3



8
Краеведение
5
1


9
Итоговое занятие
1



ИТОГО:
35
12
1

Календарно-тематический план факультативного курса
Календарно-тематическое планирование факультативного курса
(1 час в неделю, 35 часов)

Тема внеурочной деятельности
Цель работы
Результаты обучения
Методы
Оборудование
Дата по плану
Дата фактическая

Земля-планета Солнечной системы ( 2 часа)



1,2
Земля среди других планет Солнечной системы. Осваиваем моделирование! Глобус – модель Земли.
Определение форм Земли.
Личностные: осознание целостности природы. Метапредметные: способствовать самостоятельному приобретению практических умений. Предметные: формирование представлений об особенностях планета Земля.
Моделирование
Гибкая линейка или портновский метр.



Основы картографии (2 часа)



3,4
Карта – язык географии
Мы- картографы!
Формирование знаний о картах, умений работы с картой
Л-ые: овладение системой географических знаний; М-ые: умение организовать свою деятельность; Пр-ые: использование полученных умений и навыков в жизни
Практическая работа с картами
Атласы, настенные карты



Ориентирование (2 часа)



5,6
Способы ориентирования на местности
Формирование знаний и умений ориентирования на местности
Л-ые: овладение системой географических знаний; М-ые: умение организовать свою деятельность; Пр-ые: использование полученных умений и навыков в жизни
Практическая работа, определение азимута
Компас, план, транспортир



Литосфера (6 часов)



7
Строение Земли Строим свою модель Земли.
Определение внутреннего строения Земли.
Л –ые: овладение системой географических знаний. М –ые: умение моделировать Пр – ые: умение описывать и объяснять признаки географических объектов..
Моделирование
Разноцветный пластилин, дощечки для лепки.



8,9
Вулканы Земли. Осваиваем метод моделирования. Создаем конструктор литосферных плит.
Определение положения действующих вулканов на границе литосферных плит.
Л –ые: овладение системой географических знаний; М-ые: умение моделировать, организовать свою деятельность, выбирать средства для реализации цели; Пр-ые: формирование представлений о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени.
Моделирование
Картон, ножницы, карандаш, копировальная бумага, краски, клей.



10
Из чего состоит земная кора. Почувствуйте себя геологами.
Формирование умения работы с определителем горных пород и минералов.
Л-ые: осознание ценности природы; М-ые: умение организовать свою деятельность; Пр-ые: использование полученных умений и навыков в повседневной жизни для объяснения образования горных пород.
Практическая работа
Коллекции минералов и горных пород



11
Землетрясе- ния. Почувствуйте себя учёными сейсмологами!
Формирование знаний о стихийном явлении, правилах поведения при землетрясении.
Л-ые: осознание глобальных проблем человечества; М-ые: умение анализировать и отбирать информацию; Пр-ые: использование полученных умений и навыков в повседневной жизни для предсказания землетрясений.
Работа со справочной литературой.
Учебник. Презентация



12
Рельеф земной поверхности. Мы – геодезисты!
Формирование умений работать с нивелиром по определению высоты холма.
Л-ые: осознание ценности природы; М-ые: умение организовать свою деятельность; Пр-ые: владение практическими умениями по использованию нивелира для определения высоты объекта.
Полевые исследования метод нивелирования.
Нивелир.



Атмосфера (8 часов)



13
Воздушная оболочка Земли – атмосфера.
доказательство наличия атмосферного давления.
Л-ые: осознание ценности географической среды; М-ые: умение самостоятельно проводить эксперимент; Пр-ые: овладение практическими умениями для определения атмосферного давления
Эксперимент, исследование.
Стакан, лист бумаги, презентация, видеоматериаллы



14
15
Погода и метеорологические наблюдения. Попробуйте себя в роли метеоролога!
Формирование знаний о метеоприборах для определения погоды, создание простейших метеоприборов.
Л-ые: осознание ценности географической среды. М-ые: умение организовать свою деятельность по моделированию приборов; Пр-ые: умение владеть практическими умениями по измерению направления ветра, определения температуры, количества осадков.
Моделирование
Флюгер: картон, цветная бумага, компас, деревянный стержень, клей, 2 катушки для ниток небольшая обувная коробка. Осадкомер: пластиковая бутылка, цветной скотч..



16
Практическая работа «Составление графика температуры по своим наблюдениям»
Формирование умений построения графика температур.
Л-ые: формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи с природой; М--ые: формирование умения применять знания на практике, оценивать достигнутые результаты; Пр-ые: делать умозаключения: причины изменения температуры в природе.
Практическая работа
Дневник географа следопыта



17
Ветер. Определения направления ветра. Составление розы ветров.
Умение практически определять направление ветра по флюгеру и по местным признакам, анализировать и чертить розу ветров.
Л-ые: осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы; М-ые: формирование умения ставить учебную цель, вести долгосрочные наблюдения и достигать её; Пр-ые: объяснять значение понятий: ветер, бриз, муссон. Объяснять причины образования ветров, чертить розу ветров.
Практическая работа
Дневник географа-следопыта.



18
Определение состояния атмосферного воздуха, охрана его от загрязнения.
Определение уровня загрязнения воздуха в школе
Л-ые: осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы; М-ые: формирование умения ставить учебную цель, вести долгосрочные наблюдения и достигать её; Пр-ые: выяснять источники загрязнения воздуха пришкольной территории.
Наблюдение, исследование
скотч, справочная литература.



19
Облака. Стихийные явления атмосферы.
Формирование умения определять виды облаков. Формирование знаний о стихийных явлениях и причины их возникновения.
Л-ые: формирование умения наблюдать, замечать изменения и делать прогнозы, видеть красоту облаков; М-ые: формирование умения ставить учебную цель, вести долгосрочные наблюдения и достигать её; Пр-ые: объяснять значение понятий: облака. Знать характерные стихийные явления атмосферы: гроза, молния, ураган, смерч. Соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий.
Наблюдение справочная литература.
Дневник географа-следопыта.



20
Охрана природы. Выявление источников загрязнения местных вод. Почувствуйте себя экологами!
Местные водоемы в черте села
Л-ые: осознание себя частицей живой природы, но в то же время человеком, вносящим вклад в её сохранение; М-ые: умение организовать практическую деятельность по улучшению окружающей среды; Пр-ые: формирование представлений о том, что человек может по разному относится к природе, но как существо разумное он должен её охранять.
экскурсия




Гидросфера (6 часов)



21
Мировой океан – главная часть гидросферы. Почувствуйте себя мореходами!
Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.
Л-ые: овладение на уровне общего образования системой географических знаний; М-ые: умение организовать свою деятельность, определить её задачи и оценить достигнутые результаты; Пр-ые: использование географических названий в повседневной жизни.
Игровая деятельность
.



22,
23
Воды суши. Реки. Почувствуйте себя гидрологами!
Формирование умений использовать различные источники географической информации для воображаемого путешествия по рекам
Л-ые: овладение на уровне общего образования системой географических знаний; М-ые: умение вести отбор информации на основе текста учебника с последующим устным рассказом. Пр-ые: развитие географического мышления на основе работы с интернет- ресурсом и картой атласа.
Самостоятельная работа с интернет-ресурсом
Интернет-ресурс. Презентация.



24
Озёра.
Почувствуйте себя гидрологами.
Формирование умений использовать различные источники географической информации
Л-ые: овладение на уровне общего образования системой географических знаний; М-ые: умение вести отбор информации на основе текста учебника с последующим устным рассказом. Пр-ые: развитие географического мышления на основе работы с интернет- ресурсом и картой атласа.
Самостоятельная работа с интернет-ресурсом. Выпуск информационных листов «Озера России»




25
Вода в земных кладовых. Почувствуйте себя гидрологами.
Изучить водопроницаемые и водоупорные породы на основе модели родника.
Л-ые: овладение на уровне общего образования системой географических знаний; М-ые: умение организовать свою деятельность, определить её цели, оценить достигнутые результаты; Пр-ые: формирование географических знаний о водопроницаемых и водоупорных слоях.
Исследованиеэксперимент,
кувшин с водой, образцы пород: песок, глина, суглинок



26
Охрана природы. Выявление источников загрязнения местных вод. Почувствуйте себя экологами!
Формирование экологических знаний, воспитание экологической культуры.
Л-ые: осознание себя частицей живой природы, но в то же время человеком, вносящим вклад в её сохранение; М-ые: умение организовать практическую деятельность по улучшению окружающей среды; Пр-ые: формирование представлений о том, что человек может по разному относится к природе, но как существо разумное он должен её охранять.
Выпуск экологической листовки
Цв. Карандаши, альбомный лист, материал.



Путешествие по материкам и океанам (3 часа)



27-29
Рекорда материков и океанов
Формирование первичных знаний по курсу материков и океанов
Л-ые: овладение на уровне общего образования системой начальных географических знаний о материкахи океанах Земли
М-ые: умение организовать свою деятельность по соответствию описания с изображением; Пр-ые: умение выделять существенные признаки изображения и соотносить с текстовым описанием
Игровая деятельность
Презентация, физическая карта мира



Краеведение (5 часов)



30
31
Мой край на карте Родины. Памятники природы ЕАО
Мы – краеведы!
Формирование первичных географических знаний о ЕАО
Л-ые: осознание гражданина своей страны, самой большой державы в мире; М-ые: умение анализировать и отбирать информацию; Пр-ые: умение работать с картами и находить город Димитровград или его местоположение на любой карте.
Работа по выпуску газеты «Памятники природы ЕАО»
Ватман, цветные карандаши, справочники,интернет-ресурсы



32
33
Географические названия ЕАО Почувствуйте себя топонимистами!
Формирование умений с топонимистическими словарями, энциклопедиями, составление кроссворда
Л-ые: овладение умениями и навыками по применению их в жизненных ситуациях; М-ые: умение вести самостоятельный поиск, отбор информации её преобразование; Пр-ые: овладение основными навыками нахождения и использования географической информации
Работа со справочной литературой,, творческое задание-кроссворд
Учебник, дневник следопыта.



34
Почвы своей местности. Проблема охраны и улучшения плодородия почв своей местности. Почувствуйте себя почвоведами
Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.
Л-ые: формирование основ экологической культуры; формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы. М-ые: умение организовать свою деятельность, определить цели и задачи, оценить достигнутые результаты; Пр-ые: формирование представлений о разнообразии почв ЕАО. Объяснять значение понятий: почва, гумус, объяснять процесс образования почвы
Справочная литература, образцы почв.
Презентация



35
Итоговое занятие

Л-ые: формирование основ экологической культуры, формирование осознания себя как жителя планеты Земля. М-ые: высказывать суждения, подтверждая фактами. Оценивать работу одноклассников. Пр-ые: формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях; формирование умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Игровая деятельность
Физические карты полушарий и России электронное приложение.




Описание
материально-технического и учебно-методического обеспечения
рабочей программы

Дополнительная литература:
Журнал «География в школе».
Энциклопедия. География. – М.: «Просвещение», 2003.
Методические пособия:
Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2006 и другие.
В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „Физическая география, начальный курс“. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.
А.В.Шатных. Начальный курс географии. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2007, 2011.
Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
Н.А.Никитина. Поурочные разработки по географии. Физическая география, 6 класс. – М.: ВАКО, 2004.
Н.Н.Петрова. География, начальный курс. Рабочая тетрадь для учителя. – М.: Дрофа, 2001.
Н.В. Болотникова, В.П. Комарова. География 6-11 классы. Развернутое тематическое планирование. – Волгоград: Учитель, 2009.
Бахчиева О.А. Начальный курс географии. Методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии. 6 класс». – М.: Дрофа, 2004.
Внеклассная работа по географии. 6 класс./Сост. Клюшникова Н.М. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
А.Ф. Романова Предметные недели в школе: География. – Волгоград: Учитель, 2004.
Оборудование и приборы
Иллюстрированный атлас мира. – М.: «Просвещение», 2003.
Большой атлас мира. – М.: «Просвещение».
Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
Карты (тематические, политические, физические), план местности, топографическая карта.
Аэрофотоснимки.
Оборудование для проведения съемки местности: нивелиры, компасы, визиры, тренога, планшеты.
Глобусы. Модели. Рельефные таблицы.
Электронное картографическое пособие «География. Мир».
Цифровые образовательные ресурсы
Интернет-ресурсы
http://ru.wikipedia.org/wiki
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Чудеса природы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Планета Земля
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Россия, как система
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Национальное географическое общество
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Города России
Литература, рекомендованная для учащихся
Томилин А. Н. География для детей- М.: АСТ, 2009
Энциклопедия для детей. География. –М.: Аванта +, 2000
Большой географический атлас.- М.: Олма- Пресс, 2002
Географические открытия: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2007
Земля и Вселенная. – М.: Махаон, 2010
Вулканы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2006
Горы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2009
Моря и океаны: энциклопедия. – М.: Махаон, 2010
Живой мир: энциклопедия. – М.: Росмэн, 2008
Большая энциклопедия природы. – М.: Росмэн, 2008









Заголовок 215