программа факультативного курса для 8 классс «Анатомия человека»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа факультативного курса с тематическим планированием «Анатомия человека» составлена по биологии для 8 класса на основе сборника программ элективных курсов/сост. И.П. Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203с. (Биология, предпрофильная подготовка).
Общая характеристика факультативного курса
Программа курса основывается на содержании и принципах построения базовой школьной программы по анатомии и физиологии человека, но включает в себя более глубокое и расширенное содержание, усиленное выполнением практических работ. Программа включает отдельные содержательные блоки, каждый из которых - это круг вопросов, связанных со строением и функциями конкретного аппарата или системы, включая тканевый уровень. Данный факультативный курс не только расширит кругозор учащихся, но и повысит качество знаний по данному предмету.
Изучение фило- и онтогенеза органов и систем, возрастных и половых особенностей, влияние внешней среды способствует широкому естественно-научному образованию обучающихся, формирует у них экологическое мышление.
Цель курса: расширить и углубить знания учащихся, в области анатомии и физиологии человека с целью формирования целостного представления о человеке как о биосоциальном виде; использовать полученные знания для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Задачи курса:
▪знакомство с фундаментальными законами и принципами существования организма человека;
▪особенности человека как вида животного царства;
▪изучение строения организма человека, его отдельных тканей, органов и систем органов в связи с выполняемыми функциями;
▪формирование системы общебиологических понятий;
▪знакомство с историей развития знаний по анатомии и физиологии человека и вкладом в развитие этих наук выдающихся ученых;
▪освоение приемов и методов изучения физиологических процессов и функций организма человека, развитие навыков самостоятельной исследовательской и проектной работы;
▪знакомство с гигиеническими требованиями и привитие навыков здорового образа жизни;
▪воспитание экологической культуры учащихся;
▪повышение качества знаний по предмету.
Место учебного предмета в учебном плане
Важное место анатомии и физиологии человека как учебного предмета в системе биологического образования определяется ее значением в формировании правильных представлений, учащихся о строении, закономерностях и механизмах физиологических процессов организма человека, о психическом и социальном здоровье человека. Актуальность программы «Анатомия человека» - это науки, изучающие биологическую сущность человека, являются фундаментом для медицины.
Программа факультативного курса рассчитана на 35 часов. Занятия проводятся по 1 часу в неделю. В данной программе предусмотрено проведение 5 практическая работы.
Адресность программы
Рабочая программа составлена для организации учебных занятий в 8а и 8б общеобразовательных классах, углубленно изучающих предметы естественнонаучного профиля.
Результатом психологической диагностики уровня интеллектуального развития показывает, что в данных классах присутствуют обучающиеся с высоким, средним и низким уровнем интеллектуального развития. Так же в этих классах есть обучающиеся с высокой, средней и низкой мотивацией к обучению.
Формы организации образовательного процесса
Определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, обобщение знаний после завершения изучения крупных тем); личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.
Методы и приёмы работы на уроках: словесные, наглядные, письменная работа, поощрения, индивидуальный опрос, работа с текстом, работа у доски, под руководством учителя, беседа, убеждение значимости, фронтальный опрос, взаимоконтроль, самоконтроль.
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков обучающихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Учебно-тематический план
№
п/п Тема раздела Количество часов
теоретические практические/
лабораторные
1 Введение 1 2 Положение человека в природе 2 3 Ткани организма человека 1
4 Остеология 1 1
5 Соединение костей 2 6 Скелет туловища 2 7 Скелет верхней конечности 2 8 Скелет нижней конечности 2 9 Миология 2 10 Общая характеристика внутренних органов 2 11 Дыхательная система 2 12 Мочеполовая система 2 13 Сердечно-сосудистая система 1 1
14 Артериальная система. Венозная система 1 1
15 Эндокринная система 2 16 Нервная система и органы чувств 2 17 Периферическая нервная система 2 18 Органы чувств 2 1
Итого: 35 часов 30 часов 5 часов
Содержание программы факультативного курса. 8 класс (35 часов, 1 час в неделю)
1. Введение. Определение предмета анатомии и связи ее с другими биологическими науками. Разделы анатомии. Методы анатомического исследования, значение изучения анатомии в формировании научного мировозрения. Роль знаний анатомии в формировании личности ученика.
2. Положение человека в природе. Общие черты человека и позвоночных животных. Общие черты человека и приматов и их отличия. Ранние стадии развития зародыша человека. Особенности эмбриогенного человека. Организм человека как единая целостная живая система. Положение человека как биологического вида в системе животного царства.
Анатомия и физиология человека - науки, изучающие внешнее и внутреннее строение, функции и процессы жизнедеятельности организма человека. Предмет анатомии и физиологии, методы и основные направления. Значение анатомии и физиологии для медицины и биологии. Краткая история анатомии и физиологии.
3. Ткани организма человека. Понятие о тканях. Классификация тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткань, их строение, многообразие, функции, местоположение в организме, происхождение в онтогенезе. Практическая работа №1. Особенности строения эпителиальных и соединительных тканей с использованием готовых микропрепаратов.
4. Остеология. Аппарат движения, его состав и значение. Пассивная часть двигательного аппарата - скелет. Строение костной ткани. Кость как орган: внешнее и внутреннее строение. Химический состав и физические свойства костей. Рост костей. Классификация костей. Практическая работа № 2. Оценка собственных параметров осанки.
5. Соединения костей. Непрерывные, полупрерывные и прерывные соединения костей. Строение и классификация суставов. Значение соединения костей. Обзор скелета человека: отделы, характеристика костей отделов скелета. Особенности скелета человека в связи с прямохождением, выполнением трудовых операций, половые отличия. Осанка. Болезни скелета и их профилактика.
6. Скелет туловища. Фило- и онтогенез позвоночного столба и грудной клетки, их особенности у человека. Соединение костей туловища. Влияние различных факторов на строение скелета. Предупреждение формирования неправильной осанки. Аномалии развития скелета туловища.
7. Скелет верхней конечности. Онтогенез. Особенности строения руки человека в связи с трудовой деятельностью и прямохождением. Соединение костей верхней конечности.
8. Скелет нижней конечности. Особенности строения у человека. Своды стопы. Предупреждение плоскостопия. Соединения костей нижней конечности. Особенности костей таза у женщин.
9. Миология. Активный двигательный аппарат, его значение. Поперечнополосатая скелетная мышечная ткань. Скелетная мышца как орган: строение и функции. Классификация мышц. Основные закономерности работы мышц.
Рефлекторный принцип деятельности скелетных мышц. Обзор скелетной мускулатуры человека. Мышечная деятельность как условие здорового образа жизни. Значение физических упражнений. Осанка и гигиена позвоночника, профилактика заболеваний позвоночника.
10. Общая характеристика внутренних органов. Система органов пищеварения человека, ее состав и функции. Отделы пищеварительного тракта, их строение. Ротовая полость: язык, зубы, их участие в пищеварении. Глотка, пищевод. Желудок: строение, желудочные железы, желудочный сок. Тонкий кишечник, его отделы, особенности строения стенки. Толстый кишечник: отделы, строение стенки. Пищеварение и его значение для организма. Пища, пищевые и питательные вещества. Пищеварительные ферменты и их действие. Профилактика заболеваний ротовой полости.
Работы И.П. Павлова по изучению пищеварения. Процессы пищеварения в отделах пищеварительного тракта. Пищеварительные железы: печень, поджелудочная железа их строение и роль в процессах пищеварения. Регуляция пищеварения. Понятие о полноценном, сбалансированном питании и гигиена пищеварения.
11. Дыхательная система. Система органов дыхания, значение дыхания. Верхние дыхательные пути: носовая полость, носоглотка, ротоглотка, гортань: строение функции. Нижние дыхательные пути: трахея, бронхи, их строение и функции. Легкие, их местоположение, внешнее строение. Внутреннее строение легких. Плевра. Механизм вдоха - выдоха. Механизмы и эффективность газообмена в легких. Легочные объемы и их определение. Регуляция дыхания. Гигиена органов дыхания.
12. Мочеполовая система. Система органов мочевыделения. Роль выделительных процессов для нормальной жизнедеятельности. Почки, их местоположение, внешнее строение. Жировая капсула почек. Внутреннее макро- и микроскопическое строение почек. Нефрон - структурная и функциональная структура почек. Процесс мочеобразования: фильтрационная фаза и реабсорбционная фаза. Регуляция мочеобразования. Мочевыводящие пути. Гигиена органов мочевыделения, профилактика заболеваний.
13. Сердечно - сосудистая система. Сердце: местоположение, внешнее строение. Внутреннее строение сердца: полости, стенка, клапаны. Функции сердца. Околосердечная сумка, ее строение и значение. Свойства сердечной мышцы: возбудимость, проводимость, сократимость, автоматия. Проводящая система сердца. Ее значение. Работа сердца: сердечный цикл, систолический и минутный объем кровотока, тоны сердца, электрокардиограмма. Регуляция работы сердца.
Кровеносные сосуды, их классификация, особенности строения и функции. Закономерности расположения сосудов. Механизмы движения крови по артериям, венам и капиллярам. Основные закономерности и показатели движения крови по сосудам: давление, пульсовая волна, линейная скорость и время полного кругооборота.
Общая схема кровообращения человека: сосуды большого, малого и сердечного кругов кровообращения.
Практическая работа № 3. Изучение закономерностей работы сердца при различных нагрузках.
14. Артериальная система. Венозная система. Лимфатическая система: ее строение и функции. Лимфатические сосуды и лимфатические узлы. Лимфа и лимфообращение. Кровь. Понятие о внутренней среде организма и о гомеостазе. Функции крови. Строение, состав свойства и объем крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, их количество, строение и функции. Кроветворные органы. Свертывание крови. Группы крови человека. Иммунитет, его виды. Гигиена органов кровообращения, заболевания сердечно-сосудистой системы и их профилактика.
Практическая работа № 4. Первая помощь при кровотечениях.
15. Эндокринная система. Желез внутренней секреции. Гормоны. Роль эндокринных желез в регуляции функций организма. Система желез внутренней секреции. Общие понятия о регуляции функций. Гуморальная регуляция. Понятие о гормонах, их значение в организме. Обзор эндокринной системы. Функции отдельных желез внутренней секреции, их гипо- и гиперфункции.
16. Нервная система и органы чувств. Эмбриогенез нервной системы. Спинной мозг. Белое и серое вещество. Подразделение нервной системы на отделы. Нервная ткань. Строение и функции нейронов. Понятие о синапсе. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Рефлекторная дуга. Классификация рефлексов. Безусловные и условные рефлексы. Правила выработки условных рефлексов. Работы И.П. Павлова.
Центральная нервная система: спинной и головной мозг. Строение внешнее и внутреннее. Отделы головного мозга, их строение и функции. Большие полушария, их строение и функции. Доли больших полушарий. Кора больших полушарий, ее строение, локализация функций в коре больших полушарий. Особенности головного мозга человека.
17. Периферическая нервная система. Периферическая нервная система: спинномозговые и черепно-мозговые нервы. Соматическая и автономная нервная система. Строение и функции. Сравнительная характеристика симпатической и парасимпатической нервной системы. Высшая нервная деятельность человека. Первая и вторая сигнальные системы. Память, мышление, сознание.
18. Органы чувств. Сенсорные системы. Роль сенсорных систем в связи организма с внешней средой. Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. Строение органа зрения. Зрительные рецепторы. Механизмы фоторецепции. Гигиена зрения и нарушения зрения.
Слуховой анализатор. Строение органа слуха: наружное, среднее и внутреннее ухо. Строение кортиева органа и роль волосковых клеток. Механизмы звуковосприятия. Гигиена слуха. Вестибулярный анализатор. Полукружные каналы и преддверие улитки. Работа вестибулярного аппарата.
Вкусовой, обонятельный и кожный анализаторы, строение и механизмы рецепции.
Практическая работа № 5. Закономерности реакции зрачка на степень освещенности глаза. Определение остроты зрения.
Примерные темы проектных работ учащихся.
1. Выбираем здоровье. Оценка состояния здоровья учащихся
на основе антропометрических исследований и разработка рекомендаций по его улучшению.
2. Краткая история анатомии и физиологии человека.
3. Микромир нашего организма.
4. Фотоальбом «Анатомия человека»
5. Достижения современной биологии в области анатомии и физиологии человека.
6. Проект «В здоровом теле – здоровый дух» Оценка состояния здоровья учащихся на основе антропометрических исследований и разработка рекомендаций по его улучшению
7. Новейшие изобретения в медицине.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Программа направлена на достижение следующих целей освоение важнейших знаний о человеке как о биосоциальном существе, сформировать представление о строении человеческого тела, о строении органов, систем органов, их тесной взаимосвязи, координации и регуляции функций, размножении и развитии, высшей нервной деятельности;
-уметь:
-применять биологические знания для объяснения процессов и явлений протекающих в организме человека;
- использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
-распознавать на таблицах органы и системы органов;
- находить связи между строением и функциями органов;
-оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях и травмах;
- соблюдать режим отдыха и труда, правила личной и общественной гигиены,
- пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения, ставить простейшие опыты;
- работать с учебной и дополнительной литературой;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-воспитание естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни;
- позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
-применение полученных знаний и умений для профессионального самоопределения, для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Формируемые ключевые компетенции - компетентностей, т.е. готовности обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Ключевые компетенции Способ их формирования и развития Способы контроля и мониторинга
Учебно-познавательные компетенции
1.1.
1.2.
1.3. Учебно-управленческие компетенции - Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности.
- Определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному и коллективному выполнению учебной задачи.
- Соблюдать основные правила выполнения домашней учебной работы в определенных временных границах.
- Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность (самоуправление);
- Усвоение способов самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации; - Оценка умения планировать, организовывать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность.
- Индивидуальный и коллективный опрос.
- Оценка индивидуально- групповой формы деятельности.
- Оценка качества и своевременность выполнения домашних и классных работ.
- Рефлексия
Учебно-логические умения
Знать:
- Правила составления классификаций.
- Типы классификаций: искусственная и естественная.
- Формы доказательства.
Уметь:-Определять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи.
- Сравнивать объекты.
- Определять и решать проблемы Решение учебных, познавательных задач.
Учебно - информационные и
коммуни-
кативные компете-
нции.
Умения работать с письменными и устным текстами.
А) работа с книгой и другими источниками информации;
Б) культура устной и письменной речи. - Бегло, сознательно, правильно читать
- Составлять сложный план письменного и устного текста.
- Составлять на основании письменного и устного текста таблицы, схемы, графики.
- Составлять тезисы письменного и устного текста.
- Составлять конспекты письменного и устного текста.
- Составлять реферат по определенной форме.
-Составлять доклады
Беседы, дискуссии, защита рефератов, творческих работ, презентаций.
Выполнение заданий в тетрадях на печатной основе.
Умения работать с реальными объектами (предметы, процессы, явления )как источниками информации. - Самостоятельно осуществлять различные виды наблюдений (структурированное, неструктурированное, лабораторное, полевое)
Оценка самостоятельной деятельности учащихся при выполнении лабораторных, практических работ.
2 Компетенции личностного самосовершенствования.
Знать: способы и приемы познания, методы познавательной деятельности и эффективного обучения.
Уметь: воспроизводить известные способы решения, самостоятельно находить новые решения, решать учебно-познавательные нестандартные ситуации, творчески учиться, развивать познавательный интерес к учебным дисциплинам.
Оценка выполнения творческих и исследовательских работ. Проектная деятельность.
Оценка уровня сформированности знаний учащегося по основным разделам курса.
3 Общекультурные компетенции компетенции в сфере общественной деятельности;
компетенции в сфере трудовой деятельности;
компетенции в бытовой сфере (включая аспекты семейной жизни, сохранения и укрепления здоровья и т.д.);
компетенции в сфере культурной деятельности (включая набор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность). - адекватное осмысление ситуации на основе имеющихся культурных образцов понимания, оценки такого рода ситуаций;
– адекватность распознавания ситуации, постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм в данной ситуации;
– адекватное общение с учетом соответствующих культурных образцов общения и взаимодействия.
Учебно-методический комплект
Литература для обучающихся
Анастасова Л.П., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая среда. Учебник для 9 класса. М.: Просвещение, 1997.
Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: Просвещение, 1980.
Мамонтов С.Г. Биология. Пособие для поступающих в вузы. М.:Высшая школа, 1991.
Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека. Учебник для 9 класса школ с углубленным изучением биологии. М.:Просвещение, 1999.
Энциклопедия для детей. Человек. М., Аванта + , 2002.
Справочник школьника и студента/ Под ред. З Брема и И. Мейнке. – М.: Дрофа, 2000
Литература для учителя
Анастасова Л.П., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая среда. Учебник для 9 класса. - М.: Просвещение, 1997.
Араксова О. С, Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии. 8-11 класс. Методическое пособие. – М.:Вентана-Граф, 2005
Зайцев О.С. Методика обучения химии. Теоретический и практический аспект. – М.: Просвещение, Владос, 1999.
3. Мамонтов С.Г. Биология. Пособие для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1991.
Рохлов В.С. Человек. Дидактический материал.- М.: Просвещение, 1997.
Румянцева М.Ф., Лосева Т.Н., Бунина Т.П. Руководство к практическим занятиям по физиологии с основами анатомии человека.- М.: Медицина, 1986.
Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. -М.: Просвещение, Владос, 1995.
Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека. Учебник для 9 класса школ с углубленным изучением биологии. М.: Просвещение, 1999.
Энциклопедия для детей. Человек. М., Аванта + , 2004.
Хуторской А.В. Структура широкомасштабного педагогического эксперимента. Научно-практический журнал. Школьные технологии № 3, 2006., с.44
Календарно-тематическое планирование на учебный год: 2014/2015
№ П\П Кол-во
часов Тема
Дата
план/ факт
Введение (1 час)
1 1ч Введение. Анатомия и физиология человека как науки. Краткая история их развития. Положение человека в природе (1час)
2 1ч Положение человека в системе животного царства. Общий обзор свойств и строения организма человека. Ткани организма человека (1 час)
3 1ч Ткани организма человека. Строение эпителиальных и соединительных тканей, их значение. Практическая работа №1. Особенности строения эпителиальных и соединительных тканей с использованием готовых микропрепаратов. Остеология (2 часа)
4-5 2ч Опорно-двигательный аппарат человека. Пассивный двигательный аппарат. Активный двигательный аппарат. Осанка и гигиена позвоночника, профилактика заболеваний позвоночника
Практическая работа № 2. Оценка собственных параметров осанки. Соединение костей (2 часа)
6-7 2ч Непрерывные соединения: синдесмозы, синхондрозы, синостозы. Их значение в организме. Полусуставы. Прерывистые соединения: диартрозы. Строение суставов: основные и дополнительные элементы. Классификация суставов, оси вращения. Факторы, влияющие на подвижность суставов. Развитие суставов в фило- и онтогенезе. Возрастные изменения суставов. Скелет туловища (2 часа)
8-9 2ч Фило- и онтогенез позвоночного столба и грудной клетки, их особенности у человека. Соединение костей туловища. Влияние различных факторов на строение скелета. Предупреждение формирования неправильной осанки. Аномалии развития скелета туловища. Скелет верхней конечности (2 часа)
10-11 2ч Онтогенез. Особенности строения руки человека в связи с трудовой деятельностью и прямохождением. Соединение костей верхней конечности. Скелет нижней конечности (2 часа)
12-13 2ч Особенности строения у человека. Своды стопы. Предупреждение плоскостопия. Соединения костей нижней конечности. Особенности костей таза у женщин. Миология (2 часа)
14-15 2ч Мышцы – активная часть опорно-двигательного аппарата. Строение мышечной ткани. Классификация мышц. Мышцы туловища. Мышцы верхней конечности. Мышцы нижней конечности. Мышцы головы. Общая характеристика внутренних органов (2 часа)
16-17 2ч Деление на системы. Серозные оболочки и их развитие. Пищеварительная система. Общий план строения пищеварительной трубки. Особенности ее в различных отделах. Полость рта, глотки, пищевод, желудок, кишечник. Печень. Поджелудочная железа. Особенности кровообращения печени. Дыхательная система (2 часа)
18-19 2ч Воздухоносные пути. Общий план строения воздухоносных путей. Полость носа. Гортань. Трахея, бронхи. Респираторный отдел. Ацинус – структурная единица легкого. Особенности кровообращения в легких. Плевра. Мочеполовая система (2 часа)
20-21 2ч Почки, особенности кровообращения. Эндокринная система почек. Мужские половые органы: семенник, семявыводящий проток, предстательная железа. Женские половые органы: яичник, матка, маточные трубы. Маточно-яичниковый цикл. Сердечно-сосудистая система (2 часа)
22-23 2ч Сердечно-сосудистая система. Общий план строения стенки кровеносных сосудов. Отличие артерий от вен. Типы капилляров. Сердце. Топография, строение. Проводящая система сердца. Фило- и онтогенез сердца. Практическая работа № 3. Изучение закономерностей работы сердца при различных нагрузках.
Артериальная система. Венозная система (2 часа)
24-25 2ч Аорта, ее отделы. Ветви дуги аорты, грудной и брюшной аорты. Области кровообращения. Закономерности хода артерий. Фило- и онтогенез сосудистой системы. Верхняя и нижняя полые вены. Лимфатические капилляры, сосуды, узлы, протоки. Морфофункциональные особенности венозной и лимфатической систем. Свертывание крови. Группы крови. Иммунитет. Практическая работа № 4. Первая помощь при кровотечениях.
Эндокринная система (3 часа)
26-28 3ч Желез внутренней секреции. Гормоны. Роль эндокринных желез в регуляции функций организма. Нервная система и органы чувств (2 часа)
29-30 2ч Эмбриогенез нервной системы. Спинной мозг. Белое и серое вещество. Оболочки спинного мозга. Головной мозг. Ствол мозга. Строение продолговатого и заднего мозга. Средний и промежуточный мозг. Конечный мозг. Базальные ядра. Лимбическая и экстрапирамидная система. Кора головного мозга. Цитоархитектоника. Корковые концы анализаторов по И.П.Павлову. Периферическая нервная система (2 часа)
31-32 2ч Черепно-мозговые нервы. Спинномозговые нервы, сплетения. Вегетативная нервная система: симпатическая и парасимпатическая. Морфофункциональные особенности. Органы чувств (3 часа)
33-35 3ч Орган зрения, строение зрительного анализатора. Орган слуха и равновесия, строение слухового и вестибулярного аппарата. Орган вкуса и обоняния. Профилактика близорукости. Гигиена слуха. Практическая работа № 5. Закономерности реакции зрачка на степень освещенности глаза. Определение остроты зрения. Итого 35 часов