Урок русского языка. Тема: Типы склонений имен существительных.


Урок: Русский язык Школа: Кийминская средняя школа
Дата: 2017 г Имя учителя: Ижбулатова Елена Валентиновна
Класс: 3 класс Количество присутствующих: Количество отсутствующих:
Тема урока: «Типы склонения имен существительных»
Цели обучения: Знать на какие типы делятся имена существительные по склонению. Понимать какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению. Применить полученные знания при определении типа склонения имен существительных.
Предполагаемый результат: Учащиеся знают на какие типы по склонению делятся имена существительные.
Определяют склонение имен существительных.
Языковая цель Основные термины и словосочетания:
Материалы прошедших уроков Часть речи, имя существительное, род, число, окончание, начальная форма имен существительных.
План
Временное планирование Планируемые мероприятия Ресурсы
1-3 минута Создание положительного эмоционального настроя.
-Друзья мои, я очень рада.
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз!
Я очень хочу чтобы вы улыбались
Работаю нашей довольны остались.
Пусть этот урок нас порадует всех
И каждый из нас ощутит свой успех.
У вас на партах находятся конверты с заданием.
Я прошу каждого из вас выбрать конверт.
-Желтый конверт для умников и умниц.
-Зеленый конверт для гениев.
-Красный конверт для вундеркиндов.
(выбирают конверт)
Деление учащихся на группы: вундеркинды, умники и умницы, гении.
Распределение ролей среди участников группы: спикеры, оформители, исследователи, таймеры. Конверты с заданием.
Слайдовая презентация
3-7минута Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.
-Откроем конверты и посмотрим, что находится внутри.
В конвертах находится «Дневник юного исследователя», с которым нам сегодня и предстоит работать.
Работа с дневником.
Задание
Перед нами стихотворение М. Пляцковского «Какие бывают слова».
Есть сладкое слово – ……………………,Есть быстрое слово – ……………………,Есть кислое слово – ………………………,Есть слово с окошком – ………………..
Есть слово колючее – ……………………,Есть слово промокшее – ………………,Есть слово упрямое – ……………………,Есть слово зелёное – …………………….,
Есть книжное слово-……………………..,Есть слово лесное –  ……………………….Есть слово пушистое – ……………………,Есть слово весёлое – ……………………….
Ваша задача придать стихотворению завершенный вид.
Проверка: конфета, ракета, лимон, вагон, ежик, дождик, цель, ель, страница, синица, снег, смехДневник исследователя.
Слайдовая презентация
Критерии успеха Придают стихотворению завершенный вид.
Все существительные расположены правильно.
За каждое правильно расположенное существительное учащийся получает 1 балл
(макс- 12 баллов) Лист оценивания
7- 11 минута -Что объединяет эти слова?
-Что мы знаем о имени существительном?
Ответить на этот вопрос нам помогут открытые тесты, которые есть в дневнике исследователя.
1.«Умники и умницы»
1.Имя существительное это ………………………… 2. Имя существительное отвечает на вопросы … 3. Имя существительное обозначает……………… 4. На какие типы делятся имена существительные по склонению?
2 «Гении». 1. Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос………, неодушевленные отвечают на вопрос……………. 2.Имена, фамилии, клички животных, географические названия это …………………… 3. Имена существительные бывают………… рода
4. Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

3 «Вундеркинды»
1. Как изменяются имена существительные?
2. Что называем склонением?
3. Каким членом предложения может быть имя существительное?
4. Как определить склонение имен существительных?
- Спикеры каждой группы озвучивают ответы на вопросы теста.
На доске составляется кластер
«Имя существительное»215900134620 Часть речи Обозначает предмет Отвечает на вопросы Кто? Что?Собственные Изменяется по и нарицательные падежам и числам Одушевленные и неодушевленные М. р Ж.р С.р В предложении главные и второстепенные члены
Имя существительное


Дневник исследователя
Критерии успеха За каждый правильный ответ каждый участник группы получает 1 балл
(макс -3 балла) Лист оценивания
12- 15 минута - На какие вопросы теста вы не смогли ответить? -На какие типы делятся имена существительные по склонению? -Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? -Как определить тип склонения имен существительных?
Исходя из вопросов сформулируем тему урока и поставим перед собой цель.
Тема урока:
«Типы склонения имен существительных»
Цель урока:
-Узнать на какие типы делятся имена существительные по склонению? -Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? -Как определить тип склонения имен существительных?
-Для того чтобы достичь цели нашего урока и ответить на вопросы нам нужно провести небольшую исследовательскую работу. Слайдовая презентация
15- 20 минута Работа по теме урока
Внимательно прочитайте предложенный вам информационный текст и найдите правильный ответ на вопрос, на который вы не ответили.
(Группы работают с текстом и находят ответ на свой вопрос)
Текст
Склонение это изменение имен существительных по падежам. Существительные бывают 1, 2, 3 склонения К первому склонению относятся имена существительные М.р с окончанием а-я; Ж.р с окончанием а-я Ко второму склонению относятся существительные М.р с нулевым окончанием, Ср. р с окончанием о-е К третьему склонению относятся имена существительные Ж.р с нулевым окончанием. Чтобы определить склонение имен существительных нужно поставить слово в начальную форму - именительный падеж единственного числа. Определить род имени существительного. Выделить окончание в начальной форме По роду и окончанию определить склонение. (выступление спикеров).
Спикер 1 группы.
Спикер 2 группы
Спикер 3 группы
Дополнение кластера «Имя существительное» Информационный текст.
Ресурсы для составления постера.
Критерии успеха На вопрос дан верный ответ.
За правильный ответ каждый участник группы получает 1балл.
(макс- 1 балл) Лист оценивания
21- 25 минута Работа в группах.
Используя алгоритм приведенный в информационном тексте выполнить задание.
Распределить имена существительные по типу склонения:
Конфета, ракета, лимон, вагон, ежик, дождик, цель, ель, страница, синица, снег, смех. Дневник исследователя
Критерии успеха Проверка по эталону.
(группы обмениваются выполненным заданием)
За каждое верно определенное склонение имен существительных учащиеся получают 1 балл. (макс- 12 баллов) Слайдовая презентация
Динамическая пауза 26-27 минута Электронная физ.минутка. Интернет ресурс
28- 33 минута Самостоятельная работа.
Задание.
Выпишите только существительные 2-го склонения: шалаш, дочь, озеро, врач, ландыш, чертёж,сторож, карандаш, ёж, ночь. Дневник исследователя
Критерии успеха За каждое правильно написанное слово,1 балл.
Определите тип склонения.
(макс количество баллов- 8) Лист оценивания
34-40минута Самостоятельная работа.
Задание
Выписать имена существительные.
Определить тип склонения имен существительных.
Учитель учит нас тому,
Что нужно будет в жизни:
Терпенью, чтенью, счету и письму
И верности родной Отчизне. Дневник исследователя
Критерии успеха Самопроверка
За каждое правильно выписанное слово 1 балл
(макс- 8 баллов) Лист оценивания
41-43 минута Рефлексия
Прием «Свободный микрофон»
-Какие существительные относятся к первому склонению?
-Какие существительные относятся ко второму склонению?
-Какие существительные относятся к третьему склонению?
Вспомним цель, поставленную в начале урока.
Удалось ли нам достичь её? Микрофон
44-45 минута Оценивание.
Прием «Лестница успеха»
38 -44 балла - отлично .30-37 баллов – хорошо
20-29 баллов- удовлетворительно
Лестница успеха