Падеж имен существительных. Понятие о типах склонений


Утверждаю: Русский язык 5 класс дата: 26.01.2016 г.
Тема урока: Падеж имен существительных. Понятие о типах склонений.
Цели урока: Сформировать знания учащихся о падежах имени существительного и о типах склонения существительного
Задачи: 1. восстановить в памяти учащихся знания о падежах и падежных формах; дать понятие о типах склонения, научить их склонять имена существительные; познакомить с предлогами, с которыми употребляется тот или иной падеж.  2. развивать умения склонять существительные, относящиеся к разным родам, правильно выделять в них окончания; верно определить падеж в контексте по вопросу или по предлогу.  3. Осуществлять трудовое воспитание, привитие усидчивости ,внимательности.
Тип урока: изучение нового материала
Метод: объяснение материала, игра «У кого зрительная память хорошая?», «Продавец и покупатель » (ролевая игра), работа с текстом,кубизм, поиск
Наглядность: учебник, ноутбук, схема, таблица, портрет М.В. Ломоносова, Толковый словарь русского языка С. Ожегова, казахско-русский словарь, кубик
Ход урока:
1.Организационная работа
Психологический настрой учащихся. Друзья мои, я очень радаПриветствовать сегодня вас.И для меня уже наградаСияние ваших умных глаз.Я знаю: каждый из вас генийНо без труда талант не впрокВысказывайте ваши мненияИ вместе проведем урок.Я вас приветствую и жду от вас улыбок. Видите, как всем нам стало хорошо!2.Проверка домашнего задания: Число имени существительного. (правило,примеры)
Упражнение 268 стр.116
Библиотека (жен.р.),линейка (жен.р),журнал (муж.р),доска(жен.р), ручка (жен.р), портфель (муж.р ),форма (жен.р)
3.Объяснение нового материала
В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
Изменение имен существительных по падежам называется склонением.
(Ребята знакомятся с таблицами 3-х склонений существительного)
Вопросы кто? кого? кому? кого? кем? о ком? ставится к одушевленным существительным.
Вопросы что? чего? чему? что? чем? о чем? ставятся к неодушевленным существительным.
1. Чтение текста задания №1 стр.117-118 «Почему падежи так называются?»
Название падежам дал великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов (Он родился в Архангельске, отец был рыбаком, пешком пошел учиться в Москву.)
2.      Выписать из текста существительные каждого падежа.
3.      Выделить окончания, определить род, падеж.
4.      Указать существительные одушевленные или неодушевленные, собственные или нарицательные.
Образец: сижу в классе – класс, муж. род., П.п, неодуш,нариц.
Тетрадь – жен.р, И.п,неодуш,нариц.
Даю сестре книгу-сестра-жен.р,Дат.п,одуш,нариц.
Режу ножом- нож- муж.р,тв.п,неодуш,нариц.
Игра «У кого зрительная память хорошая?»
На столе выложенном материале лежат предметы быта (спички, пуговица , ножницы, бусы, фото, иголка с ниткой, сотовый телефон и др.) дети рассматривают эти предметы в течение 20-30 секунд, затем материал (сверток) убирается со стола, после ученики должны назвать увиденный предмет и определить род данных слов.
Например: иголка- жен. р., спички- мн.ч (учитель отмечает, что существительное спички употребляется только во мн. ч.), а вот слово пуговица ребята переводят на русский язык с помощью казахско - русского словаря.
Упр.274 стр.118 (устно).
*Знакомство с теоретическим материалом стр. 117-119
Задание №4 стр.101 Таблица употребления предлогов с падежами.
Уч-ся  читают текст, , слушают учителя,  читают теоретический материал, делают выводы, выполняют задания по парам, индивидуально
4.Закрепление нового материала
Задание №277 стр.119
Развитие речи и этикета. Задание №5 стр.101
-Как продавец относится к покупателям?
-Что было в отделе елочных игрушек?
-В каком отделе магазина было спокойно?
-Как вели себя ребята в отделе игрушек?
-составление диалога по тексту .игра «Продавец и покупатель»
-Здравствуйте!
-Здравствуйте!
-У вас есть ручка?(тетрадь)
-Да
-Сколько она стоит?
- Тридцать тенге.
- Я у вас возьму одну ручку. Спасибо.
-До свидания.
-До свидания.
Работа по азбуке вежливости
5. Рефлексия метод «Кубизм»
- Расскажите об имени существительном.
- Расскажите о категории рода существительного.
-Сколько чисел у имени существительного?
- Кто дал названия падежам? 
-Сколько падежей в русском языке?
-Как определить падеж существительного?
Домашнее задание:
По азбуке вежливости написать, какие правила поведения составили бы для покупателей.
Упражнение 275
Выйти из магазина (из чего? откуда?)
6. Подведение итогов.
Выставляются оценки.