Рабочая программа по русскому языку для 7 класса (индивидуальное коррекционно — развивающее обучение)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Литература» предназначена для изучения предмета на базовом уровне и является целостным документом.
Рабочая программа учебного курса «Литература» для 7 класса составлена на основе общегосударственной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе под редакцией Л.М. Рыбченковой, В.Я. Коровиной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерной программой основного общего образования по русскому языку для 5-9 классов: Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения.
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой, О. В. Загоровской и др. 5-9 классы – М. : Просвещение, 112 с.
и ориентирована на работу с учебником и учебно-методическим комплексом: «Литература. 7 класс» для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : В 2-х ч. / В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин / под ред. В. Я. Коровиной. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2014.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
Федеральный закон от 24.11.95. № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ»;
Типовое положение об образовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства РФ» от 12.03.97г. № 288;
Письмо Управления специального образования Минобразования России от 30.05.2003 №27\2881-6 «О единых требованиях к
наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с ЗПР»;
Письмо Министерства образования РФ от 27.03.2000г. №27\901-6 «О психолого- медико-педагогическом консилиуме (ПМПк)
образовательного учреждения»;
Письмо Министерства образования РФ от 16.04.2001 №29\1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ОВЗ (Со специальными образовательными потребностями)»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 г. № АФ-150\06 «О со здании условий для получения образования
детьми с ОВЗ»;
СанПиН, 2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях» 03.03.2011,регистрационный номер 19993
Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений, утверждённого приказом Мин. Образования РФ от
10.04.2002 № 29/2065-п.
Учебный план МБОУ «Зерновская школа» на 2015/2016 учебный год.
Цели и задачи программы, её место в учебном процессе
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Программа определяет базовый уровень подготовки по литературе учащихся основной общеобразовательной школы в соответствии со стандартом основного общего образования по русскому языку.
Программа рассчитана на обучающихся, имеющих задержку психического развития, обучающихся в специальных коррекционных классах VII вида, учитывая следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, негрубые нарушения речи. Произведения художественной литературы звучат на уроках в чтении учителя и учащихся. Анализ произведений основывается на постоянном обращении к тексту. В процессе преподавания учитель практически знакомит детей с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям. В целях расширения кругозора, углубления литературного образования школьников проводятся уроки внеклассного чтения. В программе изложено конкретное содержание работы над теми произведениями, которые изучаются на уроках литературы в 5-9 классах специальных школ. Распределение изучаемого материала по классам, а также примерный расчёт учебного времени на их изучение представлено в тематическом планировании.
Задачи преподавания литературы детям с задержкой психического развития максимально приближены к задачам, поставленным перед общеобразовательной школой, и учитывают специфические особенности учеников. Курс литературы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению литературы:
осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) - небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.
Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
Объём программы: 7 класс — 70 часов, 2 часа в неделю
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Распределение часов на внеклассное чтение (далее – Вн. чт.)
и развитие речи (далее – Р. р. № __)
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
Вн. чт. 4 6 2 4 5
Р. р. 4 4 2 4 5
Перечень необходимых видов работ по развитию речи:
словарная работа,
различные виды пересказа,
устные и письменные сочинения,
отзывы,
доклады,
обучение конспектированию, тезированию, составлению плана,
диалоги,
творческие работы,
произведения для заучивания наизусть,
списки произведений для самостоятельно чтения.
Письменные работы по литературе выполняются на уроках развития речи.
Запись темы урока развития речи должна соответствовать теме, обозначенной в календарно-тематическом плане рабочей программы, и отражать вид деятельности обучающегося и учителя. Например, «Классное сочинение по…», «Подготовка к домашнему сочинению по…», «Обучение тезированию. Взгляд Д. Писарева на …».
Необходимо помнить, что письменные работы могут быть обучающими и контрольными, поэтому целесообразно указывать в записи «Контрольное сочинение…», «Обучающее изложение…», «Обучение тезированию…», «Обучение конспектированию…» (обязательно указать, на примере какого произведения).
Рекомендуемые нормы чтения
Класс Чтение вслух (кол-во слов в мин.) Чтение про себя (кол-во слов в мин.)
5 110-120 170
6 120-140 210
7-11 150 250
Содержание тем
Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе принципов:
единства содержания обучения на разных его уровнях,
отражение в содержании обучения задач развития личности,
практической значимости и научности содержания обучения,
доступности обучения,
соблюдение преемственности.
Курс литературы в 7 классе строится на основе концентрического, историко- хронологического, проблемно-тематического принципов. Планируемые результаты усвоения учебного предмета
К концу VII класса обучающиеся должны сформировать представление о специфике литературы как искусстве слова, умение осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Должны уметь производить сопоставительный анализ произведений близких по теме, сюжету, образам, видеть своеобразие авторской позиции. Знать теоретико-литературные понятия, изучаемые в 6 классе, в основном охватывающие внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
ВВЕДЕНИЕ / 1 ч.
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / 7 ч.
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины, Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха.
Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (Для внеклассного чтения).Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / 3 ч.
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок),
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория л и т е р а т у р ы . Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XYIII ВЕКА / 2 ч.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА / 27 ч.
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I й Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория л и т е р а т у р ы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их
значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Т е о р и я литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория л и т е р а т у р ы . Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека.
«Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Т е о р и я литературы . Поэма (развитие понятия).Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.
Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина». Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Матап» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Т е о р и я литературы . Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова». Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Т е о р и я литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ…» / 1 ч.
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»;
И. Бунин. «Родина»;
А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА / 13 ч.
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Т е о р и я литературы . Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка – незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни, Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Т е о р и я литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.
«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ / 1 ч.
М. Зощенко. Слово о писателе.
Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
«ТИХАЯ МОЯ РОДИНА…» / 3 ч.
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего
(В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Т е о р и я литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
ПЕСНИ НА СТИХИ ПОЭТОВ XX ВЕКА / 3 ч.
А. Вертинский. «Доченьки»;
И. Гофф. «Русское поле»;
Б. Окуджава. «По смоленской дороге...».
Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ / 2 ч
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»),
«О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА / 7 ч.
Роберт Бернс. Особенности творчества.
«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория л и т е р а т у р ы Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Произведения для заучивания наизусть:
Пушкин А. С. «Полтавский бой» или «На берегу пустынных волн...»
Лермонтов М. Ю. «Молитва» или «Ангел».
1 стихотворение по теме «Великая Отечественная война».
1 стихотворение по теме «Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов).
Произведения для самостоятельного чтения
Фольклор. Былины по выбору учащихся. Пословицы и поговорки народов мира.
Из древнерусской литературы
Из «Моления Даниила Заточника». Наставление тверского епископа Семена.
Из русской литературы XVIII века
Капнист В. На кончину Гавриила Романовича Державина.
Сумароков П. Эпиграмма.
Из русской литературы XIX века
Глинка Ф. Н. К почтовому колокольчику.
Лермонтов М. Ю. Завещание. Памяти А. И. Одоевского.
Куприн И. Изумруд.
Майков А. Н. Гроза
Мерзляков Ф. «Среди долины ровныя...».
Некрасов Н. А. Саша.
Полонский Я. П. Дорога.
Пушкин А. С. Товарищам. К портрету Жуковского. Полтава. Скупой рыцарь.
Рылеев К. Ф. Петр Великий в Острогожске.
Из русской литературы XX века
Ахматова А. А. «Я научилась просто, мудро жить...».
Блок А. А. «Ветер принес издалека...». «Девушка пела в церковном хоре...». «Там, в ночной завывающей стуже...».
Брюсов В. Я. Нить Ариадны.
Вампилов А. В. Цветы и годы (сцена). Свидание (сценка).
Высоцкий В. С. Песня о друге.
Рыбаков Н. Трилогия о Кроше.
Фраерман Р. Н. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви.
Из зарубежной литературы
Японские трехстишия (хокку, или хайку).
Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате. Э. По. Лягушонок.
В. Гюго. Отверженные. Девяносто третий год.
Дж. Лондон. На берегах Сакраменто.
Р. Брэдбери. Все лето в один день.
Перечень необходимых видов работ по развитию речи:
словарная работа,
различные виды пересказа,
устные и письменные сочинения,
отзывы,
доклады,
обучение конспектированию, тезированию, составлению плана,
диалоги,
творческие работы,
произведения для заучивания наизусть,
списки произведений для самостоятельно чтения.
Письменные работы по литературе выполняются на уроках развития речи.
Запись темы урока развития речи должна соответствовать теме, обозначенной в календарно-тематическом плане рабочей программы, и отражать вид деятельности обучающегося и учителя. Например, «Классное сочинение по…», «Подготовка к домашнему сочинению по…», «Обучение тезированию. Взгляд Д. Писарева на …».
Необходимо помнить, что письменные работы могут быть обучающими и контрольными, поэтому целесообразно указывать в записи «Контрольное сочинение…», «Обучающее изложение…», «Обучение тезированию…», «Обучение конспектированию…» (обязательно указать, на примере какого произведения).
Тематический план
Наименование
разделов и тем Кол-во
часов Из них наразвитие речи, ч. внеклассное чтение,
Введение 1 - -
Устное народное творчество 7 - -
Древнерусская литература 3 - -
Из русской литературы XYIII века. 2 - -
Из русской литературы XIX века 27 1 2
«Край ты мой, родимый край…» 1 - -
Произведения русских писателей XX века 13 1 -
Писатели улыбаются 1 - -
«Тихая моя Родина…» 3 - -
Песни на стихи поэтов XX века 3 - -
Из литературы народов России 2 - -
Зарубежная литература 7 - -
Итого 70 2 2
С целью осуществления контроля (промежуточного, итогового) целесообразно проведение следующего количества контрольных работ (из общего количества письменных работ):
Виды письменных работ по уровням обучения Количество письменных работ по классам
5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл.
С русским языком обучения 2 ч/н 2 ч/н 2 ч/н 2 ч/н 3 ч/н
Классное сочинение 2 2 1 2 2
Домашнее сочинение 2 2 1 2 3
Контрольная работа 1 1 1 1 1
Календарно-тематическое планирование
№ Дата Тема урокаКол-во час. Домашнее заданиеПримечаниеПлан Факт 03.09 Введение.Художественная литература как искусство слова. Труд писателя, его позиция. 1
2
09.09
Устное народное творчество
«Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы» 7
1 3 11.09 «Петр и плотник». Исторические события в преданиях.Т. л. Предание 1 4 15.09 «Вольга и Микула Селянинович». Сюжет.Т. л. Былины. Гипербола. 1 5 16.09
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». 1 6 22.09 Характеристика героя.Т. л. Героический эпос. 1 7 23.09 Новгородский цикл былин. «Садко». Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. 1 829.09 Народная мудрость пословиц и поговорок. Особенности смысла и языка. Т.л. Пословицы и поговорки как афористические жанры фольклора 1 9
9
10 30.09
06.10 Древнерусская литература
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг».
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Герои. Тема.
Т. л. Летопись 3
2 11 07.10 «Поучение» Владимира Мономаха. Тематика.Т. л. Поучение 1 12 13.10 Из русской литературы XYIII века
М. В.Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всерос-сийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Тема произведений.Т. л. Ода 2
1 13 14.10 Г.Р. Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Лирические размышления о смысле жизни и свободе. 1 14 20.10 Из русской литературы XIX века
А.С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава» («Полтавский бой»). Сопоставление полководцев (Петра I й Карла XII). Авторское отношение к героям. 27
1 15 21.10 «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»).
Тема. Образ автора. 1 16 27.10 «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник. Особенности композиции, языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Т. л. Баллада 1 17 28.10 «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена. 1 18 10.11 «Станционный смотритель». Трагическое и гуманистическое в повести. Т.л. Повесть 1 19 11.11 Изображение «маленького человека», призыв к уважению его человеческого достоинства. 1 20 17.11 М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Особенности сюжета, языка поэмы.Т. л. Фольклоризм литературы 1 21 18.11 Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Характеры и идеи поэмы. Образы гусляров. 1 22 24.11 «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Образы и мотивы стихотворений. 1 23 25.11 Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба».
Работа с текстом. Т.л. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос. 1 24 01.12 Герои повести. Смысл противопоставления Остапа Андрию. Особенности изображения людей и природы в повести.
Т. л. Литературный герой 1 25 02.12 Р. р. № 1 Контрольное сочинение
№ 1 на тему «Прославление боевого товарищества, осуждение предательства (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)» 1 26 08.12 И. С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Нравственные проблемы, герои рассказа. 1 27 09.12 «Русский язык». «Близнецы», «Два богача». Мотивы стихотворений.
Т.л. Стихотворения в прозе. 1 28 15.12 Н. А.Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Художественные особенности. Т. л. Поэма 1 29 16.12 Вн. чт. № 1 «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Выразительное чтение наизусть. 1 30 22.12 А. К. Толстой. Слово о поэте.Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Тема. 1 31 23.12 М. Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества.Сатира. 1 32 «Дикий помещик». Смысл названия сказки.Т. л. Гротеск 1 33 Л. Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести. Чтение. Анализ.
Т.л. Автобиографическое художественное произведение 1 34 Взаимоотношения детей и взрослых.
Т.л. Герой-повествователь 1 35 И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа.«Лапти». Основная мысль рассказа. 1 36 А. П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
Т.л. Сатира и юмор как формы комического 1 37 Вн. чт. № 2 Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова». 1 38 «Край ты мой,
родимый край…»
В. Жуковский. «Приход весны»;
И. Бунин. «Родина»;
А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». 1 39 Произведения русских
писателей ХХ века
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство».
Автобиографический характер повести. 13
1 40 Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Герои повести.
Т.л. Понятие о теме и идее произведения. Портрет как средство характеристики героя. 1 41 Р. р. № 2 Подготовка к домашнему контрольному сочинению
№ 1 на тему «Романтический идеал Человека (по произведению Максима Горького «Старуха Изергиль») 1 Написать домашнее сочинение
на тему 42 В.В. Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. 1 43 «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.
Т. л. Лирический герой 1 44 Л. Н. Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения. 1 45 Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения. 1 46 «В прекрасном и яростном мире». Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. 1 47 Б.Л. Пастернак. Слово о поэте.
«Июль», «Никого не будет в доме...». Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. 1 48
49
50 Героизм, патриотизм в стихотворениях А. Ахматовой,
К. Симонова, А. Твардовского,
А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Т. л. Публицистика. Интервью как жанр публицистики
Выразительное чтение наизусть. 3 51 Ф. А. Абрамов. Краткий рассказ о писателе.
«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.Т. л. Литературные традиции. 1 52 Е. И. Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека. 1 53 Ю. П. Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей.Особенности характера героев. 1 54 Писатели улыбаются
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. 1 55
56 «Тихая моя Родина…»
А. Т. Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы.
Т. л. Лирический герой. 3
2 57 Д. С. Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Т. л. Публицистика. Мемуары как публицистический жанр. 1 58
59
60 Песни на стихи поэтов ХХ века
А. Вертинский. «Доченьки»;
И. Гофф. «Русское поле»;
Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». 3 61 Выразительное чтение наизусть 1 62
63 Из литературы народов России
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...», «О моей Родине». Мотивы. Особенности художественной образности. 2 64 Зарубежная литература
Японские хокку. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Т. л. Особенности жанра хокку (хайку). 7
1 65 Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». 1 66 Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!».
Тема, идея стихотворений. 1 67 Итоговая контрольная работа 1 68 Анализ контрольной работы.
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Смешное и возвышенное в рассказе. 1 69 Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Тема. Идея. 1 70 Повторение. Итоговый урок.
Список литературы на лето. 1
Критерии оценивания КРИТЕРИИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Отметка Степень выполнения учащимся общих требований к ответу
«5» Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.
«4» Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна – две неточности в ответе.
«3» Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.
«2» Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка.
«1» Оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.
Критерии оценивания знаний учащихся с помощью тестов
Отметка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90%-100% от общего количества вопросов.
Отметка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов.
Отметка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50%-70% правильных ответов.
Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа содержит менее 30%-50% правильных ответов.
Отметка «1» (очень плохо) ставится, если работа содержит менее 30% правильных ответов.
При оценке выполнения дополнительных заданий
рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ИЗЛОЖЕНИЙ И СОЧИНЕНИЙ
В 5-9 СПЕЦИАЛЬНЫХ КЛАССАХ VII ВИДА
В связи с нарушениями слуховых анализаторов обучающихся и другими отклонениями в развитии, оценка «3» в 5, 6, 7, 8, 9-х классах КРО ставится при наличии 5- ти орфографических и 4-х пунктуационных.
Тип работы «5» «4» «3» «2» «1»
Изложения и С - 1 С-2 С-4 С-6 более
сочинения Р - 1,2 Р - 3 -5 Р-5 Р-7 1 орфограф. 2/2, 1/3, 0/4, 4/4, 3/5, 0/7, 7/7, 6/8, 5/9, или 1 2 граммат. 5/4, 6/2 - 8/6, не пунктуац., однотип.,
не более 7 или 1 более 4 грамматич. грамматич. грамматич. При проверке письменной работы исправляются, но не учитываются следующие логопедические ошибки.
Логопедические ошибки
Ошибки слухового восприятия и нарушения зрительных анализаторов:
пропуск слов;
замена букв;
перестановка букв;
недописывание;
наращивание слов;
разделение слов (нас тупила);
нарушение смягчения (василки);
не чувствует конца предложения;
повторы слов;
замена ударной гласной «а» на «о» и наоборот (застовила вместо заставила);
недописывание сложных по элементам написания букв (лехал вместо лежал). Перечисленные логопедические ошибки считаются негрубыми.
Грамматические ошибки
Ошибочное словообразование (пондравился, каждный).
Ошибочное образование форм слова (в падеже, в форме числа, в роде, в употреблении глагольных форм).
Ошибки в согласовании и управлении.
Ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов.
В построении сложных предложений.
Смешение прямой и косвенной речи.
Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность.
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
ПОРЯДОК ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК ЗА КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Неудовлетворительный результат контрольной, проверочной, итоговой работы учащегося, отраженный в журнале учета успеваемости класса, в обязательном порядке должен иметь следствием дополнительную работу с учеником, включающую консультацию по неосвоенному материалу и повторную работу, что отражается в журнале успеваемости класса оценкой, выставленной рядом с первой неудовлетворительной отметкой.
Материалы повторной работы сдаются в учебную часть. При выставлении четвертной, полугодовой оценки учащегося учитывается его успешность на протяжении всего периода подлежащего аттестации.
Итоговая контрольная работа не может быть поводом к снижению итоговой оценки учащегося за четверть или полугодие
ПОРЯДОК ВЫСТАВЛЕНИЯ ИТОГОВЫХ ОЦЕНОК
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика.
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.
Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками. Отметка за четверть, полугодие может быть выставлена ученику при наличии у него не менее трех отметок за четверть и пять за полугодие. Отметка за четверть не может быть выставлена ученику по одной или двум отметкам, за исключением случаев длительной болезни. Ученик, не имеющий или имеющий одну отметку и пропустивший ¾ учебного времени по предмету, считается не аттестованным.
КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК
Условные графические обозначения
С – недочеты в содержании (логические - Л и фактические Ф ошибки).
цитатного материала; -информации.
Р – речевые недочеты. Точность и ясность речи. Под точностью и ясностью речи понимается владение достаточным словарным запасом, разнообразными грамматическими средствами для точного и понятного выражения мысли.
I – орфографические ошибки.V – пунктуационные ошибки.
Г – грамматические ошибки
Выставление оценок:С – Р0 – 2«4»
I – V – Г4 – 3 – 1 «3»
Описание учебно- методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса Программы
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. – М. : Просвещение, 2011.
Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – М. : Просвещение, 2011.
Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения.
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. : 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень) / под ред. В. Я. Коровиной. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2007.
Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной : 5 – 9 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2014.
Литература. 7 класс : Рабочая программа по учебнику под редакцией
В. Я. Коровиной / авт.-сост. О. В. Чермашенцева. – Волгоград : Учитель, 2014. – 59 с.
Учебники
Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки. – М. : Просвещение, 2014.
Беляева Н. В. Литература : 5 – 9 классы : проверочные работы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2013.
Литература. 7 класс. Учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : В 2-х ч. / В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин / под ред. В. Я. Коровиной. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2014.
Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим… : дидактические материалы по литературе : 7 класс. – М. : Просвещение, 2013.
Учебно-методические пособия
Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
Ганжеко М. Б. Доклады по литературе. 7 кл. – М. : Издательство «Экзамен», 2013. – 287 с.
Турьянская Б. И. и др. Литература в 7 классе: Урок за уроком – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2004
Интернет-ресурсы
http://www.fipi.ru - федеральный институ педагогических измерений.
http://www.mapryal.org - международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).
http://ruslit.ioso.ru - кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО.
http://www.philology.ru - филологический портал.
http://www.slovari.ru - Электронные словари.
Контрольно-измерительные материалы Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
С целью подготовки обучающихся к итоговой аттестации по литературе рекомендуется максимально использовать такие формы работы, как
сочинения-миниатюры,
развернутые ответы на вопросы,
ответы ограниченного объема (5-10 предложений) на проблемный вопрос,
эссе,
рецензии и др.
Виды контроля:
промежуточный:
постановка учебной задачи и выводы,
правильность выполнения заданий,
устная и письменная речь,
полные ответы на вопросы,
составление схем и рассказов по ним,
планирование,
индивидуальные задания и сообщения
итоговый:
проектная деятельность,
творческие задания,
контрольные работы,
изложения,
сочинения всех видов,
анализ текста.
Важно помнить, что итоговый контроль нельзя проводить на последнем уроке (уроках): иначе нет возможности прокомментировать результаты, дать возможность обучающемуся исправить отрицательную отметку. Любой вид контроля анализируется, комментируется, организуется работа над ошибками.
Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:
контрольные классные и домашние сочинения, контрольные работы