Основные тезисы методических рекомендаций Минобрнауки «О совершенствовании деятельности ПМПК» в обновленных условиях профессиональной деятельности педагога-дефектолога ОУ, реализующего АООП
Основные тезисы методических рекомендаций Минобрнауки «О совершенствовании деятельности ПМПК» в обновленных условиях профессиональной деятельности педагога-дефектолога образовательного учреждения, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы
Методические рекомендации по организации деятельности ПМПК были разработаны специалистами Московского государственного психолого-педагогического университета.
В первом параграфе методических рекомендаций освещается нормативно-правовое регулирование деятельности ПМПК. В своей деятельности ПМПК руководствуется ФЗ № 273 от 29.12.2012. В части 16 которого впервые российском законодательстве закреплено понятие «обучающийся с ОВЗ» - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
В настоящее время при формулировке рекомендаций о создании условий для получения образования детям с ОВЗ ПМПК ориентируется на приказы Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. №1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» и № 1599 «Об утверждении ФГОС О УО.
ПМПК устанавливает наличие ОВЗ и потребность в создании специальных условий обучения и воспитания.
Во ФГОС НОО и ФГОС О УО пунктом 1.10 предполагается изменение образовательного маршрута, программ и условий получения образования обучающимися с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО, заключения ПМПК и мнения родителей.
Существует 2 варианта ФГОС О УО. 1 вариант – для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. 2 вариант – для обучающихся с ТМНР, образование которых должно осуществляться на основании СИПР (конкретизируется ПМПК). В обоих вариантах академический компонент не имеет первоочередного значения, особое внимание уделяется развитию сферы жизненных компетенций.
В классы и группы для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью принимаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний для пребывания в образовательной организации, владеющие элементарными навыками самообслуживания.
В приказе №1015 (в ред. от 17.07.2015 №734) обозначены все необходимые технические средства обучения для обучающихся с сенсорной и двигательной патологией. Предполагается сетевое взаимодействие ОО, позволяющее решать подобные проблемы (п. 2.5, 3.6.1. ФГОС НОО ОВЗ).
Ч. 3 ст.55 ФЗ-273 определяет особый порядок приема детей на обучение АООП – только с согласия родителей и на основании рекомендаций ПМПК.
Согласно приказу Минтруда России от 10.12.2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями» руководителям МСЭ рекомендуется направлять запросы о предоставлении сведений из протоколов и заключений ПМПК, приглашать для участия и проведения МСЭ представителей ПМПК с правом совещательного голоса в целях оказания содействия в разработке ИПРА ребенка-инвалида.
Заключение ПМПК для ребенка с ОВЗ, как и ИПРА для ребенка-инвалида носит для родителей (законных представителей) рекомендательный характер. Вместе с тем, предоставленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПРА, является основанием для создания условий обучения и воспитания ребенка.
Во втором параграфе раскрываются вопросы общей организации деятельности специалистов ПМПК.
Список документов, которые должен предоставить родитель на ПМПК:
Направление ребенка на комиссию.
Копия паспорта или свидетельства о рождении ребенка.
Направление образовательной организации (ОО).
Подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей.
Характеристика, выданная ОО.
Рабочие тетради и результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка за текущий год.
Предыдущие заключения специалистов (при наличии).
По результатам обследования каждый специалист составляет собственное заключение, на основании которых составляется итоговое заключение ПМПК, которое является документом, подтверждающим право ребенка на обеспечение специальных условий для получения им образования.
В заключении отражается:
Определение образовательной программы (указывается только код ПрАООП). Конкретное содержание устанавливается консилиумом ОО.
Категория детей с ОВЗ
Варианты программы ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС О УО
В шифрах первая цифра указывает на категорию детей с ОВЗ, вторая цифра на вариант программы. 1 вариант - ребенок обучается по общему с детьми без ОВЗ учебному плану, его основные образовательные потребности удовлетворяются в ходе внеурочной работы. 2 вариант – уровень сложности образовательной программы ниже, в учебный план включены курсы коррекционно-развивающей области, обозначенные во ФГОС и АООП. Наряду с академическими достижениями внимание обращено и к формированию сферы жизненной компетенции. Обучение по 3 варианту – при ведущем нарушении имеется умственная отсталость в легкой степени выраженности. 4 вариант – основному нарушению сопутствует умственная отсталость в умеренной или тяжелой степени, ребенок обучается по СИПР, содержание которой исходит из уровня его актуальных возможностей.
глухие
1.1, 1.2, 1.3, 1.4.
слабослышашие
2.1, 2.2, 2.3
слепые
3.1, 3.2, 3.3, 3.4.
слабовидящие
4.1, 4.2, 4.3
с тяжелыми нарушениями речи
5.1, 5.2.
с нарушениями ОДА
6.1, 6.2, 6.3, 6.4.
с задержкой психического развития
7.1, 7.2.
с расстройствами аутистического спектра
8.1, 8.2, 8.3, 8.4.
с умственной отсталостью
Пр. № 1599, вар. 1
Пр. № 1599, вар. 2
Форма обучения (очное, очно-заочное, заочное) определяется с учетом пожелания и согласия родителей, состояния здоровья ребенка и других актуальных жизненных обстоятельствопределяется с учетом пожелания и согласия родителей, льных возможностеййчение.
Рекомендуемый режим обучения (ограниченное время пребывания в ОО, дополнительный выходной день и т.д.), исходя из возможностей ребенка, соблюдать правила социализированного поведения, а также готовности к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию со сверстниками.
Форма получения образования (в ОО, дистанционно или в их сочетании).
Обеспечение архитектурной доступности – описываются условия, необходимые для беспрепятственного получения образования в ОО.
Получение услуг ассистента (не является пед. работником). Ассистентом могут быть родители ребенка при наличии поведенческих нарушений, низкой степени психосоциальной адаптированности.
Получение услуг тьютора, который является педагогическим работником и обеспечивает индивидуализацию учебного процесса.
Специальные технические средства обучения (для обучающихся с сенсорной и двигательной патологией).
Специальные учебники и дидактические пособия. При полной инклюзии (ФГОС НОО ОВЗ 1 вариант) не требуются специальные учебники. Для обучающихся ФГОС НОО ОВЗ 2 варианта имеется перечень рекомендованных учебников. Для обучающихся по пр. 1599 вар.1 рекомендованы учебники, разработанные для СКОУ VIII вида.
Другие специальные условия. Соблюдение медицинских рекомендаций, (расположение рабочего места, соблюдение охранительного режима), аспекты взаимодействия педагогов с ребенком.
Особые условия прохождения государственной итоговой аттестации предполагаются для всех категорий детей, обучающихся по вариантам 1 и 2 ФГОС НОО ОВЗ
Рекомендации о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов.
Поскольку программа коррекционной работы для вариантов 2, 3, 4 реализуется и во внеурочной деятельности, содержание которой определяется консилиумом ОО, оно может быть расширено за счет указания на необходимость коррекции отмеченных специалистами ПМПК потенциально дезадаптирующих ребенка особенностей моторики, речи, коммуникации, а также патологических привычек.
Срок повторного обследования в ПМПК.
При обучении по 1 варианту по всем АООП рекомендовано использование формулировки «При устойчивых трудностях овладения рекомендованным вариантом АООП – в течение следующего учебного года». Для обучающихся, которые не овладели АООП по второму варианту – «При устойчивой неуспеваемости по нескольким предметам и сопутствующих трудностях психосоциальной адаптации – не позже, чем через год после начала освоения АООП». Для обучавшихся по 2 варианту ФГОС НОО ОВЗ повторное обследование обязательно по окончании начальной школы. Для подростков повторное обследование рекомендуется перед завершением обучения по ФГОС ООО. Для обучающихся по ФГОС О УО – по желанию родителей, а также при необходимости для определения динамики обучения или при несогласии с рекомендованными специальными условиями – в любое время, по факту обращения. Для дошкольников – перед началом обучения на уровне НОО.
Далее в третьем параграфе методических рекомендаций раскрывается вопрос особенностей деятельности специалистов ПМПК (в первом подпункте об организации деятельности учителя-дефектолога) при решении диагностических задач. Основная задача учителя-дефектолога на ПМПК – определить общую осведомленность, обученность и, соответственно обучаемость ребенка. Учитель-дефектолог обращает внимание на соответствие возрасту внешнего вида ребенка, на характер его взаимодействия с предметами и людьми, на адекватность поведения, включения в ситуацию обследования, целенаправленность его деятельности во время решения учебно-познавательных задач. Обучаемость определяется по способности ребенка усвоить алгоритм деятельности и перенести его на аналогичное задание. Если ребенку задание в целом знакомо, оценить обучаемость можно: 1) исходя из количества и качественных характеристик необходимой помощи (стимулирующая, организующая, подсказка, содержательная в полном объеме); 2) исходя из предполагаемой многократности предшествующих повторений информации (если младший школьник посещал детский сад, то должен был изучать времена года, звуковой состав и т.д.); 3) исходя из устойчивости сформированного экспериментально умения (способность к «переносу» по прошествии времени). Условно выделяется три уровня обучаемости: достаточный, недостаточный, низкий.
Для оценки обучаемости используется прием постепенного снижения уровня сложности задания.
У дошкольников учитель-дефектолог определяет:
1. Соответствие качественных характеристик деятельности ребенка, его ЗУН и представлений об окружающем «функциональной» норме возраста.
2. Степень отставания в сформированности ЗУН и представлений в соответствии с усредненными возрастными показателями (отставание на год – существенное, на два – выраженное, на три и более – грубое, патологическое).
Оценивается сформированность элементарных математических представлений; уровень развития конструктивной деятельности (не сформирована, возможна по подражанию, по наглядному образцу, схематическому изображению, словесной инструкции); уровень развития мыслительных операций и действий; у ребенка 7 лет - готовность к школьному обучению.
3. Характер имеющегося отставания (опережения): равномерное, неравномерное, крайне неравномерное. Основанием является анализ продуктов деятельности ребенка.
4. Условия предшествующего обучения ребенка, другие данные педагогического анамнеза.
В ходе обследования детей школьного возраста учитель-дефектолог определяет:
1. Соответствуют ли знания по основным предметам требованиям программы, по которой ребенок обучается.
2. Степень усвоения программы: усвоена программа в достаточном объеме, не полностью или частично, не усвоена.
3. Есть ли знания за предыдущие года обучения, у первоклассников – сформированность предпосылок к школьному обучению.
4. Возможности и необходимость в создании специальных условий обучения ребенка.
Первоочередное внимание рекомендуется уделить сформированности математических знаний, т.к. трудности в овладении чтением и русским языком профессионально оценивает учитель-логопед. Выявляется уровень сформированности навыка счета и счетных операций, решения текстовой арифметической задачи (параллельно оценивается уровень мышления, развития навыков чтения, способ решения задачи, учитывается объем оказываемой помощи).
Затем в методических рекомендациях раскрываются особенности обследования учителем-дефектологом детей с НОДА вследствие ДЦП и детей с РАС, а также организации деятельности других узких специалистов: учителя-сурдопедагога, тифлопедагога, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога.
Особую практическую ценность представляет собой приложение «методических рекомендаций», которое содержит в себе:
1. Перечень федеральных документов, регулирующих деятельность ПМПК, в том числе при определении специальных условий образования для детей с ОВЗ, инвалидностью.
2. Документация ПМПК: перечень документов необходимых для работы ПМПК; бланк направления территориальной ПМПК в центральную ПМПК; образец заявления родителя (законного представителя) ребенка; образец подробной выписки из истории развития ребенка; образец характеристики обучающегося, выданной ОО; перечень письменных работ обучающегося; результаты самостоятельной продуктивной деятельности дошкольника; содержание заключения специалистов ОО, запроса у соответствующих органов и организаций дополнительной информации для ребенка, сведений о ребенке от специалистов-экспертов; образец протокола обследования ребенка ПМПК, заключения ПМПК, согласия родителей на обработку персональных данных, обязательства о неразглашении персональных данных.
3. Рекомендации для определения вариантов АООП.
4. Специальные технические средства обучения в соответствии с приказами № 1015, № 1309, ФГОС. Другие специальные условия в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ.
5. Специальные условия промежуточной и итоговой аттестации отдельных категорий обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС.
6. Методики, используемые учителем-дефектологом (при обследовании детей 3 – 5, 5 – 7, 7 – 11, 11 – 15 лет).
7. Методики, используемые учителем-логопедом (для детей 0 – 2, 3 – 5, 5 – 7, 7 – 11, 11 – 15 лет).
8. Методики, используемые педагогом-психологом (при обследовании детей 3 – 5, 5 – 7, 7 – 11, 11 – 18 лет).
9. Примерный пакет диагностических методик для организации деятельности специалистов ПМПК для детей раннего возраста от 0 до 2 лет и от 2 до 3 лет.
10. Методики для работы социального педагога.
Подводя итог, всему вышеизложенному, хотелось бы отметить большую практическую значимость документа (методических рекомендаций) для всех педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, не смотря на то что, он адресован специалистам ПМПК.
15