ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯЦ е л и: актуализировать знания учащихся о грамматических признаках предложения; развивать умения выделять грамматическую основу, второстепенные члены предложения.
Х о д   у р о к а
I. Знакомство с учебником.
II. Актуализация опорных знаний.
У ч и т е л ь. Первая тема, над которой мы будем работать, называется «Предложение». Давайте вспомним, что мы с вами знаем о предложении.
1. И г р а  «Найди и докажи».
О п и с а н и е. На доске записаны группы слов, среди которых учащиеся должны найти и назвать предложения.
У ч и т е л ь. Прочитайте группы слов и найдите среди них предложения. Назовите найденные предложения.
а) В нашей реке водятся щуки и окуни.
б) Из, высоко, дым, небо, трубы, в, поднимается.
в) Завтра мы рано утром вчетвером.
г) Грачи слетелись на вспаханное поле.
– Что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль.)
– Опираясь на схему, расскажите, на какие виды делятся предложения по цели высказывания, по интонации.
На доске схема:

2. В ы п о л н е н и е  упражнения 2 устно.
Учитель предлагает учащимся прочитать текст упражнения, затем организует беседу по вопросам:
– С какой интонацией вы прочитали каждое предложение? Какие это предложения по цели высказывания?
 – Сравните первое и пятое предложение. Что у них общего, чем они отличаются?
– Какой вывод можно сделать? (Предложение может состоять из одного или нескольких слов.)
III. Формирование новых знаний.
В о п р о с ы:
– Чем являются в предложении подлежащее и сказуемое?
– Как найти в предложении подлежащее и сказуемое?
Стихотворение-подсказка.
                             Когда перед вами задача – найти
                             Главные члены предложения,
                             Прежде всего отыщите глагол,
                             Глагол в любом наклонении.
                                         Когда обнаружится этот глагол
                                         Между другими словами,
                                         То подчеркните его поскорей
                                         Сразу двумя чертами.
                             Потом от него мы вопросы кто? что?
                             К другим словам направляем
                             И подлежащее, как на крючок,
                             На эти вопросы поймаем.
                                         Тут мы его одною чертой
                                         Вмиг подчеркнем без сомнения.
                                         И полюбуйся – перед тобой
                                         Главные члены предложения.
1. В ы п о л н е н и е  упражнения 4 по заданию учебника.
У ч и т е л ь. Прочитайте сообщение.
– Как называют предложения, состоящие из одной грамматической основы?
– Что значит распространить предложение? Приведите пример.
2. В ы п о л н е н и е  упражнения 5 по заданию учебника.
Коллективная работа.
– Какой текст лучше: который приведен в учебнике или тот, который у вас получился? Почему?
IV. Установление связи слов в предложении.
У ч и т е л ь. Прочитайте информацию из упражнения 6 и отметьте, как связаны слова в предложении.
1. И г р а  «Распредели по группам».
О п и с а н и е. К доске прикреплены карточки с предложениями и словосочетаниями в центре, а по обеим сторонам конверты-домики, куда учащиеся должны сложить соответствующие карточки.
У ч и т е л ь. Распределите карточки по группам (в «домики»).
Дети играют.
Веселые праздники.
Бежит река.
Бегущий мальчик.
Интересная книга.
Идет дождь.
Дождливый день.
Птицы прилетели.
Птичий домик.
2. В ы п о л н е н и е  упражнения 7. Учащиеся читают загадку.
У ч и т е л ь. Я считаю, что в каждом предложении выделены словосочетания. Согласны ли вы с моим утверждением? Обоснуйте ответ.
Под руководством учителя выписывают словосочетания с вопросами.
– Какие это предложения по составу? (Распространенные.) Чем они распространены? (Второстепенными членами предложения.)
– Обратите внимание, на какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения.
V. Самостоятельная работа.
Найдите грамматические основы предложений и запишите их в тетрадь.
Н а   д о с к е:
                                                     Плывут паутины
                                                     Над сонным жнивьем.
                                                     Краснеют рябины
                                                     Под каждым окном.
                                                     Хрипят по утрам
                                                     Петушки молодые.
                                                     Дожди налегке
                                                     Выпадают грибные.
                                                                            А. Твардовский
VI. Итог урока.
У ч и т е л ь. Закончите предложение.
· Предложение выражает…
· Подлежащее и сказуемое – это…
· Словосочетание – слова, связанные друг с другом…
· Грамматическая основа предложения не является…