Урок русского языка в 3 классе Грамматическая основа предложения. Подлежащее. сказуемое
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО (полностью) Федорова Людмила Владимировна
Место работы МБОУ «СОШ №24» города Чебоксары
Должность учитель начальных классов
Предмет русский язык
Тема урока Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.
Цель: Формирование умения находить в простом предложении грамматическую основу.
Задачи урока
Образовательные: формировать представление о понятиях «грамматическая основа предложения», «подлежащее», «сказуемое»; учить находить грамматическую основу предложения.
Развивающая: развивать умение составлять предложения; совершенствовать умения самоанализа работы.
Воспитательная: воспитывать желание взаимопомощи.
Планируемый результат обучения Познавательные УУД: сформировать умение находить в простом предложении грамматическую основу.
Коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение.
Личностные УУД: формировать умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
Основные понятия Грамматическая основа предложения, подлежащее, сказуемое.
Межпредметные связи Окружающий мир, литературное чтение.
Форма проведения урок с применением активных методов обучения
Ресурсы:
Основные:
. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Русский язык. Учебник для 3 класса, 2 часть. – М.: Баласс, 2011г;
Дополнительные:
компьютер, проектор; презентация к уроку;
Список литературы:
Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3-ий класс. Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2007г
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/53aeea06-a2ec-4add-9b4b-b5360c8967df/63072/Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
I. Оргмомент «Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь».(М. Горький)
-Как вы понимаете эти слова?
-А вы хотите стать сильнее в знаниях? А для чего это нам нужно?
-Тогда подарите друг другу улыбку и пожелайте друг другу удачи!
-Я уверена, что у вас сегодня обязательно всё получится, и успех обязательно придёт!
-Итак, прозвенел давно звонок, начинаем наш урок! На партах у вас листы самоанализа урока, которые мы будем заполнять в течение урока. Дети объясняют значение этой фразы.
Да, хотим.
Мы узнаем, что то новое и станем сильнее в своих знаниях. II. Словарная работа - Откройте тетради. Запишите число, решив орфографические задачи.
С...дьмое апреля.
Классная работа.
Загадка:
Дом - стеклянный пузырек,А живет в нем огонек.Днем он спит, а как проснется,Ярким пламенем зажжется.Ответ: Фонарь
Учитель. Как, вы думаете, пишется словарное слово «фонарь»? Назовите орфограммы.
Давайте проверим. Откройте учебник на странице 124.Фонарь. Запишите слово в тетрадях, подчеркните орфограммы.
- Подберите однокоренные слова разных частей речи.
В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова написано:Фонарь – осветительный прибор в виде стеклянного шара, коробки, трубки, в которой помещается источник свет
- Какие виды фонарей вам известны?
Учитель показывает иллюстрации фонарей и их предшественников: костёр в пещере первобытного человека, огонь в камине, лучина, свечи, керосиновая лампа, газовый фонарь, маяк, электрические лампы, уличные фонари.Рассказ учителя (сопровождает иллюстрациями). Давным –давно запылал в пещере первобытного человека первый костёр. Затем костёр спрятали в печь или камин. Свечи из воска, сала, парафина. А полосатая свеча – это свеча-часы. Горела она ровно двенадцать часов. Сгорит одна полоска – значит, один час прошёл.Керосиновые лампы.Позже научились газ в фонарях зажигать. Вечером шёл фонарщик с лесенкой, каждый фонарь зажигал.Маяки для кораблей. Первые маяки были деревянные. На деревянной башне на толстом слое глины костёр разжигали. Потом на каменную башню котёл с горящей смолой ставили.А сейчас горят на маяках и не только яркие электролампы – огонёк в стекле.
Историческая справка.О происхождении первых фонарей расскажет нам ,,,,Уч-ся. Первые фонари для искусственного освещения на городских улицах появились в начале XV века в Лондоне. Позже жителей Парижа обязали держать светильники у окон, которые выходят на улицу. Первые уличные фонари давали сравнительно мало света, потому что в них использовали обыкновенные свечи и масло.В России уличное освещение появилось при Петре I.История электрического освещения связана прежде всего с именами русского изобретателя Александра Лодыгина и американца Томаса Эдисона. Лодыгин сконструировал угольную лампу накаливания, за что получил Ломоносовскую премию от Петербургской академии наук. С ее появлением газовые фонари быстро исчезли с городских улиц, уступив место электрическим.Учитель. Ребята, придумайте со словом фонарь побудительное ,вопросительное и повествовательное предложения. (Варианты предложений уч-ся.) -Кто ни разу не ошибься? Молодцы!
В карте отметьте, как вы работали! (самоанализ)
Орфограмма: безударное гласное е, проверочное слово «семь»
Орфограмма: безударная гласная о, непроверяемая ударением, запоминаем; мягкий знак – показатель мягкости на конце слова.
Фонарь, фонарик, фонарный (столб), фонарщик.
Уличный, ручной, маяк, на батарейках, электрический и другие
Зажгите фонарь, пожалуйста.
Фонарь горит уже?
Какой яркий фонарь! Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
7.Умение писать словарные слова без ошибок.
III. Подготовка к изучению нового материала.
IV. Сообщение темы урока.
Фонарь светит.- Что написано на доске? - Может предложение состоять из двух слов?- Почему вы так считаете?
Запишите предложение в тетради.
- Какое это предложение по цели высказывания?
- По интонации? - О ком или о чём говорится в предложении? - На какой вопрос отвечает слово «фонарь»? - Какой частью речи является? - Что именно говорится о фонаре? - На какой вопрос отвечает слово «светит»? - Какой частью речи является это слово? На доске запись:что? что делает?сущ. гл.Фонарь светит. (Повеств., невоскл.)Учитель. Добавьте в предложение другие слова, подходящие по смыслу. Добавляем каждый раз только по одному слову (Учитель дописывает по одному названному слову).Учитель. Получилось вот какое предложение.Запись на доске:Яркий фонарь светит ночью на дальней улице.Учитель. Сколько слов в предложении ?-Когда мы составили предложения, то эти слова стали не просто словами определенной части речи, а членами предложения.
- Попробуйте прочитать предложение без первого слова, второго, третьего, 4, 5 слова…
- Без каких слов нельзя обойтись?
- Какую роль они играют в предложении?- Сформулируйте тему сегодняшнего урока?Сегодня на уроке мы будем учиться отличать главные члены предложения от второстепенных, то есть не главных, поясняющих друг друга Предложение.
Оно выражает законченную мысль, служит для сообщения, состоит из связанных по смыслу и грамматически слов, начинается с большой буквы, в конце стоит точка.
Повествовательное.Невосклицательное.О фонаре.Что?
Именем существительным.
Светит.
Что делает?
(Глаголом).
Фонарь светит.Яркий фонарь светит.Яркий фонарь светит ночью.Яркий фонарь светит ночью на улице.Яркий фонарь светит ночью на дальней улице.
Семь
Фонарь светит.
Главную роль.
Что такое главные члены предложения?
Умение правильно оформлять предложение на письме, доказывать, что это предложение.
Умение давать характеристику предложению.
Познавательные УУД.
На основе анализа объектов делать выводы.
V. Изучение нового материала - Что в фонаре главное?
- Недаром говорят: «Неучёная голова – что фонарь без огня». (Пословица).
-Во всем можно найти основу.Что является основой у автомобиля? Приведите свои примеры (фундамент у дома, король в королевстве, Солнце во Вселенной, сердце у человека, корень у дерева, вожак в стае птиц, корень и основа слова)- Вернемся к нашим предложениям. Сравните их. Что изменилось?- Как изменился смысл предложения?
Как называются выделенные слова? Найдите ответ в задании после упражнения 404.
Выделенные слова фонарь светит называются грамматической основой предложения. (Учитель открывает 1 предложение в названии темы на доске).- Как вы думаете, почему именно основой? (К основе слова присоединяются все второстепенные члены. На грамматической основе держится всё в предложении)- Сколько слов входит в основу предложения? (два)- Что они обозначают?
- На какие вопросы отвечают?
-Как называются выделенные слова? Найдите в определении на стр.146
(Учитель открывает продолжение названия темы урока).Называются они подлежащими и сказуемыми.
Учитель. Термины подлежащее и сказуемое были введены М.В. Ломо-носовым (Показать портрет). Михаил Васильевич Ломоносов – великий русский учёный 18 века, профессор, химик, физик, астроном, историк, филолог, поэт. Очень много сделал для России, для русской науки. По его инициативе был открыт в 1755 году Московский университет. А.С. Пушкин называл Ломоносова «первым нашим университетом».Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения»,сказуемое называют так потому, что оно содержит в себе всякого рода информацию о подлежащем. Оно то, что «сказано о подлежащем»
- Ребята, мы уже знакомы с двумя пунктами плана синтаксического разбора предложения. А сегодня добавляем ещё один пункт № 3. А на последующих уроках продолжим дальнейшее изучение синтаксического разбора предложения.(вешает таблицу)Таблица.
Синтаксический разбор предложения.1.Определи цель высказывания предложения (повествовательное, вопросительное, побудительное).2.Определи интонацию предложения (восклицательное, невосклицательное).3.Найди главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).
-Давайте мы с вами составим предложение о том, что мы смастерили на уроке технологии.
-Найдите грамматическую основу предложения.
-Какой частью речи выражено в предложении подлежащее?
- Значит, какими частями речи может быть выражено подлежащее? Сказуемое?
Молодцы! (Свет, огонь).
Добавили слова.
(Оно стало более полным, точным.)
(Действующее лицо/предмет и действие.)
Слово фонарь – но вопрос что?, светит- что делает?
Называются они: подлежащее и сказуемое
Мы смастерили красочные фонари.
Дети находят грамматическую основу предложения.
Подлежащее может быть выражено именем существительным, местоимением. Сказуемое м.б. выражено глаголом.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Умение находить грамматическую основу предложения.
Умение правильно определять части речи.
VI. Закрепление изученного материала. -Мы сейчас с вами выполнили небольшую практическую работу, а чтобы информация лучше отложилась в памяти, составим кластер. Листочки, на которых будем заполнять кластер желтого цвета. Работать будете вдвоём.
-Если затрудняетесь, то откройте учебники на стр.146.
-Давайте проверим, что получилось у вас и что же должно быть.
- Расскажите всё о подлежащем.
- Расскажите всё о сказуемом.
-А теперь скажите, у кого из вас работа совпала с образцом. Молодцы! Отметьте в своих карточках.
-Что оказалось более трудным?
Дети заполняют кластер.
Дети рассказывают о подлежащем.
Дети рассказывают о сказуемом.
Дети, проанализировав свою работу, отмечают, как они работали.
Дети отвечают. Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной деятельности.
-Мы с вами много говорим о грамматической основе предложения. Предлагаю сейчас составить алгоритм её нахождения. Для этого вам нужно расставить цифры в определенном порядке.
-Прочитайте полученный алгоритм.
- Молодцы! Кто справился с заданием отметьте в своих карточках.
- Пора показывать свои умения. Найдите упр. 405.
Работа в учебнике.
1. Упр. 405 – развивается умение находить подлежащее и сказуемое в предложении, графически их обозначать, определять способ выражения.
Образец рассуждения:
Долгожданный вечер наступил.
– В предложении говорится о вечере (что? – вечер). Это подлежащее, выражено именем существительным. (Ученик подчёркивает слововечер одной чертой и надписывает часть речи: сущ.)
Что говорится о вечере? Вечер (что сделал?) наступил, это сказуемое, выражено глаголом. (Ученик подчёркивает слово наступил двумя чертами, надписывает часть речи: гл.) Дети составляют алгоритм.
1.-Прочитай предложение
2.-О ком или о чём говорится в предложении?
3.-Задай вопрос (кто? или что?). Найди подлежащее
4.-Подчеркни одной чертой. Какой часть речи выражено?
5.-Найди, что говорится о подлежащем.
6.-Задай вопросы (что делает? что сделает?). Найди сказуемое.
7.-Подчеркни двумя чертами. Какой частью речи выражено?
8.Прочитай грамматическую основу.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.Умение формулировать правило опираясь на проведённую работу.
5.Умение читать и анализировать логическую цепочку предложений.
VII. Рефлексия Учитель. Какова была тема нашего урока?Что мы делали? Что узнали?
-О чём же мы говорили на уроке?
-Почему подлежащее и сказуемое являются грамматической основой предложения?
-Покажите мне свои карты самооценки. Стали ли вы сильнее в своих знаниях?
-Я рада, что там много зелёного и желтого цвета. Рефлексия (ученики и гости урока отмечают свои впечатления об уроке).Учитель раздаёт вырезанные из бумаги фонарики.Задание: подобрать к подлежащему «урок» сказуемые, подчеркнуть выбранные глаголы двумя чертами.Урок … понравился, не понравился, заинтересовал, не заинтересовал, удивил, разочаровал. - Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. - Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, где вы находитесь. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступень. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступень. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступень.
Учитель. Спасибо за урок, я желаю всем, чтобы в любой жизненной ситуации для вас всегда находился путеводный фонарик, хотя бы улыбка друга. Учитель. А для наших гостей ребята приготовили сувениры.Дети дарят гостям фонарики, сделанные своими руками на уроке трудового обучения. (Под запись песни «Фонари фонарики»).
Экспресс-тесты.
I вариант.1.Слова в предложениях называются __________________________________.2.Грамматическая основа предложения – это ________________________и ___________________. По-другому они называются _____________________________________ предложения.________________________________________________________________.3.Подлежащее называет, о ______ или о _______ говорится в предложении, и обычно отвечает на вопросы _______? или _______?
II вариант.1.Члены предложения – это роль слов в _____________________________ .2.Подлежащее и сказуемое – это ____________________________________предложения или _____________________________________ предложения.3.Сказуемое называет, что ____________________ в предложении и обычно отвечает на вопросы _____________________________________________.
Ответы:1 вариант.1.Слова в предложениях называются членами предложения.2.Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое. По-другому они называются главными членами предложения.3.Подлежащее называет, о ком или о чём говорится в предложении, и обычно отвечает на вопросы кто? или что?2 вариант.1.Члены предложения – это роль слов в предложении.2.Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения или грамматическая основа предложения.3.Сказуемое называет, что говорится в предложении и обычно отвечает на вопросы что делает? что сделает?Физминутка.Встать, попрыгать, посмеяться,Покружиться, покачаться,Поклониться, распрямитьсяИ начать трудиться.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Уч-ся. Я – тыква. (Руки на пояс). Большущая тыква и круглая. (Круг руками – вверх и в стороны). Росла я на грядке – а нынче я пугало. (Показывает «рожки» руками). Вот рот мой, три зуба, два глаза и нос, (Показывает рукой)А вот для чего мне всё это – вопрос. (Руки разводит, пожимает плечами).Сама на него я ответить хочу: (Руки к груди)Поставьте в меня и зажгите свечу, (Руками «ставит»)И в праздничный вечер осеннего дня (Руки вверх)Я буду светить вам. Не бойтесь меня! (Погрозить пальцем)