Конспект урока русского языка по теме Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое
УРОК русский зык 3 класс «Школа 2100»Тема: ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ
Цели деятельности учителя формирование навыков постановки вопросов к главным членам предложения, формирование умения графически обозначать главные члены в предложении, вырабатывать грамотное письмо; развивать речь, мышление ; воспитывать аккуратность письма.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: Совершенствовать знания о связи слов в предложении; уметь находить в предложении грамматическую основу; развить навык орфографической зоркости; различать подлежащее и сказуемое по вопросам; уметь графически обозначать главные члены в предложении
Личностные: осознавать роль полученных знаний в речи.Метапредметные: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы, уметь слушать и понимать других.
Регулятивные: высказывать предположения на основе работы с учебником и имеющихся знаний, работать по плану с коллективом.
Коммуникативные: оформлять мысли в устной речи, понимать речь других, умение работать в паре.
Оборудование: мультимедийная презентация, листы с заданием,
Тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка; учебник «Русский язык» для 3 класса – авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
1. Организационный момент.
Я сегодня очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Сиянье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений.
Да без труда и ум не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок.
- Здравствуйте, ребята!. Как видите, настроение на начал урока у меня просто замечательное! Мне хотелось бы подарить вам интересный урок. Но, наверное, всем присутствующим хотелось бы узнать ваш настрой на сегодняшнюю работу. Перед каждым из вас лежит табличка со смайликами. Нарисуйте смайлику свое настроение на данный момент. Улыбку – если настроение отличное хотите работать; задумчивый смайлик– если будете работать, но без особого желания; грустное – если настроение плохое, вам ничего не хочется делать. Поделитесь настроением друг с другом и с нашими гостями.
2. Актуализация знаний.
А) - Девиз нашего урока: Корень учения горек, а плод сладок.
- Как понимаете пословицу? А можно ли эти слова отнести к нашему уроку? (Да, учиться сложно, но когда всё узнал, то стало легко и понятно и на душе сладко) А вы хотите чтобы в конце урока вам стало сладко? (Да) Тогда пожелайте друг - другу удачи!
- Откройте тетради и запишите: (число, классная работа)
Б) Оценка знаний на начало урока.
- У вас на партах лежат листы самоконтроля. Мне хотелось бы узнать, что вы уже знаете, а что хотели бы узнать.
Ставим + , если вы материал знаете хорошо, ?, если не знаете, но хотите знать.
- Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограмму.
Прочтите и повторите скороговорку
Ко… л…вил мышей и кры….
Кролик лист к…пустный гры… .Сколько предложений в скороговорке. Какие они по цели высказывания? По интонации?
В) Словарная работа.
- Какое словарное слово встретилось в скороговорке? Выпишите капустный и образуйте однокоренное существительное (капуста).
3.Изучение нового материала
А) Создание проблемно- поисковой ситуации.
- Вернёмся к предложениям.
- Попробуйте прочитать предложение без первого слова (кот); без второго (ловил); без третьего; без четвёртого. Без каких слов понятно о ком говорится в 1 предложении? Кто главный герой в 1 предложении ? А что вы узнали о коте? Какое слово помогло узнать, что делал кот?
Выпишем эти слова: КОТ ЛОВИЛ.
Кто главный герой во 2 предложении? А что вы узнали о кролике? Какое слово помогло узнать, что делал кролик?
Выпишем эти слова: КРОЛИК ГРЫЗ.
- Какой вывод можно сделать? ( В предложении есть главные члены).
Главные члены в предложении являются основой предложения.
Б) Тема и цель урока
Какова тема урока?( «Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое».)Тогда цель нашего следующего шага узнать как различать подлежащее и сказуемое, научиться определять их в предложении и обозначать графически.
В) «Открытие» новых знаний
- Хором прочтите предложение. Запишите его в тетрадь.
Стрекоза села на жёлтый одуванчик.
О ком в нём говорится? (О стрекозе )- Задайте вопрос к слову стрекоза . (КТО? стрекоза)
- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос КТО? Ваши предположения ? (Подлежащее).
- Что говорится о стрекозе? (села).
- Задайте вопрос : стрекоза …(ЧТО СДЕЛАЛА? села)
- Как называется второй главный член предложения, отвечающий на вопрос
ЧТО СДЕЛАЛА? ( Сказуемое).
- Какой частью речи выражено подлежащее?
-Какой частью речи выражено сказуемое?
Прочтём грамматическую основу предложения: Стрекоза села.
39204904699000 Вывод:
Итак, подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в предложении, вместе мы их называем – грамматическая основа.
_ Сравние свой вывод с выводом в учебнике. Прочитайте определение на стр. 146.
А теперь на основе полученных знаний подчеркните подлежащее и сказуемое в грамматических основах : Кот ловил. Кролик грыз.
4. Физкультминутка.
Г) Выведение алгоритма.
- Выведем алгоритм нахождения грамматической основы.
1. Прочитай предложение.
2.Определи вид предложения по цели высказывания и по интонации.
3.О ком или о чём говорится в предложении?
4.Задай вопрос (кто? или что?) Найди подлежащее.
5.Подчеркни одной чертой.
6.Какой частью речи выражено?
7.Задай вопросы (что делает? что сделает?..). Найди сказуемое.
8.Какой частью речи выражено?
9.Подчеркни двумя чертами.
10.Прочитай грамматическую основу.
5. Закрепление изученного.
Работа по карточкам в группах
Карточка №1
- Из данных слов составьте предложения, запишите их рядом.
-Найдите в каждом предложении грамматическую основу и подчеркните
1.на яркое небе солнце светит
2.расцвели лесу ландыши в душистые
- Определите, какой частью речи является подлежащее и сказуемое.
Карточка №2
- Из данных слов составьте предложения, запишите их рядом.
-Найдите в каждом предложении грамматическую основу и подчеркните
1.лопнули на почки деревьях
2. весна в лес пришла
- Определите, какой частью речи является подлежащее и сказуемое.
1. На небе светит яркое солнце.
2. В лесу расцвели душистые ландыши.
3.На деревьях лопнули почки.
4. Пришла весна в лес.
Какой можно сделать вывод?
Вывод: Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Они
составляют грамматическую основу предложения.
Карточка 3 (На интер. доске)
Вставь главные члены предложения.
Ветер в наш лес песню …………(донёс)
Песню пролаял охотничий ………(пёс)
……… эту песню провыл на опушке.
Дружно проквакали песню………..(лягушки)
Слова для справок: Опушка, солнце, алеет, донёс, лягушка, пёс, туча.
Карточка №4 (у доски)
Прочитай. Найди и выпиши только грамматическую основу предложений.
Тайны леса.
Лес открывает людям свои тайны. На опушке леса растёт красавица липа. Она (кто?) стоит вся в цветах. Летают мохнатые пчёлы. Они весело жужжат. Добрая липа дарит им сладкий сок.
Проверка. Самоконтроль.
(Если останется время - выборочный диктант.)
- Я читаю вам предложения а вы должны выписать грамматическую основу предложения.
Наступила ранняя весна. Яркое весеннее солнце освещает землю. Воздух теплый. Затрещал на реке синий лед. Зажурчал в овраге говорливый ручеек. Выглянула нежная травка. Появились клейкие листочки на березах. Уже прилетели шумные грачи. Они поправляют гнезда на деревьях.
6. Итог урока
- Что такое грамматическая основа предложения?
- Какие главные члены предложения вы знаете?
- Что такое подлежащее?
-Чем оно может быть выражено?
- Что такое сказуемое?
- Чем оно может быть выражено?
- Возьмите листы самооценки и вновь проставьте знаки + и ?.- Плюсов стало больше?
Домашнее задание:
Составить небольшой текст на тему «Весна». (4 предложения). Записать и подчеркнуть грамматическую основу предложений.
7. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке. Выберите сладок или нет плод твоего учения. Если всё понял- если затрудняешься - если ничего не понял-
Лист самооценки.
Имя__________________________
Знаю ответ на вопрос +
Не знаю, но хочу узнать ?Вопросы В начале урока В конце урока
Что такое предложение? Какие бывают предложения по цели высказывания? Какие бывают предложения по интонации? Что такое грамматическая основа? Что такое подлежащее? На какие вопросы отвечает? Что такое сказуемое? На какие вопросы отвечает? Как графически обозначить подлежащее и сказуемое?