Социальный проект Вспомним героев
Управление образования и молодежной политики
администрации Арзамасского района
МОУ Новоселковская СОШ
Районный конкурс социальных проектов
Вспомним героев
Выполнили: члены ДО «Дружба»
МОУ Новоселковская СОШ
учащиеся 4-х классов Степанцева Даша,
Коровина Катя, Коровина Карина,
Селезнева Ксюша, Неверова Света,
учащиеся 6 класса Степанцева Арина,
Скрыльникова Наташа
Руководитель:
Сочкова Ирина Александровна
д. Бебяево, 2011
Содержание
Введение
Описание деятельности по проекту
Участники проекта
Смета
Выбор проблемы
Программа действий
Результат работы
ВВЕДЕНИЕ
Война 1941-1945 годов была самой жестокой, самой кровопролитной войной, из всех войн, которые только знало человечество.
Каждый год в преддверии Дня Победы в городах и селах России проходят различные акции и мероприятия, на которых чествуют ветеранов Великой Отечественной войны. Но не следует забывать, что из-за войны пострадали и тысячи других людей. Особенно тяжело в годы Великой Отечественной войны пришлось детям.
В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 56-82-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Именно эти дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12 лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на стройках. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.
По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни Сколько их было угнано на чужбину Сколько убито не рождёнными
Но о детях редко вспоминают, хотя именно на их долю выпало не только бремя военных действий, работа в тылу, но и восстановление хозяйства после войны.
К сожалению, современные дети мало интересуются историей родного края в период войны, жизнью обычных людей, прошедших через страшные испытания.
Учащиеся 4 а, 4 б и 6 классов – члены ДО «Дружба» при МОУ Новоселковская СОШ выступают с инициативой создания социального проекта, который посвящен решению проблемы низкого уровня знаний учащихся МОУ Новоселковская СОШ и жителей Бебяевской сельской администрации Арзамасского района Нижегородской области о судьбах детей Великой Отечественной войны, живущих на территории Бебяевской сельской администрации.
ЦЕЛЬ
Создание благоприятных условий для информирования учащихся МОУ Новоселковская СОШ и жителей Бебяевской сельской администрации о Великой Отечественной войне и роли, которую играли в ней дети.
ЗАДАЧИ
изучение понятия «дети войны», установление временных рамок поиска по дате рождения
сбор сведений о жителях сельской администрации, бывших детьми в годы Великой Отечественной войны
знакомство с краеведческой литературой о Великой Отечественной войне
создание и издание наглядного пособия краеведческого характера (книги «Юные герои»)
подготовка и проведение мероприятий, приуроченных ко Дню Победы, посвященных детям Великой Отечественной войне
организация социально-значимых акций, приуроченных ко Дню Победы (помощь ветеранам и труженикам тыла, облагораживание территории вокруг памятника павшим воинам, изготовление открыток, подарков ветеранам, участие в митинге, посвященном 9 мая)
информирование общественности о результатах социального проекта
осуществление поддержки поступающих инициатив школьников
Ведущими идеями содержания проекта являются:
Идея социально значимой деятельности подростков:
Навыки и умения, полученные в ходе совместных мероприятий, несут в себе двойную направленность: для общества – личность, осознающую себя как гражданина; для самого воспитанника – конкретные практические навыки поведения в социуме.
Идея эмоциональности воспитательных воздействий:
Ее реализация способствует развитию эмоциональной сферы личности. Главным образом идея осуществляется через дела, организуемые инициативной группой, яркие, запоминающиеся, интересные подросткам, удовлетворяющие их возрастные и индивидуальные потребности.
Идея интеграции:
Она предполагает целевое, деятельное, эмоциональное единство всех участников проекта и намечает перспективу создания коллектива, будь то дети, учителя, родители.
ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОЕКТУ
Данный проект рассчитан на апрель-май 2011 года. Школьная и сельская администрация осуществляют поддержку деятельности на протяжении всего срока реализации проекта.
Создание команды участников
Изучение и анализ пакета документов по социальному проектированию (апрель)
Дополнение пакета документов материалами, имеющимися в школе (апрель)
Создание группы по взаимодействию с социальными партнерами (апрель)
Создание группы, занимающейся освещением деятельности среди общественности, привлечением финансовых средств (апрель)
Создание группы, занимающейся сбором и обработкой информации (апрель)
Разработка и выпуск книги «Юные герои» (апрель)
Разработка и проведение мероприятий, посвященных Дню Победы (апрель-май)
Акция «Помощь ветерану» (май)
Акция «Открытка ветерану» (май)
Акция «Благоустройство памятника» (май)
Митинг, посвященный 9 мая (май)
Сбор информации
Проведение социологических опросов и исследований (апрель-май)
Посещение социальных партнеров (ветеранов, тружеников тыла, учителей, сельской администрации, библиотекарей) (апрель)
Разработка макета книги (апрель)
Выпуск книги (апрель)
Обработка информации
Классификация информации (апрель)
Обсуждение проблем (апрель-май)
Подготовка решений (апрель-май)
Решение проблемы
Разработка социального проекта (апрель-май)
Уведомление соответствующих структур (классных руководителей) о существовании проблемы (апрель-май)
Подготовка технических условий для выпуска печатной продукции (апрель)
Обеспечение возможности для всех желающих познакомиться с собранными документами (апрель-май)
Подведение итогов и освещение работы в СМИ (май)
Критерии оценки деятельности
Количество постоянных участников проекта
Количество школьников, эпизодически участвующих в проекте
Количество поступивших инициатив
Количество переработанной информации
Количество реализованных инициатив
Рефлексия
Анализ самими участниками стадий подготовки проекта (апрель-май)
Презентация на районном конкурсе социальных проектов (апрель)
Оценка вклада различных групп (май)
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Участники проекта – школьники 4-х, 6 классов. Распределение по рабочим группам проходит на добровольной основе.
Количество постоянных участников – 10
Количество привлекаемых к проекту – учащиеся 2-6-х классов, классные руководители, администрация школы и сельского совета, родители учащихся, учителя.
СМЕТА
Количество материалов и оборудования, необходимых для проведения социального проекта определяется по согласованию с руководителем МОУ для экономии денежных средств и успешной реализации проекта.
ГЛАВА 1. Оборудование и сопутствующие расходы.
Персональный компьютер с выходом в Интернет (15 тыс.руб.)
Принтер (2 тыс.руб.)
Фотоаппарат (3 тыс. руб.)
Калькулятор (60 руб.)
Предоставлено администрацией школы
ГЛАВА 2. Административные расходы.
Канцтовары (ручки, бумага и др.) (150 руб.)
Расходные материалы (батарейки, картриджи, фотопленка и др.) (250 руб.)
Услуги связи (Интернет) (300 руб.)
Предоставлено администрацией школы
ГЛАВА 3. Индивидуальная финансовая поддержка.
Зарплата привлекаемых специалистов (учитель истории, школьный и сельский библиотекари, сотрудник сельской администрации)
Спонсорская помощь владельцев магазинов в приобретении призов для проведения мероприятий
ВЫБОР ПРОБЛЕМЫ
Посещение сельской библиотеки и знакомство с книгой Гордеевцева И.А. «Войной опаленное детство» вдохновило нас на изучение жизни и судьбы жителей нашей сельской администрации, бывших в годы Великой Отечественной войны детьми. Нас огорчило то, что в книге, посвященной детям войны Арзамасского района, не представлено ни одного жителя д. Бебяево, сел Новоселки и Пешелань.
Сначала мы подробно изучили значение термина «дети войны», обратившись за помощью к учителю истории нашей школы Зубковой И.В., познакомились с толковыми словарями и книгами по истории Великой Отечественной войны.
Мы выяснили, что детьми Великой Отечественной войны называют целое поколение, рожденное в период с 1928 по 1945 гг. и многие из них не только работали в тылу, с малых лет познав тяжесть труда на полях и заводах, но и принимали участие в военных действиях на оккупированных немцами территориях.
Проблемой является то, что знание о таких людях у жителей довольно ограничено, потому что им, в отличие от ветеранов, не уделяется должного внимания общественности.
Решение данной проблемы мы видим в создании благоприятных условий для информирования учащихся МОУ Новоселковская СОШ и жителей Бебяевской сельской администрации о Великой Отечественной войне и роли, которую играли в ней дети.
ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ
Мы разделились на 4 группы:
1 группа (журналисты) собирала данные о тружениках тыла и ветеранах войны 1925 – 1931 гг. рождения
2 группа (анкетологи) составляла анкеты и проводила анкетирования в классах
3 группа (оформители) занималась художественным оформлением книги, изготовлением открыток для ветеранов
4 группа (сценаристы) участвовали в подготовке и проведении мероприятий, посвященных ВОВ
Мы решили узнать, что известно о Великой Отечественной войне и детях, принимавших в ней участие, учащимся нашей школы. Группа анкетологов составила анкеты и провела исследование в 3-6-х классах МОУ Новоселковская СОШ.
Исследования показали достаточно низкий уровень знаний учащихся о Великой Отечественной войне, а особенно о детях, принимавших в ней участие. Решение данной проблемы можно было найти в изучении специальной краеведческой литературы о войне.
Тогда мы посетили школьную и сельскую библиотеки и выяснили, что в них представлен очень ограниченный выбор краеведческой литературы, который не может полностью удовлетворить наши запросы.
Мы собрались и обсудили наши исследования. С помощью собранного материала подготовили свои соображения для решения проблемы повышения уровня знаний школьников о Великой Отечественной войне и о детях войны Бебяевской сельской администрации.
Мы обсудили свои пути решения проблемы:
Проведение в школе мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне
Изготовление наглядного пособия (книги «Юные герои»), посвященной детям, участникам Великой Отечественной войны
Тематический информационный стенд в школе
Проведения конкурса сочинений, стихов о Великой Отечественной войне
Включение в проект учителей, родителей, сверстников
Выступление перед сверстниками
Формирование в процессе работы группы лидеров, которые в будущем продолжат работу по данной теме
Таким образом, по нашему мнению самым эффективным решение данной проблемы будет создание наглядного пособия и ознакомление с ним школьников и жителей сельской администрации.
В сельском совете у социального работника был взят список жителей 1925-1931 гг. рождения и группа журналистов начала сбор данных о них. К сожалению, из-за ограниченности времени посетить всех, чьи фамилии указаны в списке мы не успели. Это дает нам возможность позже продолжить исследования по нашему социальному проекту.
Журналисты взяли интервью у 41 труженика тыла, а оформители подготовили их фотографии для будущей книги. Используя различные документы, статьи из книг и сети Интернет, интервью жителей, мы подготовили документальный материал и выпустили книгу, посвященную юным героям.
Это стало возможным по двум соображениям: необходимый материал уже был собран и у нас есть навыки работы на компьютере. Тем более, что наша работа по набору текстов, сканированию, выпуску книги не потребовала больших материальных затрат.
В выпуске книгу значительную помощь нам оказали школьный библиотекарь Козлова Валентина Ивановна, сельский библиотекарь Патрушева Наталья Павловна, работники Дома культуры д. Бебяево, администрация школы, родители.
Мы обсудили, что можем сделать для повышения уровня информированности школьников о Великой Отечественной войне и детях войны и решили провести ряд мероприятий для учащихся:
Дети детям о детях
Конкурс «Лучшая открытка ветерану»
Недельная акция «Помощь ветерану»
Акция «Благоустройство памятника»
Участие в митинге, посвященном Дню Победе
Организацией и проведением данных мероприятий занимается группа сценаристов – активных творчески развитых учащихся 4-6 классов.
Кроме того, мы решили подарить один экземпляр нашей книги школьной библиотеке для нужд учащихся и учителей, а другой экземпляр – сельской библиотеке, чтобы книгу могли прочитать все желающие.
Мы считаем, что заинтересованность учащихся позволила осуществить этот проект. Результаты реализации проекта (книга, презентации) представляют конкретный вклад в дело повышения уровня знаний учащихся о детях, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Организация социального проекта, распределение обязанностей между участниками потребовали от учащихся умения работать коллективно.
Социальный проект является просветительским мероприятием. Адресная группа проекта – школьники, их родители, учителя, жители сельской администрации.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
В проекте приняли участие учащиеся 3-6 классов МОУ Новоселковская СОШ, администрация школы, администрация сельского совета, родители, учителя, работники ДК д. Бебяево, ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла.
Был выпущен пакет информационно-методических материалов:
Книга «Юные герои»
Презентация «Пионеры-герои»
Презентация «Дети – узники фашистских концлагерей»
Презентация «Блокадный Ленинград»
Презентация «Герои - земляки»
Были разработаны два мероприятия «Дети детям о детях» для учащихся 3-4-х и 5-6-х классов, посвященных участникам Великой Отечественной войны.
Существенно в проекте то, что проблемы выявляют сами ребята и привлекают к ним внимания общественности.
Таким образом, данный проект может стать платформой для объединения и сотрудничества. А знакомство с деятельностью детей, принимавших участие в Великой Отечественной войне, повысит интерес учащихся к истории родного края, усилит интерес общественности к4 проблемам ветеранов и тружеников тыла.
Очевидно, что позитивное влияние социального проекта на школьников, принимавших в нем участие, огромно. Поскольку все было задумано и подготовлено самими учениками, то успешное его выполнение способствовало тому, что самооценка школьников резко выросла.
15