Методическая разработка урока по русскому языку для 2-го класса по теме: «Обучение письму с «окошками» на месте всех буквенных орфограмм. Памятка 3 («Учимся писать без ошибок») УМК «Гармония»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1
Имени Николая Островского г. Тайшета
Методическая разработка урока по русскому языку для 2-го класса
по теме: «Обучение письму с «окошками» на месте всех буквенных орфограмм.
Памятка 3 («Учимся писать без ошибок»)
УМК «Гармония»
Составитель: Васильева Людмила Владимировна
учитель начальных классов
2015г.
г. Тайшет
Технологическая карта урока.
«Обучение письму с «окошками» на месте всех буквенных орфограмм. Памятка 3 («Учимся писать без ошибок»(УМК «Гармония»)
Учебный предмет Русский язык
Класс 2 «А»
Тип урока Урок открытия нового знания
Цели урока Образовательная: уточнить порядок действий, необходимых для безошибочного письма (введение памятки 3); упражнять в записи с пропуском всех орфограмм и дальнейшем решении орфографических задач (по памятке);
развивающая: развивать уважение к себе как носителю русского языка, потребность в овладении безошибочным письмом; формировать УУД;
воспитательная: воспитывать ценностное отношение к грамотной речи
Технологии, методы, приемы Поисковые методы обучения
Основные понятия, термины Орфограмма, орфографическая ошибка, орфографическая задача, признаки орфограмм в области гласных.
Планируемый результат
Предметный
Правописные умения:
-каллиграфически правильно писать слова;
-правильно списывать слова и предложение;
-выделять орфограммы в области гласных на письме;
Учебно – языковые:
-раскрывать сущность понятия «орфограмма»;
Речевые умения:
- прогнозировать содержание текста по зпглавию;
-определять значение слова с помощью контекста, обращением к его истории;
-активно использовать новый термин (орфограама) в речи Организация пространства
Формы работы Ресурсы
Фронтальная. Индивидуальная Книгопечатная продукция: М. Соловейчик, Н. Кузьменко «К тайнам нашего языка», тетрадь – задачник №1
Технология обучения
Этапы урока Формируемые умения Оформление доски, наглядность Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный УУД:
– осуществлять
самоконтроль (р.);
– слушать и понимать речь
других; строить
рассуждение (к.) – Добрый день, ребята! У нас очереднойурок русского языка.
Проверьте, как организовано ваше
рабочее место, как расположеныучебники и письменные принадлежности.
Почему это важно? Выскажите свои мысли Учащиеся
проверяют
готовность к уроку.
Высказывают
предположения
2.Актуализация опорных знаний УУД:
– определять границы
собственного знания/
незнания (п-1);
– учиться прогнозировать (р.);
– слушать и понимать речь
учителя, строить рассуждение (к.) Мозговой штурм.
Место в слове, где при письме нужно выбирать букву?
Орфограммы ударных гласных в слогах?
Непарным по глухости-звонкости согласным …?
Какие орфограммы чаще всего встречаются при письме?
Где можно узнать о правильном написании слов?
Молодцы, вы хорошо знаете правила, у вас хорошая память.
Дети отвечают:
-орфограмма
-жи,ши,ча,ща- можно доверять
-безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных
в орфографическом словаре
3.Введение в тему урока Предметные:
– раскрывать сущность
понятия «орфограмма, орфографическая задача».
УУД:
– осознавать необходимость
открытия нового знания
для овладения правильнымписьмом (л.);
– находить в учебнике
необходимую информацию;
осмысливать заглавие
раздела, параграфа,
высказывать на этой основе
предположения о содержании
нового знания (п-1)36;
– формулировать учебную
задачу урока (р). Учимся писать без ошибок. Сегодня вы будете разведчиками.
Какими качествами должен обладать разведчик?
-О том, что вас ждет на уроке, прочитайте на доске и в учебнике на стр. 67.
-Почему нужно писать без ошибок.
Ваши действия если в команду разведчиков приходит новичок?
-Откройте учебники на стр.67, упр.137 , тетрадь стр.41.
Что вы будете делать сегодня на уроке? -внимательным, зорким, наблюдательным, чтобы обнаруживать все «опасности на пути».
У разведчиков одна ошибка приводит к провалу задания.
Ученикам писать с ошибками стыдно. Родной язык должны знать все.
Научить всему, чем владеем сами.
Дети находят задание.
Учить Витю находить орфогрграммы и решать орфографические задачи.
4.Открытие нового знания Предметные:
– анализировать звучащее слово;
выделять и характеризовать
гласные звуки;
– устанавливать соответствие
и несоответствие произношения
и написания;
– называть отличительныепризнаки орфограмм
в области гласных;
– объяснять сущность
понятия орфограмма;
пользоваться термином
орфограмма;
– списывать слова по правилам.
УУД:
– иметь познавательный
интерес к работе со словом,
его значением
и происхождением (л.);
– принимать цель деятельности,
поставленную учителем; работать
по предложенному плану (памятке 3);
прогнозировать результат
деятельности; осуществлять
самоконтроль (р.); Курица, пирог, котлета, мандарин, оладьи, конфета.
(вставленные буквы зеленым цветом)
Памятка на доске 1 этап.
Наблюдения, ведущие к выводу: безударным гласным звукам при письме доверять нельзя.
Тетрадь стр.41.
Наблюдение произношения безударных звуков. Моделирование.
Произнесите слова, поставьте ударение, отметьте, где при письме буквами будут орфограммы.
-Что это за слова?
-Научите Витю пользоваться орфографическим словарем.
Работа в тетради
Следим за каллиграфией, обращаем внимание на образец буквы по центру страницы, над удавшимися буквами ставим «+», над неудавшимися «-»Самостоятельная работа.
Индивидуально работаю с отдельными учащимися.
Работа в парах (проверяют работу друг друга, используют «карточку – проверялку»Закрываю слова листом бумаги на доске, открываю слово по слогам.
-Назовите новые слова
-Что обозначают эти слова?
-На какой вопрос отвечают?
-Назовите слово, в котором звук й обозначен 3-м способом.
Физминутка2 этап
Работа по памятке 3.
Тетрадь – задачник стр.41 №138.
Настоящий разведчик должен уметь составлять правильный маршрут и строго по нему следовать.
Чтение памятки по ролям
-Теперь вы должны научит Витю.
-Какое первое действие посоветуете выполнить Вите?
-Как он должен искать орфограммы гласных?
-А как орфограммы согласных?
-Какое второе действие? Дети находят задание.
Произносят, ставят ударение, отмечают орфограммы,
-Словарные;
-Предлагаем Вите действовать по памятке стр.64.
Обращают внимание на образец буквы на середине страницы, при письме обращают внимание на написание этой буквы, оценивают написание буквы.
Записывают слова с окошками, называют буквы, которые будут «спорить», по словарю выбирают буквы и вписывают
Дети закрывают слова в тетради «карточкой-проверялкой» отодвигают карточку по слогам, сравнивают с открытым слогом на доске.
-Мандарин, конфета.( проговаривают несколько раз)
-предметы
-что?
- оладьи
Дежурный проводит физминутку.
Один ученик читает первый пункт, второй следующий, потом двое по очереди озвучивают развилку, двое других продолжают и т. д.
5.Применение нового знания Предметные:
– правильно записывать слова
значками звуков и буквами;
– выделять и отмечать
опасные места.
УУД:
– принимать цель
деятельности; действовать
по предложенному плану;
осуществлять
самоконтроль (р.);
– анализировать, сравнивать,
делать выводы; представлять
результаты анализа в знаково-
символической форме (п-2);
– воспринимать и понимать
письменную речь других (к.) Памятка с пропущенными словами
Крокодил Гена и Чебурашка дружили. -Теперь вы должны научит Витю.
-Какое первое действие посоветуете выполнить Вите?
-Как он должен искать орфограммы гласных?
-А как орфограммы согласных?
-Какое второе действие?
-Если знаешь буквы?
-Если не знаешь буквы?
3 этап
Закрепление введенной последовательности действий.
Все разведчики нуждаются в питании, «накроем стол к обеду»
Перечислить и записать под диктовку слова, называющие посуду: тарелки, ложки, чашки.
Коллективная работа.
Самостоятельно выполнить Упр. 139 в учебнике на стр.67.
Прочитать составленные предложения
Проверка. - Найти орфограмму;
-Прочитать слово, поставить ударение, отметить безударные гласные;
Найти парные согласные по глухости-звонкости.
-Если есть выбор букв оставить «окошки»
-Вставить буквы, отметить орфограммы.
-Оставить окошки.
Выполняют все действия по памятке и комментируют их.
Выполняют по заданиям учебника.
Дети читают составленные предложения.
Сравнивают с образцом на доске.
6. Итог урока Предметные:
– объяснять сущность понятия
орфограмма; пользоваться
термином орфограмма.
УУД:
– устанавливать связь междуцелью деятельности
и ее результатом (л.);
– давать оценку собственнойдеятельности на уроке (р.) -Как вы думаете, научили вы Витю находит орфограммы и решать орфографические задачи?
За что вы можете себя похвалить?
Что вам поможет выполнить д/зУчебник стр. 67 Упр. №140. Высказывают свои предположения.
-Памятка №3.