Программа факультативного курса по русскому языку Пишем без ошибок (7 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гвардейская школа-гимназия № 2»
Симферопольского района Республики Крым
ул.Острякова, 1, пгт. Гвардейское, Симферопольский район, 297515
тел/факс 0(652) 32-38-59, e-mail: gvardeiskoe2@yandex.ru
«Рассмотрено»
На заседании кафедры
Руководитель кафедры
А.А.Фищук
Протокол № от « » 2015г
«Согласовано»
Заместитель директора школы
по УВР
Т.В.Кожевникова « » 2015 г «Утверждаю»
Директор школы
Е.В Богданова
Приказ № от « » 2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
по русскому языку для 7 класса
« Пишем без ошибок »
Классы: 7-А,7-Б
Срок реализации программы: 2015/2016 уч.г.
Количество часов по учебному плану: 34 ч/год, 1 ч/неделю
Планирование составлено на основе:
Авторской программы Л. М. Рыбченковой, О.М. Александровой по русскому языку для 5-9 классов для основного общего образования
(Программы по русскому языку 5-9 классы (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский //Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы / Составитель Л. М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2014)Учебник: Русский язык. 7 класс в 2-х частях / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевичю.- М.: Просвещение, 2014.- 223 с.: ил.
Рабочую программу составил учитель русского языка и литературы Головко Л.И..
с. Гвардейское 2015
Пояснительная записка
Факультативный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 7 класса.
Данный факультатив позволит не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.
На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.
На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной.
Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку: Авторской программы Л. М. Рыбченковой, О.М. Александровой по русскому языку для 5-9 классов для основного общего образования
(Программы по русскому языку 5-9 классы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский //Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы / Составитель Л. М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2014
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной
культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая и культуроведческая компетенции.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении орфографии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене.
Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом. Именно поэтому количество часов, выделенных на изучение тематических блоков и включенных в них разделов курса, имеет примерный характер.
Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся, развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса.
Задачи:
-повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы,
- расширить и углубить полученные ранее знания;
- систематизировать и обобщить полученные знания;
-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;
- совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.
Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает в VII классе изучение русского языка факультативно 34 часа (1час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА «ПИШЕМ БЕЗ ОШИБОК» В 7-х КЛАССАХ
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации предметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию)
Учащиеся должны знать:
основные орфограммы, изученные в 5-7классах;
изученные языковедческие понятия ;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5-7 классах; нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
- находить в словах изученные орфограммы,
- обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами,
- находить и исправлять орфографические ошибки;
- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.
-соблюдать нормы русского речевого этикета;
-осуществлять языковой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
удовлетворение коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличение словарного запаса; расширение круга используемых грамматических средств; развитие способности к самооценке;
получение знаний по другим учебным предметам.
СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ПИШЕМ БЕЗ ОШИБОК» В 7 КЛАССЕ
Содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.
Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.
В рамках данной программы обогащаются первоначальные представления о значении слова.
Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.
Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.
Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.
Основные методы и приёмы работы:
- лекция;
- беседа;
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- анализ текстов различных стилей и типов;
- работа с тестами;
- различные виды грамматического разбора;
- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
- создание таблиц, схем, алгоритмов;
- обсуждение, диалог;
- работа по карточкам;
- написание и редактирование орфографических диктантов;
- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п\пНаименование разделов и тем Учебные часы Контроль
1 Основные принципы русской орфографии 2 2 Правописание согласных - «фонемные « и « нефонемные» правила 4 3 Правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых ударением 3 1
4 Правописание корней с чередующимися гласными 1 5 О-Е после шипящих 1 6 Буквы Ы-И после Ц. 1 7 Правописание ъ и ь. 3 8 Написание частицы НЕ с различными частями речи. 3 1
9 Орфограммы в суффиксах 4 10 Орфограммы в окончаниях слов. 1 11 Правописание приставок. 2 12 Написание отрицательных местоимений и наречий 2 13 Правописание сложных слов 2 1
14 Правописание числительных 1 15 Правописание служебных частей речи 3 1
Итого 30 4
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока Сроки выполнения Название
раздела Ожидаемые результаты
план факт знать уметь
1 Дорога к письменнос-ти. Знать, как возникла письменность, как обходились без письма, древние письмена. Уметь различать фонему и букву.
2 Основные принципы русской орфографии. Знать «ошибкоопасные» места. Уметь использовать «фонемные» и «нефонемные» правила.
3 Тайна фонемы. Знать смыслоразличительнаую роль звуков, образование звуков. Уметь определять позиции в слове (сильная и слабая).
4 Опасные согласные. Знать парные и непроизносимые согласные. Уметь работать по ленте букв, выявление опасных мест при письме.
5 Звонкие и глухие согласные Знать различия звонких/глухих Уметь давать характеристику звукам, правильно писать слова.
6 Неясная согласная в корнях слова. Знать способы проверки неясных согласных в корнях слов. Уметь проверять непроизносимую согласную в корнях слова.
7 Ударение под гласной может сделать букву ясной. Знать способы проверки безударных гласных в корнях слова, проверяемые ударением. Уметь писать грамотно слова с безударной гласной, проверяемой ударением.
8 «Коварные» слова. Знать способы проверки безударных гласных в корнях слова, не проверяемые ударением. Уметь писать грамотно слова с безударной гласной, не проверяемой ударением.
7 Орфографи-ческий словарь – наш главный помощник. Знать словарные слова. Уметь работать со словарем.
8 Проверь себя. Тест №1. Знать правила правописания безударных гласных в корнях слова. Уметь писать грамотно слова, составлять словосочетания с данными словами, предложения.
9 Чередование гласных в корнях слова. Знать приемы проверки корней с чередованием, классификацию и правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-), зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-), зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-) , зависящими от значения слов (-ровн-,
-плов-, -мок-). Уметь писать слова с чередованием гласной в корнях слов.
11 О-Е после шипящих. Знать способы проверки написания О-Е после шипящих. Уметь писать слова с О-Е после шипящих.
12 Буквы Ы-И после Ц. Знать порядок проверки Ы-И после Ц. Уметь писать слова с Ы-И после Ц.
13 Разделительный Ъ Знать употребление Ъ. Уметь грамотно писать слова с Ъ.
14 Разделительный Ь Знать правило употребления Ь. Уметь грамотно писать слова с Ь.
12 Употребле-ние Ь в различных частях речи. Знать Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи. Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Уметь писать грамотно слова, составлять словосочетания с данными словами, предложения.
13 Написание частицы НЕ с различными частями речи. Знать правило написание частицы НЕ с различными частями речи. Уметь правильно писать слова с частицей НЕ с различными частями речи.
14 Как распознать скрытое противопо-ставление. Знать способы проверки слов с скрытым противопоставлением. Уметь писать грамотно слова, составлять словосочетания с данными словами, предложения
15 Как распозна-вать приставку НЕДО-. Знать способы проверки слов с приставкой НЕДО-.Уметь грамотно писать слова.
16 Проверь себя. Тест №2. Знать основные приемы проверки правописания слов с Ь и частицей Не со словами. Уметь писать грамотно слова, составлять словосочетания с данными словами, предложения.
17 Написание Н-НН в суффиксах прилагательных и причастий. Знать правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных и причастий. Уметь правильно писать Н-НН в суффиксах прилагательных и причастий.
18 Написание Н-НН в суффиксах существите-льных и наречий. Знать правила написания Н-НН в суффиксах существительных и наречий. Уметь правильно писать Н-НН в суффиксах существительных и наречий.
19 Написание отрицате-льных местоимений и наречий. Знать правила написания
отрицательных местоимений и наречий. Уметь правильно писать отрицательных местоимений и наречий.
20 Как различать частицы НИ и НЕ. Знать способы различия частицы НИ и НЕ. Уметь правильно писать и употреблять частицы НИ и НЕ.
21 Правописа-ние приставок. Знать классификацию приставок. Буквы Ы и И после приставок. Буквы З и С на конце приставок. Уметь правильно писать и употреблять приставки.
22 Приставки ПРЕ- и ПРИ- Знать различия в написании приставок ПРЕ- и ПРИ-. Уметь грамотно писать слова.
23 Правописа-ние суффиксов. Знать правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов. Уметь писать грамотно слова, составлять словосочетания с данными словами.
24 Правописа-ние падежных окончаний существите-льных. Знать правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Уметь правильно писать окончания существительных..25 Правописа-ние личных окончаний глагола. Знать спряжение глаголов, правописание гласных в личных окончаниях. Уметь правильно писать гласные в личных окончаниях глагола.
26 Слитное и дефисное написание сложных существите-льных и сложных прилагате-льных. Знать правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Уметь грамотно писать слова.
27 Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений Знать правила слитного, дефисного и раздельного написания наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Уметь писать слова раздельно и через дефис.
28 Проверь себя. Тест №3. Знать основные правила проверки правописания слов с приставками, частицами, слитного и раздельного написания слов. Уметь писать грамотно слова, составлять словосочетания с данными словами, предложения.
29 История образования и написания числитель-ныхЗнать написание количественных и порядковых числительных. Уметь грамотно склонять и писать числительные.
30 Правописа-ние производ-ных предлогов. Знать правила правописания производных предлогов. Уметь различать производные предлоги от существительных.
31 Правописа-ние частиц. Знать основные правила правописания частиц слитно и через дефис. Уметь правильно писать и употреблять частицы.
32 Правописа-ние союзов. Знать правила правописания союзов слитно и раздельно. Уметь правильно писать и употреблять сочинительные и подчинительные союзы.
33 Орфографи-ческие головоломки Знать основные орфограммы. Уметь грамотно писать слова.
34 Проверь себя. Тест №4.Комплексный анализ текста Знать принципы орфографии. Уметь работать с текстом, находить все орфограммы и правильно писать слова.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полно незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика oтводится определенное время), но и за рассредоточенный по времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка письменных работ учащихся
Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Требования к тексту диктанта
Класс Количество в контрольном диктанте Кол-во слов в словарном диктанте
слов (самостоятельных и служебных)1 орфограмм2пунктограмм слов с непроверяемыми орфограммами3 5 90-100 12 2-3 5 15-20
6 100-110 16 3-4 7 20-25
7 110-120 20 4-5 10 25-30
8 120-150 24 10 10 30-35
9 150-170 24 15 10 35-40
1До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
2Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать норм, представленных в таблице.
3 В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мер закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
Нормы оценивания диктанта
Вид
диктанта оценка/количество ошибок
«5» «4» «3» «2»
Контрольный 1 негрубая орфографическая или 1 негрубая пунктуационная ошибка.
2 орф. - 2 пункт.
или
1 орф.- 3 пункт.
или
0 орф. – 4 пункт.
*при 3 орф. ошибках, если среди них есть однотипные.4 орф. - 4 пункт.
или
3 орф. - 5 пункт.
или
0 орф. - 7 пункт.
*в 5 классе допуск. при 5 орф. и 4 пункт.
*при 6 орф. и 6 пункт., если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
7 орф.- 7 пункт.
или
6 орф. - 8 пункт.
или
5 орф.- 9 пункт.
или
8 орф.- 6 пункт.
Словарный 0 ошибок 1-2 ошибки 3-4 ошибки до 7 ошибок
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1»
Примечание.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);5) в собственных именах нерусского происхождения;
6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий -резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.
Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методический комплекс:
1.Л. М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014.
2.Фролова Т.Я. Русский язык. Практикум.- Симферополь, 2012.-144с.
3. Фролова Т.Я. Русский язык в рифмованых алгоритмах. –Симферополь, 2004.-32с.
4. Фролова Т.Я. Мы пишем без ошибок: Курс практической граматики. – Симферополь, 1998.-144с.
5. Фролова Т.Я. Русский язык в рисунках и схемах. –Симферополь, 2004.-52с.
6. ЕГЭ. Русский язык :типове экзаменационные варианты..\под ред.. И.П.Цыбулько.-М.: Национальное образование, 2014.-304с.
7. Е.А. Арбатова. Правила русского языка в таблицях и схемах.- Санкт-Петербург: Литера, 2013.-224с.
8. Д.Э. Розенталь. Русский язык. Сборник упражнений и диктантов.- М.: Мир и образование, 2014.-448с.
Контрольно-измерительные материалы
1.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО,2015.-76с.
2.Е.Л. Ерохина. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку.- М: Экзамен,2014.-75с.
3.М.Ю.Никулина. Русский язык. Экспресс-диагностика. 7 класс.- М: Экзамен,2015.-96с.
4. М.Ю.Дмитрие-ва. Промежуточ-ное тестирование. Русский язык.7 класс.- М: Экзамен,2014.-56с
Методические рекомендации
Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6,7 класс. - М., 2003.
Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. 5 – 7 классы. –
СПб, 2000.
Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М., 1987.
Л.Р.Ефремова, Г.М.Постовалова. Олимпиадные задания по русскому языку. 5-6 классы.-Волгоград: Учитель, 2014.-103с.
4. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л., 1990.
Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (программа спецкурса для 10-11 классов) // Программно-методические материалы: Русский язык.10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М., 2002.
Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии: Пособие для учащихся 7-9 классов. – М.,2004.
Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. – СПб, 2004.
Панов М.Ф. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов. – М., 1984.
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996.
Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2001.
Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М., 1992.
Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим. – Л., 1963.
Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2003.
Успенский Л.В. Слово о словах. (Очерки о языке). – Л., 1971.
Федорова М.В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии и пунктуации. – СПб, 2003.
Хазанова А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса: Из опыта работы. – М., 1982.
Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. – М., 1971.
Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы
http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»
http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образованиДиски
1. Русский язык .Преподавание по новым стандартам. Учебно-методический комплекс .- Волгоград: Учитель,-2014.
2. Русский язык .Демонстрационные таблицы. - Волгоград: Учитель,-2014.
3.Видеоуроки. Сборник дисков по русскому языку 7 , класс. – Инфоурок, 2014
4. т.Я.Фролова.Русский язык .Демонстрационные таблицы. – Симферополь,2010.
Материально-техническое обеспечение
Компьютер.
Плазменный телевизор.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок.
Стенд для размещения творческих работ учащихся.
Раздаточный материал, таблицы по основным разделам программы 7 класса (фонетика, морфология (по частям речи), синтаксис простого и сложного предложения и др.).
Стол учительский с тумбой.
Ученические столы 2-местные с комплектом стульев.