Паспорт проекта Край мой северный, край мой родной

МБДОУ «Детский сад №35 «Метелица» г. Воркуты





Паспорт проекта старшей группы №4 «Смешарики»
«Край мой северный, край мой родной»

Руководитель проекта:
Воспитатель I категории
Кардакова Е.В.







Паспорт проекта

Название проекта: «Край мой северный, край мой родной».
Вид проекта: среднесрочный групповой информационно – творческий, познавательный.
Продолжительность проекта: 3 месяца (с 1февраля по 30 апреля 2016г.)
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.
Образовательная область: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое, речевое.
Актуальность проекта: Всем известно, что в дошкольные годы жизни ребенка идет становление основ его личности. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории и культурному наследию народов Севера необходимо начинать с детского сада.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.
Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
На основе вышеизложенного мы определили тему своего проекта «Край мой северный, край мой родной».
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Гипотеза:
Если в воспитательно-образовательную работу ввести план мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.
Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера. Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю.
Задачи проекта:
1. Дать знания детям о родном городе: история, достопримечательности, люди, природа.
2. Расширить знания детей о растительном и животном мире северного края.
3. Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
4. Познакомить с бытом, культурой и традициями коренных народов севера. 5. Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.
Предполагаемый результат:
1. Пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю.
2. Формирование чувства национального достоинства, ответственности.
3. Расширение кругозора детей через экскурсии в музеи, к памятникам, посещение общественно-значимых учреждений нашего города, общение с интересными людьми.
4. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.
Обеспечение проектной деятельности:
1. Интернет- ресурсы
2. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, презентации)
3. Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактические игры.
4. Выставки книг, фотографий, рисунков, поделок.
5. Посещение выставочного зала, «Центра национальных культур».
6. Создание условий для проведения открытого мероприятия (оформление музыкального зала).
7. Приглашение ансамбля коми-песня на открытое мероприятие «Коми посиделки».
Субъекты, включенные в реализацию проекта:
- дети 5-6 лет,
- родители (законные представители),
- педагогические работники: воспитатели, педагог по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования изо
- социальные партнеры: Центр национальных культур, Выставочный зал, краеведческий музей, библиотека, МБДОУ «Детский сад №11 «Катюша».
В основе работы с детьми лежат следующие принципы:
- Принцип историзма, который реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным–давно) и настоящее (в наши дни).
- Принцип гуманизации - ориентация на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
- Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
- Принцип интегративности - сотрудничество с семьей, библиотекой, краеведческим музеем, «Д/сад №11».
Новизна работы состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре северных народов, истории родного края через проектно-исследовательскую деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители (законные представители), педагоги, социальные партнёры.
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Подготовительный: (с 1.02 по 10.02)
1. Обсуждение идеи проекта педагогами ДОУ.
2. Теоретическая подготовка педагогов к выполнению проекта.
3. Разработка перспективного плана.
4. Ознакомление с проектом родителей.
5. Подготовка детей к выполнению проекта
II. Организационно-практический. (с 11.02 по 10.04)
1. Познакомить детей с историей родного края.
2. Проведение цикла познавательных занятий, на тему: “Мой город – Воркута!», «Животные и птицы тундры», «Растительный мир и дары тундры »
3. Оформление альбомов “Мы жители города Воркуты”, «Природа моего края», «
·Спартакиада народов севера».
4. Чтение познавательной и художественной литературы (сказки, загадки, пословицы).
5. Продуктивная деятельность: рисование «Природа родного края», «Животные и птицы тундры»; аппликация «Укрась рукавичку коми орнаментом», «Северяночка»; лепка «Животные тундры», пластилинография «Полярная сова»
6. Посещение тематических мероприятий в музее (ЦНК).
7. Словотворчество с родителями: сочинить рассказ «Город, в котором я живу», частушки о родном крае.
9. Оформление участка «Сотвори руками чудо»
III. Контрольно-рефлексивный ( с 21.04 по 30.04)
Подведение итогов. 1. Открытое мероприятие «Коми посиделки».
2. Презентация проекта для педагогов.



Формы и методы реализации проекта:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Образовательные
области
Виды деятельности

Познание, Социализация, Безопасность, Коммуникация
Совместная деятельность воспитателя с детьми:
1. Беседы тематические (с опорой на наглядность, ИКТ):
«Моя Воркута» - вехи истории
«По улицам и площадям родного города»
«Республика Коми – мой край родной»
«Растительный мир и дары тундры»
«Животный мир тундры»
«Реки Уса, Воркута, Печора»
«Самобытность народа Коми края»
«Путешествие по городам Республики Коми»
«Климатические условия города, края»
«День оленевода»
2. Творческие рассказы:
«Город, в котором я живу»
«Как сберечь природу Коми края»
«Безопасность – это важно!»
Словотворчество «Частушки о родном крае»
3. Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.
4. Рассматривание иллюстраций, открыток, эстетически привлекательных объектов природы, коми быта, произведений искусства, достопримечательностей г. Воркуты
5. Оформление игротеки дидактических игр:
Лото «коми орнамент»
Кто лишний?
Найди животных нашего края.
Когда это бывает?
Собери целое.
Подбери пару.
Национальный костюм Коми края «Одень куклу».
Что нам нужно взять в поход?
6. Изготовление, обновление атрибутов сюжетно – ролевых игр:
«Пожарные»
«Оленеводы»
«Музей»
«Библиотека»
7. Оформление альбомов с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания.
8. Экскурсии по родному городу, в «Центр национальных культур»
9. Организация уголка краеведения в группе

Труд
Совместная деятельность воспитателя с детьми:
«Огород на окне» (посадка лука, укропа, петрушки; уход за растениями, наблюдение)
Конкурс на лучшую кормушку для птиц
Оформление построек из снега на участке «Сотвори руками чудо»

Художественное
творчество
Совместная деятельность воспитателя с детьми:
1. Рисование:
Животные, птицы, растения Коми края
«Национальный костюм народов Коми края»
«Ах, зимушка – зима!»
«Весна - красна»
 «Край родной, навек любимый»
«Наш город»
«Северное сияние»
2. Лепка «Животные тундры» - из пластилина.
3. Аппликация «Северяночка», «Укрась рукавичку коми орнаментом»
4. Изготовление поделок, коллажей из природного материала, макетов зданий города из бросового материала.
Самостоятельная деятельность детей:
1. Рисование:
«Улицы родного города»
«Мой дом»
«Край родной, навек любимый»
«Герои коми сказок»
2. Лепка: «Животные и птицы тундры»
3. Аппликация «Коми орнамент»
4. Конструирование: здания родного города.

Физическая
культура, Здоровье
Совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей:
1. Коми народные подвижные игры
2. Беседы с детьми:
«Полезные привычки»
«Кладовая Коми края»
«День здоровья»
Спортивные праздники, развлечения.

Чтение
художественной
литературы
Совместная деятельность воспитателя с детьми:
1. Чтение художественной литературы коми писателей, стихотворений, преданий, коми загадок.
2. Заучивание стихов коми писателей.
3. Чтение коми сказок: «Фома»; «Три брата и сестра», «Яг-Морт» ; «Марпида-царевна»; «Ёма и две сестры»; «Охотник и Чукля»; «Медвежьи няньки»;«Пера-богатырь»;«Лиса и заяц». 

Музыка
Совместная деятельность воспитателя с детьми:
Разучивание песен о Воркуте, Коми крае.
Прослушивание коми песен («Лым» муз. В. Гущина, сл. В. Лодыгина; «Шор» муз. А. Осипова, сл. С. Попова), музыкальных народных композиций.
Разучивание, исполнение коми – танца: «Марьямоль».
Развлечения «Масленица», «Коми посиделки».
Самостоятельная деятельность детей:
Танцевальная деятельность детей под коми музыкальные композиции на CD дисках.

Взаимодействие с родителями
1. Оформление построек из снега на участке;
2. Фотоальбомы «Мы – жители г. Воркута»; «Природа Коми края»; «Отдыхаем на природе»; «Спартакиада народов севера».;
3. Консультации для родителей:
«Помощь в организации экскурсий по родному городу»;
Участие в выставках плакатов, рисунков, фотокомпозиций.
4. Словотворчество детей с родителями:
«Город в котором я живу».
частушки о родном крае
5. Папки – передвижки «Воркута – столица Мира»; «Город мой любимый, город мой родной».










Используемые источники:
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









13PAGE 15


13PAGE 141015




15