Разговор о правильном питании. Внеурочная деятельность. Планирование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа №4
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №4_____________/Чеботарева Н. Е./
Приказ №__88_______от__31.08.15_________
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Разговор о правильном питании»
1-4 класс
Составлена на основе программы: «Разговор о правильном питании»
Авторы Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г
Составитель:
Учитель начальных классов
Леликова Е.Н.
Егорьевск 2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Ж.-Ж. Руссо
Нормативно-правовая и документальная основа:
·Закон Российской Федерации « Об образовании».
·Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
·Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
·Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
·Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
·Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
Рабочая программа курса «Разговор о правильном питании» составлена на основе авторской программы Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г.
Программа «Разговор о правильном питании» является модульной. Это позволяет педагогу самостоятельно определять форму ее реализации, последовательность изучения тем внутри каждой из частей программы, а также продолжительность изучения конкретной темы.
Для реализации программы используется три учебно-методических комплекта, ориентированных на разные возрастные группы учащихся:
«Разговор о правильном питании» для детей 6-8 лет (рабочая тетрадь для школьников, методическое пособие для педагога, комплект плакатов, брошюра для родителей).
«Две недели в лагере здоровья» для детей 9-11 лет (рабочая тетрадь для школьников, методическое пособие для педагога).
«Формула правильного питания» для детей 12-14 лет (рабочая тетрадь для школьников, мультимедийный диск, пособие для педагога).
Программа носит интерактивный характер, стимулирующий непосредственное участие дошкольников и школьников в процессе обучения, пробуждающий интерес и желание соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье. Для организации процесса обучения используются различные типы игр (ролевые, ситуационные), проектов, мини-тренингов, дискуссий. Большое значение уделяется самостоятельной творческой деятельности школьников (поиску новой информации, подготовке заданий и т.д.)
Главная задача воспитания - сохранение физического, психического здоровья подрастающего поколения. Благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведёт человек.
Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. И учить вести здоровый образ жизни нужно начинать в детстве.
Как показывают исследования специалистов, только 20% пап и мам знакомы с принципами организации здорового питания детей. Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности правильного питания. Культура питания – это основа здорового образа жизни.
Реализация программы «Разговор о правильном питании» в начальной школе поможет укрепить и сохранить здоровье каждому ребенку. Направленность программы – внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья.
Данная программа предусматривает пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Образовательные задачи:
развивать представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей,
расширять знания детей о правилах питания,
формировать навыки правильного питания как составной части здорового образа жизни;
знакомить детей с историей и традициями кулинарии своего народа.
развитие самостоятельности, самоконтроля;
развитие творческих способностей.
В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.
Данная система занятий предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.
Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Данный курс может быть реализован в рамках учебной и внеурочной деятельности в форме:
интегрированных уроков по правильному питанию (русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение, ИЗО);
внеклассных занятий по правильному питанию;
праздников;
классных часов; однодневных походов в природу;
родительских собраний, круглых столов, семинаров;
в рамках проектной деятельности; конкурсов рисунков и плакатов на тему правильного питания и здорового образа жизни;
выпуска газет, информационных буклетов.
Формы работы :
Групповая работа. Работа в парах.(сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.
Методы:
Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).
Проблемный
Частично-поисковый – (творческие задания: Режим для моей семьи. Любимые блюда мамы. Чем тебя накормит лес).
Объяснительно-иллюстрированый .
Перечень учебно-методических средств обучения:
Тетради.
Карточки.
Схемы. Ребусы.
Таблицы. Плакаты.
Анкеты.
Предметы быта.
Продукты.
Место в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4-х классов. 1 класс 33 часа, 2- 34, 3- 34, 4-34
Содержание программы «Разговор о правильном питании»
1 класс - 33 часа. 2 класс -34 часа
Название курса: «Разговор о правильном питании»
Авторы курса: специалисты Института возрастной физиологии Российской академии образования при спонсорской поддержке компании Nestle.
Учебник-тетрадь: «Разговор о правильном питании» - Nestle, Олма - пресс, М., 2004
Авторы учебника: Безруких М.М., Филиппова Т.А. Макеева А.Г.
Цель курса – осознание детьми здоровья как главной человеческой ценности.
Задачи курса:
Сформировать у младших школьников основы рационального питания.
Воспитывать культуру здоровья.
Сплотить родителей в заботе о сохранении здоровья детей.
Количество часов по программе: 15 ч.
Количество часов по плану: 34 ч.
При составлении тематического планирования использована дополнительная литература:
К.С. Ладодо. Продукты и блюда в детском питании.
Дж. Тэтчел, Дж. Веллс. Твоё питание и здоровье.
Журналы «Педсовет»
Тематическое планирование занятий дополнительного образования «Разговор о правильном питании» в- 1-2 классе
по программе Безруких М.М., Филипповой Т.А. Макеевой А.Г. «Разговор о правильном питании»
Темы комплекта
Название темы
Задачи
Основные понятия
Если хочешь быть здоров
формировать представление о ценности здоровья, значении правильного питания
Здоровье, питание, правила питания
Самые полезные продукты
формировать представление о продуктах ежедневного рациона; продуктах, которые нужно есть часто; продуктах, которые нужно есть иногда
формировать представление о том, какие продукты наиболее полезны для человека
формировать представление о необходимости ответственно относиться к своему здоровью и питанию
Продукты, блюда, здоровье
Как правильно есть
развивать представление об основных правилах гигиены питания, важности их соблюдения
развивать основные гигиенические навыки, связанные с питанием
Питание, здоровье, правила гигиены
Удивительные превращения пирожка
формировать представление о роли регулярного питания для здоровья
формировать представление об основных требованиях к режиму питания
Здоровье, питание, режим
Из чего варят каши, и как сделать кашу вкусной
формировать представление о завтраке как обязательной части ежедневного меню
расширить представление о блюдах, которые могут входить в меню завтрака
формировать представление о каше как полезном и вкусном блюде
Завтрак, режим, меню, каша, крупа
Плох обед, если хлеба нет
формировать представление об обеде как обязательной части ежедневного меню
формировать представление об основных блюдах, входящих в состав обеда, об опасности питания «всухомятку»
Обед, блюдо, первое блюдо, второе блюдо, десерт, закуска, меню
Полдник. Время есть булочки
формировать представление о полднике как обязательной части ежедневного меню
формировать представление о продуктах и блюдах, которые могут быть включены в меню полдника
Полдник, меню, хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты
Пора ужинать
формировать представление об ужине как обязательной части ежедневного меню
расширить представление о блюдах, которые могут быть включены в меню ужина
Ужин, меню
Где найти витамины весной
формировать представление о роли витаминов для здоровья человека, основных продуктах источниках витаминов
формировать представление о важности и необходимости включения в рацион питания растительной пищи
Витамины, фрукты, овощи
Как утолить жажду
формировать представление о роли воды для организма человека
расширить представление о разнообразии напитков, пользе различных видов напитков
Жажда, здоровье, напитки
Что надо есть, если хочешь стать сильнее
расширить представление о роли спорта для сохранения и укрепления здоровья
формировать представление о продуктах и блюдах, которые нужно включать в рацион питания человека, занимающегося спортом
Здоровье, спорт, питание
На вкус и цвет товарищей нет
познакомить детей с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов и блюд
формировать представление о том, как происходит распознавание вкуса
формировать умение описывать вкусовые свойства продуктов и блюд
Вкус, блюда, продукты
Овощи, ягоды и фрукты витаминные продукты
расширить представление о пользе фруктов и овощей как об источниках витаминов
расширить представление об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из растительной пищи
Овощи, фрукты, витамины, здоровье
Каждому овощу свое время
развивать представление о пользе фруктов и овощей
формировать представление о сезонных фруктах и овощах
Овощи, фрукты, витамины, здоровье
Праздник урожая
обобщить знания о правильном питании
расширить представление о наиболее полезных продуктах и блюдах
Питание, здоровье, блюда
Средства контроля
Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий.
Ожидаемые результаты.
В результате изучения программы младшие школьники получат представления:
о правилах и основах рационального питания,
о необходимости соблюдения гигиены питания;
о полезных продуктах питания; о структуре ежедневного рациона питания;
об ассортименте наиболее типичных продуктов питания;
об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;
об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
умения:
самостоятельной оценки своего рациона с учётом собственной физической активности; самостоятельного выбора продуктов, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 «А», 1 «1Б» классы
№
Тема занятия
Сроки проведения
Планируемые результаты
Уч.недели
Количество часов
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
теория
практика
После освоения курса школьник научился
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную
информацию из текстов разных видов;
проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса
единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
устанавливать аналогии;
После освоения курса школьник научился
использовать адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе
средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
;
После освоения курса школьник научился:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать правило в планировании и контроле способа решения
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать правильность выполнения действия
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
выполнять учебные действия
1
Вводное занятие. Давайте познакомимся
1
2
Если хочешь быть здоров
1
2
Из чего состоит наша пища.
1
3
Самые полезные продукты.
1
4
Самые полезные продукты. Овощи и фрукты
1
5
Как правильно есть.
1
6
Как правильно есть
1
7
Удивительные превращения пирожка
1
8-9
Зачем нужно соблюдать режим питания. Составление индивидуального режим ашкольника
1
1
10
Зачем нужно есть каши
1
11
Из чего варят каши?
1
12
Как сделать кашу вкусной?
1
13
Путешествие Пирожка. Откуда хлеб на стол пришёл.
1
14
Плох обед, если хлеба нет.
1
15
Экскурсия на хлеб завод .
1
16
Игра «Прогулка по улице Сезам».
1
17
Полдник. Время есть булочки.
1
18
Викторина «Знатоки молока».
1
19
Обобщающее занятие.
1
20
Пора ужинать.
1
21-22
На вкус и цвет товарищей нет
2
23
Музыкальное занятие «Приятного аппетита!».
1
24
Что такое жажда?
1
25
Если хочется пить
1
26
Что надо есть, если хочешь стать сильнее.
1
27
Где найти витамины весной?
1
28
Ролевая игра «Вкусные истории».
1
29
Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты.
1
30
Викторина «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты».
1
31
Всякому овощу – своё время.
1
32
Конкурс рекламы овощей.
1
33
Инсценировка сказки «Вершки и корешки».
1
Итого:
33 часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 «А», 2 «Б» классы
№
Тема занятия
Сроки проведения
Планируемые результаты
Уч.недели
Количество часов
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
теория
практика
После освоения курса школьник научился
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
·