Внеурочная деятельность Разговор о правильном питании
Россия, Самарская область, Похвистневский район, с. Старопохвистнево
ГБОУ СОШ с. Старопохвистнево
Е-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Артемьева Нонна Ивановна
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
Тема: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ»
Цели:
познакомить с правилами:
приготовления к приему пищи;
поведения за столом:
научить:
правильно сидеть за столом во время еды;
пользоваться салфеткой;
общению за столом с родными и друзьями;
усвоить правила хорошего тона.
Тип:комбинированный.
Оснащение:
плакат «Правильная поза за столом во время еды»;
стол, скатерть, салфетка, тарелка;
костюмы для сценки;
мультимедиапроектор;
презентация.
Словарная работа: этикет, хорошие манеры, салфетка.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент:
проверка готовности учащихся к уроку.
2. Определение целей и задач урока детьми под руководством учителя.
Тема нашего занятия – «Правила поведения за столом – столовый этикет». Определим вместе, что вы уже знаете по теме занятия, а что вам предстоит узнать на занятии?
3. Сообщения учащихся по подготовленному материалу (презентация)
Проблема этикета волновала людей с давних времён. Человеческое общество в процессе своего развития создавало всё новые и новые кодексы поведения в попытке отыскать самый полный и совершенный. Давайте заглянем в прошлое и узнаем, каким был этикет раньше.
Возникновение в Японии в 1185 г. Сословия самураев обусловило появление «Бусидо» - так называемого кодекса рыцарской чести. Основными его правилами были: отказ от мирских благ и удовольствий, обязанность полного подчинения своему господину Сегуну, презрение к страданиям. А если самурай допускал неподчинение или другие проступки, то, согласно кодексу «Бусидо», он должен был смыть бесчестье и неудачи, покончив жизнь мучительным самоубийством «харакири».
В древнем Китае в 551 г. до н.э. жил мудрец Конфуций, создавший своё философское учение об этикете. В соответствии с ним отношения людей должны определяться следующими правилами: плати добром за добро, уважай старших по возрасту и общественному положению, проявляй заботу о младших, соблюдай семейные традиции.
В древнем Риме в среде знатных и богатых господ общепринятыми канонами поведения были: жизнь ради собственного удовольствия, стремление к роскоши, презрение к рабам, которых не считали за людей и которых разрешалось даже лишать жизни по прихоти хозяина.
Христианская религия проповедовала смирение, всепрощение, покаяние, покорность судьбе и отречение от земных благ.
4. Инсценирование басни И.А. Крылова «Пир»
Прослушайте внимательно басню, затем мы обменяемся мнениями и выясним, какие ошибки с точки зрения этикета допустили герои: Лев, Лисичка, Осёл, Козёл, Пёс, Свинья, Медведь?
Однажды Лев затеял пир честнойИ множество гостей он позднею веснойСозвал из всех своих владений.Чтоб уберечь от нравственных падений,Войну пресечь и помирить их всех,Он приготовил множество потехДля светских времяпровождений.В лесу большой накрыт был стол,Чтоб каждый из возможных зол и бед,Мог выбрать меньшую – обед.На праздник сей сошлись друзья,Пестрейшая компания:Лев – царь с златой роскошной гривойСидел с осанкой горделивой,И взгляд, что молнии метал,В душе у каждого читал.Лисичка, рыжая краса,По лапу правую сидела,На всех хозяйкою глядела,За Львом следила искосаИ вытворяла чудеса:- Ах, гости! Будьте здесь как дома,Не забывая, что в гостях!Порядок всё же не пустяк.Вам положение знакомо.
Всё нынче дорого, и всякВ еде свою пусть меру знает,Ведёт себя, как подобает!Ну что ж, преступим без стесненья, -И молвила без промедленья,Склонясь ко Льву и снизив тон:- Ах, милый! В пору выйти вон!Ведь с головы и до хвостаВсе гости – серость, беднота!А мы с тобой другого круга:Ты – Царь, а я – Твоя подруга!А здесь Осёл, Козёл и пёс.Рога, копыта, мокрый нос.И, Боже! Что же вижу я?!Да это, кажется, Свинья!- Проголодавшись не на шуткуНе по звонку, а по желудкуЯ припожаловала к вам.И сидя здесь, нет, лучше там! –Прохрюкала Свинья, пошлаИ чьё-то место заняла,Явившись в зал без приглашеньяИ без законного решенья.Медведь, устав от важных дел,Пришёл последним в свой удел.Поприветствовал сердечно.Видит, время быстротечно,И полон яств зелёный дом,Да места нету за столом.- Кто не успел, тот опоздал! –Запальчиво Козёл сказал.Вот он едва лишь слово вставил,Как Пёс его уже облаял!- Но ты, Козёл, нельзя ли тише!Ведь я сильней и рангом выше,И то молчу! – заметил Пёс,Задравши гордо кверху нос.- Да это свинство! Знаю я! –Сурово хрюкнула Свинья.А Осёл, взглянув сердито,Поднял уши, вздёрнул хвост:- Не корректен ваш вопрос! –Он заметил деловито, -Медведь совсем неладно скроен
И приглашенья не достоин!- Столько ест он, столько пьёт!Прахом весь доход пойдёт! –Тихо взвизгнула Лиса,Выдирая волоса.- Мог бы я вас всех задрать!!! –Гнев стараясь удержать,Молвил им Медведь в ответ, -Но я-то знаю этикет!Сказать ещё что – не нашёл.Попрощавшись, он ушёл.Лапой Лев прикрыл глаза,Что-то вякнула Коза,Стих даже писк лесных Мышей.Все покраснели до ушей.Мораль сей басни такова:Чтоб за себя не стало стыдно,И чтобы не было обидноДругим за грубые слова,Здесь есть один простой секрет –Соблюдайте этикет!!!
5. Обсуждение инсценированного произведения.
А теперь попрошу каждого высказать своё мнение. Насколько верным было поведение героев басни? Кто, на ваш взгляд, вёл себя более прилично и почему? Как вы думаете, какой должна быть реакция Льва в этой ситуации?
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] нового материала (презентация)
Что же такое столовый этикет?
Столовый этикет – это набор норм и правил, позволяющих людям упростить процесс взаимного общения и принятия трапезы за столом. Кроме того, благодаря этикету человек способен освоить простейшие знания, касающиеся процесса подачи еды и оформления стола.
Впервые о столовом этикете заговорили в XVII веке во Франции. Тогда на одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения.
От французского названия карточек «этикеток» и произошло слово «этикет». Этикетэто воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. В некоторых домах уже были установлены определенные нормы и правила, дошедшие до настоящего времени в немного измененном виде. Оно и понятно: сменялись эпохи – менялись культурные нормы и духовные ценности.
Столового этикета обязаны были придерживаться все культурные люди вне зависимости от своих политических взглядов и мировоззрений. С XVIII в. начинают печатать пособия по этикету. При Петре I трижды издавали книгу для юношества «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению», В ней вслед за азбукой и арифметикой излагались правила, как сидеть за столом и управляться с ножом и вилкой, на каком расстоянии снимать шляпу при встрече со знакомыми и многое другое.
Выдержки из книги «Юности честное зерцало»: «Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже...».
За столом XVIII и XIX веков главенствовали эстетика и культурные традиции. Столовый этикет XXI века зиждется на целесообразности и на взаимном внимании всех людей, сидящих за столом и принимающих трапезу. Кроме того, в современном мире нормы и правила поведения за столом постоянно дополняются и совершенствуются. Некоторые из них упраздняются совсем.
В русском языке есть слово [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Вежливым называют человека, знающего правила этикета и, главное, выполняющего эти правила. Конечно, со временем правила поведения изменялись, но многие неизменны с глубокой древности.
Современные правила этикета за столом заметно отличаются и от тех, что были приняты в XIX веке. Тогда все действия и нормы поведения человека за столом регламентировались довольно жесткими правилами и принципами.
7. Практическая работа:
вводный инструктаж учителя (Приложения 1, 2, 3);
самостоятельная работа учащихся по отработке правильной посадки за столом во время еды, пользования салфеткой;
текущий инструктаж учителя: корректировка учителем позы за столом, действий при использовании салфетки при нарушении правил;
заключительный инструктаж учителя с оценкой практической работы детей (особо выделяются удачно выполненные правила).
8. Закрепление нового материала:
Что нового узнали? Чему научились? Какой опыт приобрели? Для чего человеку важно знать правила столового этикета? К чему может привести незнание правил поведения за столом?
9. Инструктаж по домашнему заданию:
продемонстрировать дома родителям свои знания и умения, полученные на уроке.
10. Итого урока. Уборка рабочих мест.
Приложение 1. Правильная поза за столом во время еды Объяснение учителя
Уже в XVII столетии стало обычаем звонить в колокол, приглашая гостей к столу. Так пусть он прозвонит, и мы займем наши места за столом.
Далее поясняется плакат «Правильная поза за столом во время еды»:
1. Сидеть за столом надо так, чтобы, по возможности, занимать сиденье стула полностью, слегка прикасаясь спиной к спинке стула.
2. Локти на стол не кладут. Они должны быть во время еды слегка прижаты к туловищу.
3. При приеме пищи голову надо слегка наклонить над тарелкой.
4. Ноги лучше согнуть в коленях под прямым углом, а ступни должны стоять параллельно друг другу.
Приложение 2. Правила пользования салфеткой Объяснение учителя
Обычай пользоваться за столом во время еды салфеткой возник примерно в 1450 г. До этого гости раскладывали у себя на коленях скатерть, покрывавшую стол, и, прежде чем взять блюдо, вытирали о скатерть руки. Поэтому во время торжественных обедов скатерть приходилось довольно часто менять.
Некоторые люди даже сегодня робеют при виде красиво свернутой белоснежной салфетки и иногда пытаются отложить ее в сторону. Конечно, она украшает стол, но основное ее назначение состоит в том, чтобы предохранить костюм или платье от случайных брызг, капель, крошек. Ею обтирают также пальцы и губы во время и после еды. Не следует засовывать салфетку за воротник или подвязывать на шею. Вот несколько правил пользования салфеткой:
1. Развернуть салфетку, сложить вдвое и положить изгибом к себе на колени.
2. Пальцы, случайно испачканные во время еды, осторожно вытирают верхней половиной салфетки, не снимая ее с колен.
3. Не следует салфеткой тщательно вытирать губы. Ее лишь слегка прикладывают к ним. Для этого салфетку берут с колен двумя руками, укорачивают путем складывания ее концов в ладони, прикладывают серединой к губам и промокают их верхней половиной салфетки.
После еды можно пользоваться и бумажной салфеткой. Использованную бумажную салфетку сворачивают и кладут на тарелку, а тканевую справа от тарелки; если тарелка убрана то на ее место.
Приложение 3. Правила общения за столом Рассказ учителя
Главное в любом застолье еда. А доброжелательная беседа может украсить застолье, сделать его более интересным и приятным. Неспешный, задушевный разговор за столом создает особый настрой, сближает всех присутствующих. Застольная беседа бывает общей, когда в ней участвуют все присутствующие, или частной между двумя или несколькими соседями по столу.
Нельзя за столом спорить, говорить на запретные темы (о болезнях, методах лечения и др.), нельзя высмеивать кого-то из присутствующих, обсуждать блюда, которые чем-то не понравились. Нельзя шептаться за столом или поворачиваться спиной к соседу. Разговор должен вестись вполголоса, но не шепотом. Следует избегать излишней болтливости. Каждый из собеседников должен помнить, что беседа это не монолог, а поэтому нужно дать возможность высказываться и другим.
Не следует уходить сразу же после ужина, как бы подчеркивая тем самым, что приходили ради еды.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://www.uchportal.ru/publ/25-1-0-3645
ОђЗаголовок 115