Урок по профильному обучению на тему Система зажигания (10 класс)
Тема урока: «Система зажигания»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: развить профессиональные навыки и способности учащихся по системе зажигания.
Задачи урока:
обучающая - обучить понятию систем зажигания от магнита до микропроцессора;
развивающая - развить представление о принципе работы зажигания;
воспитательная - воспитать ответственность и любознательность учащихся.
Оборудование: стенд электрооборудования ВАЗ-53-12, прерыватель, распределитель зажигания, катушка, свечи, схемы, плакаты.
Методическое обеспечение: видеофильм Ваз 2115, Ваз – 21099; презентация «Автосервис диагностики неисправностей».
Ход урока
Организационный момент: приветствие, проверка учащихся по журналу, сообщение темы, цели и задач урока.
Актуализация знаний: фронтальный опрос учащихся:
Из каких деталей состоит фара автомобиля?
Принцип работы дальнего и ближнего света?
Принцип работы указателей топлива
Какую роль выполняют плавкие предохранители?
Изложение нового материала
Основными элементами батарейной системы зажигания являются прерыватель, катушка зажигания, распределитель и свечи.
При замкнутых контактах прерывателя ток низкого напряжения протекает через первичную обмотку катушки, что создает магнитное поле, и в катушке происходит накопление энергии. В момент размыкания контактов в обеих обмотках катушки зажигания возникает ЭДС самоиндукции. Импульс ЭДС самоиндукции вторичной (высоковольтной) обмотки через распределитель поступает на соответствующую свечу и вызывает в ней искру. Одновременно искрение образуется и в контактах прерывателя, что является нежелательным. Для борьбы с этим явлением параллельно к контактам присоединяют конденсатор, который увеличивает срок их службы и способствует повышению напряжения во вторичной цепи.
Конструктивно прерыватель и распределитель выполняют как одно целое и называют прерывателем – распределителем (трамблером).
Самым ненадежным элементом батарейной системы является прерыватель. Его контакт несмотря на наличие конденсатора подгорают и их приходиться периодически зачищать.
Ситуация ухудшается при увеличении числа цилиндров и максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Пример: завод им. Лихачева перешедший с шести цилиндрового ЗИЛ – 130 (150 л/с – 3200 об/мин) и отказы прерывателя распределителя стали частным явлением. Выход из положения нашли простой – в систему зажигания добавили электронный усилитель, выполненный на одном мощном германиевом транзисторе. Транзистор и сопутствующие ему радиодетали разместили в алюминиевом корпусе, залили эпоксидной смолой и назвали транзисторным коммутатором ТР 102.
Прерыватель – распределитель остался старым, но без конденсатора, а катушку зажигания заменили на Б-114.
Такую систему зажигания стали называть однотактно – транзисторной.
Так продолжалось до 1984 года когда на смену контактно – транзисторной системе пришла Б.С.З.
Замена контактного распределителя на датчик момента искрообразования привела к переименованию прерывателя – распределителя в датчик – распределитель.
Б.С.З. заключает в себя: повышенную энергию в свече (обеспечивает воспламенение смеси), улучшение пусковых качеств двигателя (параметры искры не меняются при падении напряжения в бортовой сети до 6 вольт) уменьшением объема т.о.
Следующим этапом стал отказ от распределителя и связанный с ним переход от высоковольтного распределения энергии к низковольтному, благодаря созданию двухвыводных катушек зажигания и многоканальных коммутаторов. К каждой новой катушке зажигания подсоединяют по две свечи зажигания, в которых одновременно происходит искровой разряд. Это допустимо при условии, что вторая свеча установлена в цилиндре, который в данный момент находится в такте выпуска.
В современных моторах используют индивидуальные катушки зажигания устанавливаемые на свечу. Знакомство со схемой искрообразования и ее объяснение.
Закрепление нового материала - фронтальный опрос
Из каких приборов состоит система искрообразования?
В чем преимущество новой системы по сравнению со старой?
Какова зависимость расхода топлива от системы искрообразования?
почему при применении Б.С.З. пуск двигателя облегчается?
назовите какую функцию выполняет какая либо деталь системы?
Формирование компетенций
Работа по карточкам «Найди причину поломки». Учащимся приводятся проблемные ситуации в автомобиле, они должны установить причину поломки.
Домашнее задание
Знать основные определения по конспекту
Подведение итогов.
15