Конспект И помнит мир спасенный
Конспект беседы «И помнит мир спасенный»
Учитель : Антукова Н .В.
Цель урока: формировать понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, победы; уважительное отношение к истории России, своей семьи.
Образовательные:
актуализировать первичные знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г;
расширить знания о военных действиях в начале Великой Отечественной войны;
систематизировать знания о героическом прошлом своей страны и своего народа;
Воспитательные:
- воспитывать человека-гражданина и патриота, готового защищать мир и своё Отечество;
- уважение к себе в результате достижений целей, поставленных на уроке.
Развивающие:
1. Развивать личностные умения:
- осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
2. развивать предметные умения:
- понимания особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
Ход урока
1. Организация класса. Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Про историю страны все узнать.
2.Актуализация темы урока
Учитель:
Ребята, а какое у нас сегодня число? (22 июня)
Что произошло в этот день? (началась ВОВ)
22 июня 1941 года
9 мая 1945 года
Две странички календаря.
Два дня жизни планета Земля.
Два дня истории Человечества.
Они отмечены в календаре разными цветами: один – черный лист с ощетинившимися штыками и падающими бомбами, другой – красный лист с переливами радуг победного салюта и символами воинской доблести и славы.
Два дня календаря. А между нимиВойна.
Война От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина 1600. Итого 2600 километров.
Это если считать по прямой. Так мало, не правда ли? 2600 километров. Поездом четверо суток, самолетом четыре часа, а перебежками и по-пластунски четыре долгих года.
Война Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это память сердца всего народа. Забыть прошлое значит предать память о людях, погибших за счастье Родины. Нет, ни нам, ни нашим детям забывать об этом нельзя. Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы пятьдесят лет.
Сегодня мы мысленно перенесемся в прошлое нашей страны.1941 год.
Июнь Клонился к вечеру закат и белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят, не знающих, не ведающих горе.
Июнь. Тогда ещё не знали мы, со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны, а кончится он лишь в 45- м в мае.
Казалось, было холодно цветам, и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам. Обшарили немецкие бинокли.
Такою всё дышало тишиной, что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной , всего, каких – то 5 минут осталось.
- Никогда не забудет советский народ те тревожные минуты воскресного утра 22 июня 1941 года, когда по московскому радио были прерваны все передачи и люди услышали сообщение: 1 слайд
(голос Левитана. Звучит музыка «Священная война»)
2 слайд
Итак, 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.
3 слайд
- Немецкие войска вероломно напали на нашу Родину. Немцы рассчитывали расправиться с нашей страной за 6 недель.
4 слайд
- Первый удар немецкой армии приняли на себя пограничники, стоявшие насмерть. Одно из таких сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости.
Её защитники около месяца вели непрерывные бои. И всё же враг двигался вперёд. После ожесточённых упорных боёв фашисты захватили города: Минск, Киев, Смоленск. Под Смоленском у города Ельни советским войскам впервые удалось на два месяца остановить немцев, заставить их перейти в оборону. Но враг двигался вперёд.
5 слайд
- Фашисты нацелили главные удары по 3-ём направлениям. Попробуйте назвать их.
Дети рассматривают карту.
На север – Ленинград.
Центр, главный удар – Москва.
На юг к Чёрному морю.
-Предположите, смогли ли немцы покорить нашу страну за 6 недель как планировали? (Нет.)
- Почему сорвались планы их молниеносной войны? (Весь народ встал на защиту своей Родины.)
Учитель:
На войне сражались не только мужчины, но и женщины и дети. Наши сверстники шли по дорогам войны вместе со своими отцами и старшими братьями. 6 слайд
Зимой 1941 года всю страну облетела весть о героической гибели партизанки Тани в селе Петрищево Можайского района. При выполнении боевого задания она была схвачена фашистами. В плену вела себя мужественно, не сказав врагам ни слова. Её казнили. И только потом узнали, что это была московская комсомолка Зоя Космодемьянская.
А сейчас, ребята, послушайте стих про Зою Космодемьянскую
7 слайд
Стала ты под пыткою Татьяной,
Онемела, замерла без слез.
Босиком в одной рубашке рваной
Зою выгоняли на мороз.
И своей летающей походкой
Шла она под окриком врага.
Тень её, очерченная четко,
Падала на лунные снега
Как морозно! Как светла дорога,
Утренняя, как твоя судьба!
Поскорей бы! Нет, еще немного!
Нет, еще не скороОт порога
По тропинке до того столба
Надо ведь еще дойти до туда,
Этот дальний путь ещё прожить.
Может ведь еще случиться чудо.
Где-то я читала Может быть
Жить Потом не жить Что это значит?
Видеть день Потом не видеть дня
Это как? Зачем старуха плачет?
Кто ее обидел? Жаль меня?
Почему ей жаль меня?
Не будет ни земли, ни боли
Слово «Жить»
Будет свет, и снег, и эти люди.
Будет всё как есть
Не может быть!
Если мимо виселицы прямо
Всё идти к востоку – там Москва.
Если очень громко крикнуть: «Мама!»
Люди смотрят. Есть еще слова
- Граждане, не стойте, не смотрите.
(Я живая, - голос мой звучит.)
Убивайте их, травите, жгите!
Я умру, но правда победит!
- Родина! – Слова звучат, как будто
Это вовсе не в последний раз
- Всех не перевешать, много нас!
Миллионы нас!..
Ещё минута –
И удар наотмашь между глаз.
Лучше бы скорей, пускай уж сразу,
Чтобы больше не коснулся враг.
И уже без всякого приказа
Делает она последний шаг.
Смело подымаешься сама ты.
Шаг на ящик, к смерти и вперед.
Вкруг тебя немецкие солдаты,
Русская деревня, твой народ.
Вот оно! Морозно, снежно, мглисто,
Розовые дымыБлеск дорог
Родина! Тупой сапог фашиста
Выбивает ящик из-под ног.
Кроме солдат погибших на поле боя были миллионы жертв мирного населения. Фашисты превратили в руины наши города и села, издевались над мирным населением, нашими военнопленными, проводили медицинские эксперименты над советскими людьми, морили голодом, жгли в крематориях. На оккупированных территориях фашисты установили « новый порядок». На этих территориях создавались лагеря смерти, концлагеря, тюрьмы. Производились зверские расправы над людьми.
Я хотела, что бы вы услышали письмо Кати Сусаниной. 8 слайд
Март, 12, 1943 год.
Дорогой, добрый папенька!
Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.
Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала: "Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон". И офицер выстрелил маме в рот...
Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты, встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, по-хожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь - у меня отбили легкие.
А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: "Расти, доченька, на радость большой!" Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню...
А теперь, папа, как взгляну на себя в зеркало - платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет,- и соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.
Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с "Розой" и "Кларой" - так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. "Русс была и будет свинья",- сказал он.
Я очень боюсь "Клары". Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.
Живу я в дровяном сарае: в дом мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине.
Два раза я убегала от хозяев, но меня находил их ний дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.
Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собою. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья.
Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!..
Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.
Твоя дочь Катя Сусанина...
Мое сердце верит: письмо дойдет.
Вскоре после освобождения белорусского города Лиозно в 1944 году при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в одном из домов был найден маленький желтый конверт, прошитый нитками. В нем оказалось письмо белорусской девочки Кати Сусаниной, отданной в рабство гитлеровскому помещику. Доведенная до отчаяния, в день своего 15-летия она решила покончить жизнь самоубийством. Перед смертью написала последнее письмо отцу. На конверте стоял адрес:
"Действующая армия. Полевая почта №... Сусанину Петру". На другой стороне карандашом написаны слова: "Дорогие дяденька или тетенька, кто найдет это спрятанное от немцев письмо, умоляю вас, опустите сразу в почтовый ящик. Мой труп уже будет висеть на веревке". Номер полевой почты, написанный на конверте, устарел, и письмо не могло попасть адресату, но оно дошло до сердца советских людей!
Письмо было опубликовано в газете « комсомольская правда» 27 мая 1944
А сейчас я хочу еще вам рассказать про одну девочку Таню Савичеву.
9 слайд
Эту девочку, которая не дожила и до 15 лет, всегда вспоминают в связи с блокадой Ленинграда. Она – символ тех страданий, которые перенесли все его жители. Её дневник, состоящий всего из девяти записей, передает весь ужас и чувство безнадежности, которые охватывали её душу, когда один за другим уходили все её близкие.
Таня (Татьяна Николаевна) Савичева родилась 23 января (по другим данным - 25 января) 1930 года в селе Дворищи (Псковская область), а выросла, как и ее братья и сестры, в Ленинграде. Таня была пятым и самым младшим ребёнком в семье у нее было две сестры и два брата. Летом 1941 года Савичевы собирались уехать из Ленинграда, но не успели, война застала их врасплох. Им ничего не оставалось кроме того, чтобы остаться в блокадном городе и помогать по мере сил фронту, надеясь на окончание этого ужаса. Записная книжка досталась Тане в память о старшей сестре Нине, пропавшей без вести во время обстрела. В семье её все считали погибшей. Тогда Таня и стала делать свои страшные записи: 10 слайд
«Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра. 1941 г.»
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня. 1942 г.»
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.» «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 г.»
«Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня. 1942»
«Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Савичевы умерли» «Умерли все» «Осталась одна Таня»
Таню нашли в её доме служащие санитарных команд, обходившие ленинградские дома в поисках выживших. Её вывезли в поселок Шатки Горьковской области вместе со многими сиротами, такими как она, но спасти девочку уже не удалось. Таня Савичева умерла 1 июля 1944 года в поселке Шатки, так и не дожив до Победы, так и не узнав, что ее сестра Нина и брат Миша живы, что она не одна. Сегодня дневник Тани выставлен в музее истории Ленинграда, его копия в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. Сама же Таня навсегда осталась в памяти тех, кто выжил в эти страшные годы.
В глубокой скорби склоняем мы головы перед жертвами фашистского варварства. Почтим минутой молчания всех погибших и замученных в концлагерях людей.
Минута молчания. слайд 11
А сейчас, ребята послушайте Стих «Помните»
Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните! (Р.Рождественский)
песня «Не забывайте нас» (И. Кобзон)
15