Материалы по профильному обучению (из опыта работы школы)
Гунина Юлия Сергеевна,
заместитель директора МОУ «Специализированная
школа с углубленным изучением иностранных
языков № 115 города Донецка»
Технологии профориентации в профильном обучении
иностранным языкам
(из опыта работы МОУ «Специализированная школа с углубленным изучением иностранных языков № 115 города Донецка»)
Аннотация
В статье предпринята попытка рассмотреть основные проблемы, связанные с введением профильного обучения иностранным языкам школьников младшего, среднего и старшего возрастов из опыта работы Донецкой специализированной школе І-ІІІ ступеней № 115 с углубленным изучением иностранных языков. Работа рассчитана на широкий круг читателей: это учителя иностранного языка, администрация школ, которую интересуют процессы модернизации системы школьного образования в области обучения иностранным языкам.
Ключевые слова: профильное обучение, инновационные технологии, спецкурсы, международная интеграция.
Annotation
This article deals with an attempt to consider the main problems connected with introduction of profile teaching to pupils of primary, secondary
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Вхождение информационных и информационно-коммуникативних технологий во все сферы жизни требуют качественно новых подходов к содержательной и организационно-методическиой стороне обучения иностранным языкам.
МОУ «Специализированная школа с углубленным изучением иностранных языков № 115 города Донецка» ориентирована на интеграцию с мировой системой образования, на формирование коммуникативной компетентности, на включение в мировую систему новых информационных технологий.
В 1987 году школа начала работать в инновационном направлении. Была начата экспериментальная работа по отработке и апробация учебного плана для школ с углубленным изучением иностранных языков с первого класса. С 2003 года школа носит статус специализированной школы. Сам статус и определяет профиль нашего учебного заведения. Выбирая школу для своих детей, родители выбирают и профиль.
В нашей школе профильное обучение начинается с первого класса. Однако следует сказать, что обучение навыкам английского или французского языка начинается уже с 5 лет. На базе школы более 20 лет успешно работают субботние курсы по подготовке будущих первоклассников «Радуга». В курс этой школы уже заложен такой предмет как иностранный язык. Имея многолетний опыт работы, нужно отметить неоспоримую воспитательную и информативную ценность раннего обучения иностранному языку, которая проявляется в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке. При этом постоянное обращение к опыту ребенка, учет его менталитета, восприятия им действительности позволяет детям лучше осознать явления собственной национальной культуры в сравнении с культурой стран изучаемого языка.
С психологической стороны раннее обучение иностранным языкам оказывает положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и др. В таком возрасте дети не испытывают психологических барьеров в использовании иностранных языков как средства общения.
Учителя, работающие с детьми 5-ти лет в субботней школе «Радуга», 6-9 лет в 1-4 классах,
· это педагоги высокого уровня квалификации, владеющие современными технологиями обучения иностранным языкам, знающие психолого-педагогические особенности учащихся данной категории. Вместе с тем, умение грамотно обучать общению на иностранном языке школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке – задача весьма нелегкая и ответственная. Ведь от той базы, которая была заложена в 1-4 классах, и зависит дальнейшая успешность в овладении иностранными языками на средней и старшей ступени образования. Ранее обучение иностранным языкам дает большой практический эффект в плане повышения качества владения первым иностранным языком, содержит базу для продолжения его изучения в основной школе, а также открывает возможность для обучения второму иностранному языку, необходимость владения которыми становится все более очевидной.
Имея уже вполне сформировавшуюся базу в 1-4 классах, в 5 классе учащиеся начинаю изучать 2-ой иностранный язык, а в старший классах добавляются спецкурсы по профильному учебному предмету, такие как «Литература Англии и Америки», «Литература Франции», «Страноведение Англии и Америки», «Страноведение Франции», «Бизнес-курс», «Деловой французский», «Технический перевод».
Преподавание спецкурсов ведется по авторским программам и учебникам, создателями которых являются учителя школы: «Бизнес-курс» (Крупка И.Н., Мироненко Н.А.), «Деловой французский» (Гунина А.В.), «Литература Англии и Америки» (Супрун Л.А.), «Литература Франции» (Кошеленко Л.М.). Обучение этим спецкурсам способствует решению актуальных проблем, касающихся углубления знаний по иностранным языкам, развития творческих способностей учащихся, обеспечения компетентностно-ориентированного подхода и расширения профильного обучения в старших классах. Все эти курсы предполагают взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие учащихся средствами иностранного языка для подготовки к межкультурному общению в сфере школьного и внешкольного образования.
Расширение профильного образования способствует выбору учащихся профессий, связанных с иностранными языками. Ежегодно выпускники нашей школы становятся студентами высших учебных заведений по следующим специальностям: факультет иностранных языков, международной экономики, международного права и других, связанных со знанием иностранных языков. Таким образом, профильное обучение – одно из проявления личностно-ориентированной парадигмы образования, реальной реализации на старшей ступени принципов дифференциации и индивидуализации обучения. Оно способствует самоопределению старшеклассников, их социализации, обеспечивает преемственность между школой и вузом.
Для углубленного изучения английского и французского языков учителями школы делается много. Но о каком владении иностранным языком можно говорить, не имея возможности практиковать эти живые языки, которые постоянно развиваются? В 1989 году был заложен фундамент международному сотрудничеству, которое и сегодня успешно развивается.
Международное сотрудничество – одно из основных направлений работы школы, главной целью которой является интеграция с другими странами, такими как Бельгия, Франция, Англия, США, Польша, а также рост авторитета системы образования. Преподавание французского и английского языков, применение современных технологий, обмен опытом, знакомство с отечественными и зарубежными методиками – все это способствует расширению международных связей школы, организации лингвистических стажировок, культурно-педагогических обменов. За период с 2003 года более 200 учащихся прошли стажировку в школах Бельгии по французскому языку, более 240 – в Великобритании по английскому языку. Почти все учителя французского и английского языков также имели возможности повысить свой уровень владения иностранным языком за рубежом.
Благодаря своей репутации, многолетнему опыту школа часто получает предложения участвовать в конкурсах, программах, проектах. Так, очень успешно прошел конкурс международного проекта-энциклопедии «Дневники мира», «США-Укрмережа», DELF. Более 18 лет школа принимает активное участие в американском конкурсе «Акт в поддержку демократии». По результатам подобного сотрудничества, учащиеся имеют возможность открывать для себя новые пространства для интеграции с англоязычными и франкоязычными странами. Учителя также постоянно принимают участие в конференциях различных уровней, имея возможность не только поделиться опытом, но и узнать опыт других учебных заведений. Наша школа на протяжении двух лет имела уникальную возможность общаться с носителем английского языка Скоттом Бенеттом, который преподавал спецкурсы по страноведению и экономике США и Великобритании.
Учащиеся школы принимают активное участие в международных и региональных проектах, показывают глубокие и прочные знания иностранных языков на олимпиадах, при сдаче международных экзаменов.
Реализация идеи профильного обучения во внеурочной деятельности учащихся осуществляется в ходе кружковой и научно-исследовательской деятельности учащихся, которая реализуется через деятельность Малой академии наук, в формах научно-практических конференций, смотров конкурсов и творческих работ, предметных недель и др.
Благодаря международным связям школа смогла собрать уникальную библиотеку иностранной литературы, где учителя и учащиеся могут пользоваться аутентичной литературой. Данная библиотека оснащена достаточной материальной базой для профильного обучения: необходимое техническое оборудование, библиотека на иностранном языке, различные варианты литературы украинских и зарубежных авторов.
В инновациях - сила общественного развития. Интеллект должен быть социально подкрепленным, и только благодаря этим условиям обеспечивается жизнестойкость социальных систем. Администрация школы создала модель ученика, которая бы отвечала социальному запросу общества. Родители хотят видеть в своих детях: лингвистическую компетентность, личность, владеющую прочными знаниями, всесторонне развитую личность с хорошей эрудицией и вкусом, открытую работящую, целенаправленную и заинтересованную, честную, добрую, уважительную, милосердную, высокопрофессиональную с хорошо развитыми творческими способностями, а также личность, которая умеет принимать решение с учетом жизненных обстоятельств и реализовывать свои способности в выгодных для себя условиях, личность, которая всегда стремится к успеху.
С целью распространения информации о профиле школы среди учащихся и родителей администрация школы широко использует возможности газеты, родительские собрания, проводит анкетирование родителей и учащихся. Такие формы помогают проанализировать работу по профилю, спланировать мероприятия по улучшению организации учебного процесса, повысить результативность работы педагогичнского коллектива, выявлять и решать проблемы по дальнейшему развитию профиля.
Что же дает обучение в школе с углубленным изучением иностранных языков? Профильное обучение готовит учащихся к дальнейшей учебе в вузах, работе в коммерческих фирмах, государственных учреждениях. Наши выпускники конкурентоспособны на международном рынке труда, они занимают ответственные посты в разных европейских странах.
Подводя итог всему сказанному, следует отметить, что вся работа по организации профильного обучения неразрывно связана и проходит через весь учебно-воспитательным процессом, что отражено в следующей схеме:
Литература
1. Бим И.Л. К проблеме профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 6.
2. Бим И.Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 8.
3. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучения иностранным языкам. - Иностранные языки в школе, 1980, № 2, с.67-73.
4. Сысоев П. В. Обучение иностранному языку на старшей ступени общего среднего (полного) образования. Профильный уровень (Х-Х1 классы) // Иностранные языки в школе. - 2006. - № 2.
Подготовка к изучению иностранных языков дошкольников
Профориентационная работа с родителями дошкольников
Школа подготовки будущих первоклассников «Радуга»
Углубленное изучение иностранных языков на І ступени обучения (1-4 классы)
Внеклассная
работа
Развитие коммуника-тивных компетенций
Развитие ученика
Методика обучения
Углубленное изучение иностранных языков на ІІ ступени обучения (5-9 классы)
Введение второго иностранного языка
Встречи с носителями иностранных языков
Внеклассная работа по иностранному языку
Работа с иностранной литературой
Участие в конкурсах, олимпиадах
Углубленное изучение иностранных языков на ІІІ ступени обучения (10-11 классы)
Введение спецкурсов на иностранных языках
Стажировки в Бельгии, Англии
Участие в международных конкурсах
Сотрудничество с Британским Советом, Французским культурным центром
Встречи с носителями иностранных языков
Участие в международных конкурсах
Участие в международных конкурсах
Встречи с представителями вузов
Заголовок 115