Формирование общих и профессиональных компитенций при подготовке официантов и барменов
Немало можно добиться строгостью,
много – любовью, но больше всего –
знанием дела и справедливостью,
невзирая на лица.
(И.В.Гёте)
Современный уровень развития общества требует от системы профессионального образования квалифицированного специалиста, конкурентноспособного на рынке труда. Любая профессия не терпит дилетантов. Конкурентноспособный рабочий – это специалист, обладающий системой профессиональных знаний и умений, а так же с высоким уровнем сформированности личностных и профессионально значимых качеств.
Чтобы обучать, преподавателю надо знать во много раз больше того, что он дает учащимся, ориентироваться в самых сложных вопросах различных наук, основы которых он преподает. Свободное владение содержанием учебного материала позволяет мне, как преподавателю, концентрировать свои основные усилия во время занятий на наблюдение за ходом уроков и управление познавательной деятельностью обучающихся.
Наряду с этим мне, как мастеру производственного обучения по профессиям «Официант , бармен", необходимо владеть в достаточном объеме знаниями по физике, химии, математике и т.п. Таким образом, при разработке уроков и учебной практики я учитываю не только внутрипредметные связи, но и нахожу взаимосвязь специальных и общеобразовательных дисциплин.
На своих уроках теоретического и производственного обучения я использую следующие методы:
1)Словесный метод (рассказ, устное изложение знаний, объяснения, беседы, дискуссии на поставленные вопросы, доклады, сообщения, презентации).
2)Наглядно-демонстративный метод (использование раздаточного материала, нормативно-технической документации, справочной литературы и т.д.).
3)Практический метод (решение задач, карточек-заданий; выполнение тестов, проверочных и контрольных работ; составление технологических, карт, алгоритмов, схем сервировки столов и приготовления коктейлей различными методами; разработка рецептур фантазийных коктейлей.Все тесты и задания для проверки знаний учащихся разрабатываются мною. Все полученные учащимися теоретические знания я тесно связываю с практическими занятиями. Опыт работы доказывает, что только так можно добиться хороших результатов. Недаром гласит древняя китайская пословица: «Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и я понимаю».
На практических занятиях, осуществляя взаимосвязь теории и практики, я вместе с учащимися выполняю действия, которые позволяют достигать нужных результатов в процессе обучения:
-беседа по подготовленным вопросам из материала теоретических уроков, имеющих непосредственное отношение к выполняемым работам;
-демонстрация и объяснение технологического процесса;
-разбор инструкционных и технологических карт по различным видам сервировок и по приготовлению коктейлей ;-показ передовых приемов труда с использованием инструментов, приспособлений ;-оценка работы учащихся (под моим руководством учащиеся принимают работы своих товарищей и оценивают качество их выполнения в соответствии с требованиями и критериями оценок);
-разработка авторских рецептур коктейлей;
-разработка авторского меню , карты вин и коктейлей бара;
-выполнение правил ТБ при работе с технологическим оборудованием;
-организация рабочего места бармена и официанта;
-проведение уроков, связывающих теорию с практикой, для закрепления пройденного материала;
-сервировка и оформление стола различными способами в зависимости от видов обслуживания;
-проведение инвентаризации товарно-материальных ценностей на производстве;
-оформление документов по учету напитков и сырья на производстве;
-участие в конкурсах профмастерства.
На своих занятиях я наблюдаю за каждым учеником, вижу его отношение к выполняемой работе, выявляю его интересы и особенности. В ходе уроков учитываю индивидуальные способности и навыки обучающегося.
Современные требования к качеству образовательного процесса вызывают необходимость разнообразить применяемые на уроках формы и методы работы.
С моей точки зрения наиболее приемлемой и доступной для наших учащихся формой активизации деятельности является работа в группах. Данная форма работы эффективна при решении производственных ситуаций на этапе закрепления и применения полученных знаний. а так же при проектной деятельности .Студентам я предлагаю описание возможных в условиях реального производства ситуаций и вопросы к ним. Групповое решение производственных ситуаций приводит к хорошим результатам, так как, во-первых, знания, усвоенные таким образом, становятся знаниями-убеждениями; во-вторых, усвоенные активно, они глубже запоминаются и легко актуализируются, более гибки и обладают свойством переноса в другие ситуации; в третьих, решение проблемных задач выступает своеобразным тренажером в развитии интеллекта; в-четвертых, повышает интерес к содержанию и усиливает эффект психологической подготовки к будущей деятельности. Таким образом, работа в группах по решению производственных ситуаций формирует и развивает не только коммуникативные компетенции, но и формирует навыки решения проблемных вопросов, анализа сложившейся ситуации, умение выявлять причинно-следственные связи.
Так же на своих уроках предусматриваю возможность общения учащихся. В начале процесса обучения, используя эту возможность, учащиеся совместно преодолевают возникающие трудности при самостоятельном изучении материала, обмениваются мнениями по выполнению заданий, при необходимости корректируют деятельность друг друга. И хотя, подобную работу нельзя безоговорочно назвать активным методом обучения, она является предпосылкой для дальнейшей деятельности. Постепенно развивая у учащихся навыки работы в группе, я стараюсь разнообразить их коммуникативное общение. В ходе актуализации полученных ранее знаний, проверки степени усвоения знаний по новой теме, я задаю учащимся вопросы, ответ на которые они должны найти совместно. Например, перед изучением темы «Крепкоалкогольные напитки – база для коктейлей» я задаю им вопрос: «Какие напитки относятся к крепкоалкогольным?». Учащиеся в течение 5 минут обсуждают возможные варианты ответа. Затем в форме фронтального опроса они их озвучивают. Такая, кажущаяся на первый взгляд, простая работа для учащихся позволяет формировать навыки эффективного общения, совместного принятия решений, умения отстаивать свою точку зрения и другие коммуникативные компетенции.
Кроме этого, работу в группах я применяю при выдаче учащимся задания по разработке меню. Каждая группа получает задание по разработке меню для определенного ресторана Разрабатывая его, учащиеся выдвигают свои идеи, обсуждают различные варианты меню, учатся аргументировано отстаивать свою точку зрения и в итоге принимают коллективное решение. В течение нескольких уроков учащиеся разрабатывают свое меню. А далее, распределив обязанности, оформляют работы в печатном виде, подготавливают выступления к представлению своей работы и т.д. (продолжают работу во внеурочное время и на следующем занятии представляют результаты своей работы).
Возможности для усиления активности обучения имеются практически на всех моих уроках. Применяя определенные приемы, можно сделать активным методом обучения даже такой способ изложения информации, как рассказ. Мной в работе широко применяется метод – рассказ с элементами беседы, проводимый, скорее, в форме диалога. Данный метод предполагает непосредственный контакт с аудиторией, позволяет привлекать внимание учащихся к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения с учетом специфики аудитории, использовать коллективный опыт и знания. При такой работе формирование новых знаний подкрепляется развитием коммуникативных навыков.
Обязательным элементом каждого урока является рефлексия – самоанализ деятельности и ее результатов. Именно рефлексия лежит в основе таких мыслительных процессов, как понимание, сравнение, сопоставление, целеполагание, планирование, контроль, самооценка. Цели рефлексии – вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п. Без понимания способов своего учения, механизмов познания учащиеся не могут качественно усвоить полученные знания. Рефлексия помогает учащимся сформулировать полученные результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Результатом рефлексивной деятельности является формирование и развитие ключевых компетенций учащихся, в первую очередь компетенций самоорганизации – умения ставить цели, задачи, планировать и организовывать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку.
При проведении рефлексии я применяю различные методы. Наиболее простым и доступным для учащихся приемом является предложение ориентировочных вопросов. Например: "Каковы ваши главные результаты сегодняшней деятельности на уроке?", "Какие задания оказались для вас наиболее трудными?", "Какие задания оказались наиболее интересными?", "Какие приемы самостоятельной работы позволили вам усвоить материал?"Для этого я применяю сказку о стаканах мышления, придуманную мной или метод пяти пальцев.
Также для осуществления рефлексии содержания учебного материала я применяю прием «приращения» знаний путем высказывания «Я не знал…, а теперь я знаю…». В конце урока подводятся итоги с помощью такого приема. Быстрым способом провести рефлексию на данном этапе можно и с помощью метода незаконченных предложений. Для этого я предлагаю учащимся фразы, которые они должны закончить: «сегодня я узнал…», «я понял, что…», «я научился…» и другие. Таким образом, постоянная рефлексивная деятельность способна привить учащимся привычку к постоянному самоанализу и планированию своей деятельности.
Кроме изучения классического оформления столов я стараюсь прививать своим воспитанникам интерес к оформлению тематических столов. Наряду с этим развиваю интерес у учащихся к различным национальным кухням мира путем проработки рецептур коктейлей опытным путем, дегустации и оценки качества коктейлей, а также (при необходимости) корректировки этих рецептур. Считаю, что полученные знания и умения помогут будущим специалистам чувствовать себя более уверенно на любых предприятиях общественного питания.
Кроме того, мои учащиеся участвуют в конкурсах по профессиям «Официант , бармен». В этом учебном году конкурс проводился на краевом уровне, и учащийся группы НП-14-9 Стряпунин Сергей занял 3 место. Так же мои ученики были отмечаны на краевых пропробах.
Совершенствование будущим официантом , барменом технологического процесса - один из показателей его профессионального мастерства. Поэтому на своих уроках и внеклассных мероприятиях я воспитываю у учащихся творческое отношение к технологическому процессу, развиваю их фантазию. Важно, чтобы учащиеся постоянно ощущали результаты своего профессионального труда. Они должны научиться самостоятельно планировать трудовые действия, контролировать качество своей работы. А так же, считаю, что основными элементами, характеризующими будущего рабочего на первом этапе, являются: любовь к своей работе, увлеченность, пытливость и настойчивость в достижении цели, преодоление трудностей в любых ситуациях. Со всеми этими задачами может справиться только человек морально-устойчивый с глубокими теоретическими знаниями, практическими навыками и умениями.
Немаловажным для достижения поставленных целей является личный пример наставника, особенно в воспитательной работе. Занимаясь классным руководством, я формирую ключевые компетенций учащихся.
Для осуществления воспитательной деятельности я выбрала следующие направления:
- профессионально-трудовое воспитание;
- гражданско-патриотическое воспитание;
- культурно-нравственное воспитание;
Практикуя активные методы работы, я эффективно развиваю коммуникативные навыки и такие качества, как сплоченность, взаимовыручка, взаимоуважение, ответственность за свои поступки перед окружающими. Ребята с удовольствием участвуют в организации и проведении классных часов, дискуссий, внеклассных мероприятиях по вопросам профилактики правонарушений, здорового образа жизни, правильного питания, культуры поведения в обществе, пропаганды духовно-нравственных ценностей и т.д. А также учащиеся активно включаются во все спортивные и культурно-массовые мероприятия,. Наибольший интерес вызывают мероприятия, связанные с профессией: экскурсии в рестораны и бары, встречи и беседы с передовыми работниками сферы питания, обслуживание различных банкетов, на которые приглашают моих учеников.Таким образом, в процессе формирования ключевых компетенций важное место занимают активные формы и методы работы, которые я применяю как в урочное, так и во внеурочное время.
Для достижения поставленных целей применяю различные стимулирующие методы: поощрение за бережное, экономное отношение к материально-техническим средствам; повышение оценки за самостоятельность, аккуратность, скорость выполнения задания, чистоту рабочего места и т.д.
Завершающим этапом в процессе обучения будущих специалистов является сдача квалификационных практических экзаменов по профессиям «Официант , бармен» с приглашением работодателя, а так же выполнение тестовых работ. Мои воспитанники показывают хорошие результаты.
На основании изложенного выше полагаю, что профессиональные знания и опыт помогают мне успешно практиковать модульное обучение, Мои уроки теоретического обучения, а также практические занятия проводятся на достаточно высоком уровне и по своему содержанию соответствуют современным требованиям, а мои воспитанники пополняют ряды работников общественного питания и трудятся на благо нашего города. Я думаю, что цели, поставленные мною, реализовываются, но работа продолжается…