Концентрация обучения с помощью знаково-символических средств на уроках английского языка в началной школе
Николаева Анна Владимировна
учитель английского языка МБОШИ «Аскизский лицей-интернат»
им. М.И. Чебодаева
Концентрация обучения с помощью знаково-символических средств на уроках английского языка в начальной школе.
Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить.
Д.Г.Левитас
Руководствуясь ФГОС , современное обучение основано на системно-деятельностном подходе,построении индивидуальной образовательной траектории,наличии планируемых результатов и развитии универсальных учебных действий.Педагогическая технология-средство для более эффективного решения задач обучения.Технология предполагает наличие алгоритма работы(определенной последовательности:цель-средство-правило-результат),может включать в себя различные приемы.
В настоящее время до сих пор еще не выработана общепризнанная классификация технологий обучения и список современных технологий.Перечислим некоторые из них:
-Обучение в сотрудничестве;
-Проектная деятельность;
-Разноуровневое обучение;
-Информационно-коммуникативные технологии;
-Развитие критического мышления;
-Концентрация обучения с помощью знаково-символических средств;
-Модульное обучение;
-и другие.
Остановимся более подробно на технологии концентрации обучения с помощью знаково-символических средств .
В педагогической практике вопросы применения различных знаков и символов в процессе обучения нашли отражение в исследованиях В. В. Давыдова, Н. Г. Салминой, А. С. Турчина, Н. А. Фроловой, Г. И. Щукиной и др. Данные исследования характеризуют широкий спектр применения знаков и символов в различном предметном содержании школьной программы и дают представление о больших возможностях такого способа предъявления информации (воздействие на субъектный характер взаимодействия, возможность самостоятельного оперирования в образовательной деятельности, образность восприятия, структурность, свернутость и компактность представляемой информации и др.) в процессе обучения учащихся.
Одна из педагогических новаций последнего времени состоит в использовании знаково-символических систем (ЗСС). Как пишет Н. Г. Салмина «оперирование и преобразование системы знаково-символических средств, составляющее содержание знаково-символической деятельности, в разных видах деятельности (игровой, учебной и др.) имеет общую структуру и функционирование».
Выделяют следующие основные функции знаково-символических средств в деятельности: коммуникативную (передача информации от одного человека к другому); познавательную (отражение реальности с выделением новых ее признаков); замещающую (функциональное замещение объекта знаковым средством).
Применение ЗСС в процессе обучения развивает логическое мышление учащихся, облегчает усвоение материала , способствует снижению зрительной нагрузки.
Отличительной особенностью курса “EnjoyEnglish” является активное формирование знаково-символических УУД с помощью грамматического моделирования.
В качестве компонентов модели используются знакомые детям геометрические фигуры(квадрат,треугольник,круг с разными дополнительными элементами),а так же живой герой-одинокий жираф.
Компоненты модели могут использоваться как в составе целой моделируемой фразы,так и изолированно.
Учащиеся опираются на модели при построении своих высказываний, формулировании вопросов, предъявлении нового или закреплении известного грамматического правила. При постоянном обращении к моделям у учащихся формируется устойчивый навык их использования.
С опорой на модель учащийся самостоятельно конструирует фразы и даже целые высказывания.Ребенок может самостоятельно с опорой на модель найти свою ошибку и устранить ее,или другие учащиеся помогают ему в этом.
Использование грамматических моделей в курсе позволяет конкретизировать абстрактную информацию о грамматическом строе языка, дать младшим школьникам речевую опору, а также предоставить инструмент для самопроверки (модель позволяет понять, правильно или неправильно построено высказывание). Умение извлекать информацию, представленную в знаково-символьной форме, позволяет активно развивать у школьников умения анализа и синтеза информации, необходимые для развития критического мышления.