Урок по литературному чтению по теме «У.И.Чарушин. Кабан»


План урока
I. Орг. момент.
II. Актуализация изученного
III. Сообщение темы и целей урока. Знакомство с биографией автора рассказа «Кабан»
1.Вступительное слово учителя.
2. Биография автора
а) выступление ученика I группы
б) работа с дополнительной литературой;
в) сценка.
3.Сообщение целей урока
IV. Совершенствование техники чтения
1. Словарная работа.
2. Речевая разминка
3. Физминутка «Дети по лесу гуляли»
V. Знакомство с новым произведением
1.Прогноз
2.Чтение детьми I группы
3. Физминутка для глаз
4. Проверка первичного восприятия
VI. Работа над содержанием
-Поработайте с текстом и выполните задания
1. Дифференцированные задания
1 группа:
а) решение проектной задачи;
б) работа с пословицами.
2 группа:
задание на установление правильной последовательности событий
3 группа:
выборочное чтение.
2. Проверка выполненных заданий
VII. Итог урока
VIII.Домашнее задание
Конспект урока
[СЛАЙД 1]
I. Орг. момент.
-Прозвенел опять звонок, начинается урок.
Любознательные дети знать хотят про всё на свете.
-Поверьте свою готовность к уроку.
[СЛАЙД 2]
II. Актуализация изученного (урок начинается под музыку из передачи « В мире животных »)
Популярная и любимая передача «В мире животных» начинается с этой музыкальной заставки.
-Почему на уроке звучит эта музыка?
[СЛАЙД 3]
-С каким произведениями по этой теме мы познакомились в этом разделе?
-О ком эти произведения?
III. Сообщение темы и целей урока.
1.Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы прочитаем новое произведение о животных.
[СЛАЙД 4]
-Прочитайте тему урока. Вслух прочитает её…
Удивительную зелёную страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти, чешуе. Встречи там неожиданные. Голоса звучат неслыханные, а уж загадки - на каждом шагу. У нас есть всё для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы всё понять. Спросите, где же эта страна? Она не за морями, не за горами, а рядом перед вами - в вашей «Родине речи»
Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных. И речь сейчас пойдёт о Евгении Ивановиче Чарушине.
[СЛАЙД 5]
2. Биография автора
[СЛАЙД 6]
[СЛАЙД 7]
а) выступление ученика I группы (сообщение + вопросы);
-Чарушин был прекрасным анималистом.
[СЛАЙД 8]
Для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.
б) работа с дополнительной литературой. (На парте у ребят лежат художественные книжки С.Маршака, М.Пришвина, Д. Мамина-Сибиряка, В. Бианки проиллюстрированные Е. Чарушиным.)
-Рассмотрите книжки на столе. - Кто написал эти произведения? - Кто нарисовал иллюстрации к этим произведениям? (Авторы разные, а художник один и тот же – Е.И.Чарушин).
- Какие произведения Чарушина вы читали?
в)Сценка. Послушайте диалог, который однажды произошёл в Литературном клубе между одним из знаменитых иллюстраторов и Евгением Ивановичем, и расскажите, чем ещё увлекался Чарушин.
Сценка : « Ленинград. Литературный клуб»
Иллюстратор: Так вы ,сударь Чарушин, говорите, что много путешествовали по
лесным краям?
Чарушин: Да, я родом из Вятской губернии. Отец мой, Иван Чарушин, был
архитектором, и поэтому много разъезжал. Часто брал меня с собой.
Иллюстратор: Так. так. Значит первые уроки наблюдательности былиполучены в этих путешествиях?
Чарушин: Выходит так. Моё детство прошло в такой благоприятной
обстановке. Батюшка мой водил дружбу с музыкантами, с художниками.
Иллюстратор: Я слышала вы играете на скрипке?
Чарушин: Да, я играю на скрипке, увлекаюсь актёрством, живописью,
скульптурой.

-О каких увлечениях Чарушина вы узнали?
3.Сообщение целей урока. Прочитайте, о чём узнаем, чему будем учиться сегодня на уроке
[СЛАЙД 9]
-Почему необходимо учиться бережному отношению к животным?
IV. Совершенствование техники чтения
1. Словарная работа. Перед тем, как читать новое произведение, я бы хотела обратить ваше внимание на смысл отдельных слов и словосочетаний, которые возможно будут вам не понятны. Я прошу найти в толковых словарях значения таких слов и словосочетаний:
[СЛАЙД 10]
2. Речевая разминка
-Получить удовольствие от прочитанного можно, владея хорошей техникой чтения.
[СЛАЙД 11]
-Прочитайте самостоятельно про себя.
-Прочитаем с испугом.
-Прочитаем шёпотом, предостерегая
-Прочитайте быстро в темпе скороговорки
-Кто может прочитать, как бы это произнесла змея
(Дети объясняют толкование найденных слов)
[СЛАЙД 12] (небоскрёб)
[СЛАЙД 13] (студень)
[СЛАЙД 14] (марал)
[СЛАЙД 15] (зоосад)
-Что вы видите положительного в создании зоосада? Отрицательного?
-Слово администрация трудное для прочтения.
[СЛАЙД 16]
-Прочитаем его по слогам, а теперь плавно с ударением
3. Физминутка «Дети по лесу гуляли»
V. Знакомство с новым произведением
1.Прогноз
Сегодня вы прочитаете рассказ Е.Чарушина «Кабан». Я предлагаю поработать в паре.
-Прочитайте предложенные слова и предположите о чем пойдет речь в произведении, которое мы сегодня прочитаем? (Ребятам 3 гр. в помощь иллюстрация на стр.98 учебника)
[СЛАЙД 17]
-Что вы знаете о кабанах?
[СЛАЙД 18]
[СЛАЙД 19]
-Поверим свои предположения, послушав рассказ. Выразительное чтение приготовили для вас ребята I группы.
-Перед чтением я хочу предложить вам задание:
[СЛАЙД 20]
-Кто желает почитать за конторками?
-Если в процессе чтения вам встретятся ещё непонятные слова, отметьте их простым карандашом.
2. Чтение рассказа
-Оправдались ли наши предположения?
-Встретились слова, которые были вам не понятны?
3. Физминутка для глаз (профилактика близорукости) (1 мин)
[СЛАЙД 21]
-Потренируем глазные мышцы. Снимем зрительное напряжение.
-Посмотрите на экран, потом на кабана, который у вас в учебнике
-Найдите глазами в классной комнате спрятавшихся животных из рассказа «Кабан»
-Какое животное спряталось очень хорошо?
[СЛАЙД 22]
4. Проверка первичного восприятия (5 мин)
-Выполним предложенное перед чтением задание.
-Кто из ребят 3 гр. готов отвечать?
- 2 гр.?
-1 гр.?
VI. Работа над содержанием (6 мин)
1.Поработайте с текстом и выполните задания
а)Выборочное чтение
-Прочитайте текст на стр.96, найдите в тексте описание, как ведут себя животные во время игры(III) (задание на листе)
б) Задание на установление правильной последовательности событий
[СЛАЙД 23]
-Прочитайте вполголоса произведение, и восстановите события, характеризующие душевное состояние художника в течение всего рассказа (II) (задание на листах)

в)Решение проектной задачи (I)
[СЛАЙД 24]
[СЛАЙД 25]
б)Работа с пословицами (I)
-Прочитайте пословицы:
-Определите тему этих пословиц.
-Как их можно связать с содержанием рассказа?
-Прежде, чем ответить на последний вопрос, прочитайте отрывок из научно – познавательной статьи, напечатанной в журнале «Юный натуралист» и обсудите свой ответ в группе (Раздаются листы с заданием и отрывком из статьи)
2. Проверка выполненных заданий
а) (III) Прочитайте задание. Прочитайте отрывок, описывающий игры животных
б) (II) Прочитайте задание +[СЛАЙД 26]
[СЛАЙД 27]- проверка
в) [СЛАЙД 28] (I)
[СЛАЙД 29]
-Можно ли утверждать, что Е.И. Чарушин был трусливым человеком? Почему?
-Как вели себя кабанчики из нашего рассказа, когда появился мальчик с хворостиной?
-Как бы вы поступили на его месте?
-Какие правила нужно соблюдать в общении с животными?
-Чему хотел научить нас Чарушин, рассказав нам эту историю?
г) [СЛАЙД 30]
-Что вы должны получить в ходе решения этой проектной задачи?
[СЛАЙД 31]-с заданиями 1и2
[СЛАЙД 32]- с заданиями 3и4
VII. Итог урока
[СЛАЙД 33]
-Вспомните о тех целях, которые мы ставили перед собой в начале урока
1. Рефлексия (Заполните шкалу самооценки)
Кто достиг поставленных целей?
Кто частично добился поставленных целей?
Для кого многие вопросы так и остались без ответа?
-Какое задание вы выполняли с особым интересом?
-Чью работу на уроке вы хотели бы особо отметить?
-За что вы хотите себя похвалить?
VIII. Домашнее задание
[СЛАЙД 34]
-Выберите домашнее задание
[СЛАЙД 35]