Презентация по краеведению о Шароглазове Е.Г. УЧИТЕЛЬ. ХУДОЖНИК.ПИСАТЕЛЬ.


Презентацию подготовила:Ситдикова Ольга Александровнапедагог МБУ ДО»Детско юношеский центр «Горизонт»УЧИТЕЛЬ. ХУДОЖНИК. ПИСАТЕЛЬ. Талантливый человек талантлив во всём!Вот и Евгений Григорьевич Шароглазов, такой. Его способности и увлечения разнообразны – живопись, сочинительство романов, фотография… Учитель. В декабре 1993 года в центральной городской библиотеке прошла первая выставка картин Е.Шароглазова. Она положила начало доброй традиции. И сегодня жители города имеют возможность из года в год знакомиться с новыми произведениями и новыми именами местных художников. Очень приятно видеть и знать, что рядом с нами живёт или жил художник, который смог не только принять глазами и сердцем окружающую нас красоту, но и перенести ее на холст, картон, бумагу. … И всюду на любом пейзажеБольшом иль малом полотне,Мне видится всё та же, та жеЛюбовь к родимой стороне…Взгляните, и в одно мгновеньеС холстов, пронизанных теплом,Наш край встаёт – в лучах, в цветенье. Евгений Григорьевич Шароглазов родился 7 декабря 1924 года в г. Перми. Это человек разносторонних дарований, высокой образованности, щедрой души и беспокойного сердца. В 1948 году закончил высшую партийную школу, в 1965 году – Нижнетагильский пединститут. Трудовой стаж около 60 лет. Участник Великой Отечественной войны. До 1942 года воевал на Калининском фронте. Как специалист был отозван в учебный танковый полк (г. Владимир), где готовили танкистов. Уволен в запас в звании старшего лейтенанта. За храбрость. Стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашисткими захватчиками. Указом президиума Верховного совета СССР награжден Орденом Отечественной войны II степени и 12-ю медалями. По окончании войны начал учительскую деятельность. Заметен след Евгения Григорьевича в истории образования г. Александровска. Он стоял у истоков внедрения в жизнь реформирования школы: в 1958 году выщло постановление правительства «Об укреплении связи школы с жизнью». В старших классах вводится производственное обучение. Под непосредственным руководством Евгения Григорьевича организуются учебные участки в цехах АМЗ, не без его помощи оборудуются школьные (столярные, слесарные) мастерские. Уроки истории, обществоведения, которые он вёл в АСШ №1,2, были уроками жизни. Не прошли бесследно для старшеклассников диспуты, конференции, где шёл разговор о нравственных проблемах. Труд педагога отмечен большими и малыми наградами. Он – участник Всесоюзного съезда учителей 1968 года, награждён грамотами Министерства образования РСФСР, Пермского облоно, Александровского гороно. В городе Евгения Григорьевича знали не только как учителя, но и как большого художника. Когда он начал рисовать? - С детства. Нравилось яркое сочетание красок на белом. Способности художника проявились уже тогда. В первом классе, - вспоминал Евгений Григорьевич, - учительница поручала мне рисовать птиц, лозунги, плакаты. В пятом классе для уроков географии рисовал пейзажи. Сразу ли он решил стать художником? И опять воспоминания учителя: - К искусству меня тянуло всегда. Но вот сразу им заняться у меня не получилось. После войны меня направили в партийную школу, затем работал в Большесосновском районе в отделе пропаганды и агитации секретарём райкома. А потом перешёл на преподввательскую работу. Но тяга к творчеству взяла вверх. Сначала поработал в школе учителем истории, обществоведения, потом поступил в педагогический институт на художественно-графический факультет. Вот тут, в институте, по-настоящему увлекся Евгений Григорьевич живописью. Преподаватели отмечали его работы акварелью. Он и сам предпочитал больше писать ей – она нежная, прозрачная и воздушная. Пейзажи Евгений Григорьевич писал только с натуры. Летом ходил по полям, лесам, выискивая красивые уголки природы. При разговоре вспоминал смешной случай ещё в институте. Работали, рисовали. Нас обступили местные мальчишки. И вот один из них говорит: «Здесь у тебя одной ёлки не хватает. Там их шесть, а у тебя только пять». Художник должен видеть по-своему, должен передать красоту, настроение природы, а не делать точную копию. Для этого есть фотографии. Мир искусства богат и сложен. Для того, чтобы человек вступил в него не как тёмный лес, его нужно постепенно вводить в этот прекрасный мир с самых первых лет жизни. Выставка картин Е.Г. Шароглазова и есть первый интенсивный урок приобщения к прекрасному. В основном он изображал окружающий нас мир, во всех его проявлениях (осень, зима, лето) улицы города, перелески, полянки с морем цветов, ручейки, затерянные в кустарниках. Евгений Григорьевич признавался: «Я очень часто брожу в окрестностях Александровска. Темы – на каждом шагу: на лесной полянке. На опушке или меже, на берегу речки, ручья, на лугу. Вот эти пейзажи я написал за усадьбой совхоза «Александровский». - «Урожай, наш урожай! Урожай высокий». - «Лужок» возле Луньевки. Вот скромный пейзаж, «Апрельский вечер». Синий снег уплотнился , не видно пухлых, искрящимися хрупкими кристалликами сугробов, на голых деревьях нет белых шапок, речка освободилась ото льда. Розово-оранжевая полоска вечерней зари темнота вдоль горизонта. Кажется. Ещё день-два – и на опушке, вокруг стволов деревьев, появятся проталины, зашумят ручейки. Евгений Григорьевич любил ликование и праздничность природы, любил солнце, обилие воздуха. Картина «Молодые березки» завораживает удивительной солнечностью, радостью, иллюзорностью передачи солнечного света на сочной зелени. Белыми мазками горят стволы берёз. Легкая голубоватая дымка на массивах лета создаёт ощущение воздушной среды. Благодаря идеальному чувству художественной меры произведение полно свежести и прелести непосредственного восприятия. Наряду с картинами природы в живописи Евгения Григорьевича важное место занимает натюрморт. «Сирень». Натюрморт художника скромен. Здесь обычные вещи, которые мы привыкли видеть вокруг себя. Не случайно все предметы будто несут печать прикосновения человека, что ещё больше подчёркивает обжитость этих предметов. Искусство, пусть медленно, робко, но будет своё – высвечивает в людских душах благородные черты: любовь к природе и конкретно к краю, где эти люди живут. Потому и висят картины в школе, напоминая её питомцам: «Смотрите, ребята, какая красивая и добрая наша земля. Давайте беречь эту вечную и в то же время хрупкую красоту. Пусть она останется с нами навсегда». Имя Евгений означает «благородный, несущий людям благо. Вот уже 9 лет (умер 2 ноября 2006 г.) нет с нами Евгения Григорьевича. Не прошёл он и мимо темы человека. Жанр портрета сложен по двум причинам. Во-первых, в портрете художник (а вместе с ним и зритель) остаётся как бы один на один с изображенным человеком. Во-вторых, в портрете художник не просто повторяет, копирует внешний облик человека, а вглядываясь в черты своего героя, размышляет о нём, стремится постичь его внутренний мир, выразить своё понимание человека, своё к нему отношение , то есть раскрывает его образ. Особое внимание привлекает портрет женщины со скромным букетиком. Под ни надпись «Цветы сыну». Она несёт их, может быть, на могилу, может, к памятнику малютке, которых так много вдоль дорог с интенсивным автомобильным движением. «Учитель. Перед именем твоим…» С душевным трепетом прописывает художник собирательный образ – портрет учительницы – молодого специалиста. 31 августа. Завтра в школу «Что ждёт меня впереди? – читаем во взгляде учителя. – Успешным ли будет мой труд? Поймут ли меня дети. Успех придёт. Дети примут и поймут, потому что рядом будет наставник. Несколько работ посвятил Евгений Григорьевич Великой Отечественной войне. Одна из них портрет Героя Советского Союза Веры Волошиной. Подвиг её вдохновил учителя-художника на выполнение контрольной работы по живописи за III курс. Какой же подвиг совершила юная патриотка? Когда началась война, Вера, студентка Московского института физической культуры и спорта, добилась зачисления её в одну из диверсионно-разведывательных групп воинской части 9903 особого назначения. Несколько раз в составе группы Вера Волошина выполняла боевые задания в тылу врага в Подмосковье. В последний раз она ушла за линию фронта в район Наро-Фоминска 21 ноября 1941 г. в одной группе (10 человек) с Зоей Космодемьянской. Из этого задания боевые подруги не вернулись. Её, как и Зою, захватили в плен гитлеровцы. Допрашивали, жестоко пытали, не добившись признания, повесили 29 ноября 1941 г. на придорожной иве в совхозе «Головкого». Тема Великой Отечественной. Связующим звеном между теми кто защищал Родину и кто на заводе, колхозном поле ковал Победу, был почтальоном. Трудную, очень трудную миссию выполняли труженицы тыла, ведь они несли в треугольниках-письмах не только радость о продвижении наших войск к победе, но и горе, слёзы. Часто, очень часто в «толстой сумке на ремне» лежали похоронки. В глазах женщин настороженность, тревога… По природе Евгений Григорьевич лирик. В молодости, когда жил в Перми, почти каждое воскресенье ходил в оперу – очень её любил. Одного только «Евгения Онегина» посмотрел около десяти раз. Отсюда наверно и картина «Русский романс». Всмотритесь, сколько стати, достоинства в образе певицы и сколько вдохновения, преданности божественному звуку, идущего из классического инструмента, у аккомпаниатора. Если напрячь слух, то можно услышать: «Расцвели уж давно хринзантемы в саду…» Кроме рисования Евгений Григорьевич занимался литературой. Им написано 3 романа, около 10 повестей, 4 пьесы. «Обоженная юность» относится к войне. Речь идёт о мальчишках 18-20 лет. Как они вступили в эту войну, их отношение друг к другу, психология молодых в те годы. Повесть «Софья» о медсестре из санбата. Искусство, пусть медленно, робко, но будет своё – высвечивает в людских душах благородные черты: любовь к природе и конкретно к краю, где эти люди живут. Потому и висят картины в школе, напоминая её питомцам: «смотрите, ребята, какая красивая и добрая наша земля. Давайте беречь эту вечную и в то же время хрупкую красоту. Пусть она останется с нами навсегда». Имя Евгений означает «благородный, несущий людям благо. Вот уже 9 лет (умер 2 ноября 2006 г.) нет с нами Евгения Григорьевича. А благо, благо у меть видеть прекрасное вокруг себя, желание перенести увиденное на холст, на лист бумаги – с нами. И так будет всегда, потому что только « гармония, красота, человечность спасут мир».