Роль школьного музея в гражданско-патриотическом воспитании учащихся


Роль школьного музея в гражданско-патриотическомвоспитании учащихся
Историческое значение каждого русского человека измеряется
его заслугами перед Родиной, а его человеческое достоинство-
силой его патриотизма.
Н.Г. Чернышевский
Цель: распространение актуального педагогического опыта в области организации деятельности школьного музея в системе мероприятий в рамках реализации программы патриотического воспитания «Воспитание патриота Отечества»
Задачи:
-оказать методическую помощь по организациидеятельности школьного музея;
- обеспечить качественную подготовку к районным и городским конкурсам стационарных или временных выставок;
- обеспечить каждого педагога необходимыми информационными и научно-методическими материалами;
- пополнить банк результативного опыта ОУ по методике и практике музейной работы.
Раздаточный материал: методические рекомендации, практические материалы для педагогов.
Ход семинара
В условиях, когда государство начинает определять новую идеологию, формулирует государственно-общественный заказ образованию на формирование новой личности, становится ясно, что ключевыми характеристиками такой личности должны стать, прежде всего, ее духовность, гражданственность, патриотизм, социальная активность, свобода и т.д. Духовный человек - это, прежде всего, гражданин и патриот. Народы России имеют богатую героическую историю, огромный духовный, культурный и интеллектуальный потенциал, и от подрастающего поколения будет зависеть то, какое место займет российская культура в мировой цивилизации. Гражданское, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения выступают одной из приоритетных стратегических целей государственной образовательной политики.
Духовный человек - это человек с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, за судьбы других, за будущее своего народа. Это человек, который приобщен к гуманистическим ценностям мировой культуры, культуры других народов, но, прежде всего, - знающий свою собственную культуру, свои истоки, свой родной язык.
Одним из средств развития гражданско-патриотических качеств личности может стать музейная деятельность. Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования.  Музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно-наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов - гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.
Музейная деятельность обладает потенциалом для формировния патриотизма, воздействует на сознание молодежи, воспитывает в ней чувства гуманизма, гордости за свое Отечество, толерантности. Она предоставляет возможность воспитывать у школьников стремление участвовать в созидательной деятельности на благо своей страны.
Обращение к своим истокам является залогом развития и укрепления будущего, так как именно современные дети в большей степени подвержены негативным социальным явлениям, происходящим в нашем обществе. Приобщение к культурно-историческому наследию должно начинаться с познания своего края, малой родины.
Задачами работы школьного музея являются:
историко-краеведческое и патриотическое воспитание;
поиск и сбор материалов краеведческого характера;
учет и хранение собранных документов, предметов, материалов и их научная проверка, систематизация и методическая обработка;
оформление и экспонирование материалов;
использование материалов музея в учебно-воспитательной работе. 
Организацию работы в музеях осуществляют советы, куда входят учащиеся в основном 5-11 классов.
В спектр деятельности совета входят:
пополнение фонда, организация контактов с организациями и музеями;
изучение собранного материала, обеспечение его учета и хранения;
создание экспозиций и выставок;
проведение экскурсий;
предоставление музейного материала для использования в учебном процессе;
организация особо значимых встреч.
Совет музея является координатором всех патриотических акций в школе, а их немало : традиционные встречи с ветеранами войны и тыла;
Уроки Мужества, посвященные Дням Воинской славы ; торжественное вручение приписных свидетельств учащимся школы вприсутствии ветеранов и представителей военкомата;
встречи с интересными людьми и частными коллекционерами;
экскурсионная группа проводит обзорные  экскурсии по музею, по тематическим выставкам и разделам;
поисковая группа ведет целенаправленную работу по пополнению Книги
Памяти школы;
учащиеся ведут активную просветительскую работу;
традиционными стали социально-значимые акции «Помощь ветерану» и
« Георгиевская ленточка»;
фонды музейного комплекса постоянно пополняются за счет экспонатов из домашних архивов учащихся, педагогов школы, сотрудников школы и
просто не равнодушных людей, случайно узнавших о существовании
школьного музея.
Одним из условий успешной организации деятельности школьного музея – преемственность в работе актива. Она обеспечивается тем, что в состав актива включаются учащиеся разных возрастных групп. Ребята сообща, совместно участвуют в выполнении заданий по поиску и сбору музейных материалов, их учету и хранению, оформлению выставок, экспозиций, в подготовке и проведении экскурсий.
Музейная работа тесно связана с исследовательской краеведческой деятельностью,дает возможность активно участвовать в историко-краеведческой работе, тем самым пополнять экспозиции, заниматься фондами.
Исследовательская работа по источникам музея имеет очень важное значение. Она позволяет систематизировать весь имеющийся материал музея по определенной теме, описать и издать в виде буклета, журнала или книги. Таким образом, он становится достоянием многих людей, а не только посетителей музея. Исследовательской работой занимается в первую очередь руководитель музея и дети – активисты музея.
Возможность для выявления, обобщения, распространения и поощрения результативного опыта работы школьных музеев и творческих объединений учащихся дают районные и городские конкурсы стационарных или временных выставок«О боевой славе», «О трудовой славе», «Наше историко – культурное наследие и традиции», «История обычных вещей».
В практике работы школьного музея используются экскурсии по музейным экспозициям и памятным местам города. На экскурсии объектом познания всегда бывают средства наглядности, в основном подлинные памятники истории. Именно эта особенность делает ее важнейшим средством активизации познавательной деятельности учащихся.
Формированию способности эффективно использовать на практике полученные знания, умения и навыки работы с экспонатами и проведения экскурсий содействует городской конкурс«Юный экскурсовод». Он способствует получению учащимися умений и навыков допрофессиональной подготовки экскурсоводов, развитию научно-исследовательских, творческих способностей.
Одной из форм изучения местного края, его истории и современного состояния является поисково-исследовательская деятельность как основа развития гражданской инициативы. С целью поиска и сбора материалов и документов по выбранной тематике учащиеся встречаются с тружениками тыла времён Великой Отечественной войны, сотрудниками выдающихся научных, инженерных, спортивных и иных школ.
Подготовка к районному и городскому этапам конкурса поисковых групп по темам «Мы – наследники победы», «Мы – первые», «Герои гражданского общества» способствует развитию гражданской активности учащихся, коммуникативных способностей, самостоятельности и ответственности.
Деятельность музеев освещается в ходе проведения городского конкурса
«Твоё время!»,цель которого - формирование позитивного информационного потока через пропаганду деятельности музеев образовательных учреждений. Советы музеев рассказывают о своей работе в электронных и печатных СМИ, по телевидению или радио.
Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая-то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества. Постоянное увеличение потока информации требует такой организации познавательного процесса, при котором учащиеся параллельно с освоением определенного запаса знаний, удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.