Урок по истории России.Возвышение Москвы. Дмитрий Донской. Куликовская битва


Урок разработал учитель истории и обществознания МБОУ Старокрымского УВК№3 «Школа – лицей» Швалев Сергей Геннадьевич.
Школа работает по модульной технологии .Структура - 3 урока по 30 минут.
Тема: Возвышение Москвы. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Цели урока: Развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности.
Ознакомить учащихся с особенностями политического развития Руси во второй половине XIY века. Воспитание патриотизма ,гражданственности.
Задачи урока: Выяснить причины и значение возвышения Москвы.
Оборудование: Учебник, карты, раздаточный материал, интерактивная доска, слайды.
План урока:
I . 30 минут.
1.Оргмомент
2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Актуализация знаний.
II . 30 минут.
Первичное усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания.
III . 30 минут.
1.Первичное закрепление. Исследовательская работа.
2. Информация о домашнем задании.
3. Рефлексия.
Ход урока:
I. 30 минут.
Оргмомент.
Учитель: Тема сегодняшнего урока : «Возвышение Москвы. Дмитрий Донской». Как вы думаете, что вам даст изучение этой темы? Актуальна ли эта тема в наши дни?
Учащиеся пытаются ответить на эти вопросы, отмечая несомненную актуальность этой темы в наши дни. Учитель обобщает все сказанное: вы правы, нам необходимо знать историю своей страны ,героические и трагические страницы истории, надо знать героев прошлого, извлекать уроки из событий тех лет. Актуальность темы в том, что Москва последние десятилетия вновь стала центром объединения русских земель.
Актуализация знаний. Повторение материала – монголо- татарское нашествие.
Работа с учебником , картой.
Класс делится на группы, каждая группа готовит свой вопрос и выступает с его презентацией.
А) Чингисхан. Монгольское войско. Битва на реке Калка.
Б) Нашествие Батыя на Русь.
В) Александр Невский.
Устный опрос. Оценивание.
Тесты:
Битва на реке Калка. Б. 1223год.
Взятие Киева. Г. 1240год.
Разгром Рязани. А. 1237год.
Ледовое побоище В. 1242год
Невская битва Д.1240год
1 2 3 4 5
Б Г А В Д
Баскак Б. ханский чиновник
Ярлык В. право на княжение
Орда Г. войско монголо-татар
Улус А. часть империи монголо-татар
1 2 3 4
Б В Г А
Александр Невский Г. Русский Князь
Батый В. Хан монголо-татар
Евпатий Коловрат А. Рязанский БагатырьКирилл Б. Митрополит Руси
1 2 3 4
Г В А Б
Учитель производит проверку выполнения тестов. Оценивание. Подведение итогов
II. 30 минут. Первичное усвоение новых знаний.
Рассказ учителя: После разгрома русских княжеств и установления монголо – татарского ига казалось, что нет тех сил и городов, которые встанут во главе борьбы за независимость. Неожиданно этим центром стала Москва. Так ли не неожиданно? Были ли для этого предпосылки? Давайте разберемся.
1. причины возвышения Москвы.
А. географическое положение
Б. дальновидная политика московских князей
В. поддержка РПЦ
2. русские князья:
А. Данила Московский
Б. Иван КалитаВ исторической литературе вот уже полтора столетия не утихают споры о том, почему именно Москва стала центром объединения русских земель и образования единого русского государства. В самом деле, географическое положение Москвы было куда менее выгодным, нежели положение Твери, Углича или Нижнего Новгорода, мимо которых шел самый легкий и безопасный торговый путь по Волге. Москва не имела того боевого опыта, каковой имели Смоленск и Рязань. Новгород великий намного богаче, а Ростов и Суздаль обладали гораздо глубокими традициями культуры. Рост и усиление Московского княжества были связаны с его расположением на пересечении важных водных и сухопутных торговых путей, в центре земель, где складывалась русская народность .В начале 14 века Московское княжество расширилось за счет присоединения Коломны (1301), Можайска (1303), а также по завещанию князя Ивана Дмитриевича, бездетного внука Невского, к Москве переходит Переяславское княжество (1302). Возвышению Москвы вроде бы и не способствовала и династическая культура. Стоит напомнить, что князь Данил Александрович Московский (1261-1303), возглавивший княжество в конце XIII в., был всего лишь четвертым сыном Александра Невского. Причем он даже не успел побывать великим князем, ибо умер раньше своего старшего брата Андрея. В свою очередь, и Иван Данилович Калита - это тоже четвертый сын Данила. По всем признакам Иван Калита - четвертый сын четвертого сына Александра Невского - не имел, казалось бы, даже возможности занять великокняжеский стол, ибо не обладал никакими правами на «старейшество». К примеру, тверской князь Михаил Ярославич перед сыновьями Данила Юрием и Иваном имел преимущество третьего поколения перед четвертым.И все же именно Московское княжество оказалось той центростремительной силой, которая собрала вокруг себя все русские земли, смогла покончить с тягостью монголо-татарского ига и возродить из пепла новое единое Русское государство. Почему? Одной из причин стала мудрая политика московских князей, начало которой положил Иван Калита. Уже со времени Ивана от дани стали собирать излишки и сохранять, правда еще не вполне представляя, что с ними делать. Московские князья, имея свободные деньги, начали скупать земли у частных лиц и у церковных учреждений, у митрополита, у монастырей, у других князей. Покупая села и деревни в чужих уделах, Иван Калита купил целых три удельных города с округами - Белозерск, Галич, Углич. Калита оставил своим сыновьям пять городов: Москву, Можайск, Коломну, Звенигород, Серпухов, 54 волости и 32 дворцовых села. Переяславль, приобретенный его отцом, очевидно по распоряжению хана, был включен в состав великого княжения Владимирского. Иван также добился, чтобы митрополичья кафедра была переведена из Владимира в Москву (1326 г.). С тех пор Москва стала духовной столицей Руси. Иван Калита сумел расположить к себе митрополита Петра. Именно при Иване Калите был построен дубовый Кремль (зимой 1339 года), который защищал центр города и посад за его пределами. С большой скоростью возникали села. Иван Данилович Калита заботился о безопасности своего княжества, строго преследовал и казнил разбойников, поэтому купцы могли спокойно ездить по русским дорогам. Своим политическим весом, богатством и спокойствием в Москве Калита привлекал в свое княжество бояр, переселявшихся сюда не только из других удельных княжеств, но и из иных земель.

Иван Данилович смог не только воспользоваться предоставившейся ему ситуацией, но и заложить значительный потенциал дальнейшему развитию Московского княжества. Князь, прозванный еще современниками Калитой, и в самом деле был по натуре своей «собирателем». И современников, и потомков поражали терпение, дальновидности и целеустремленность московского князя. Он часто ездил в Орду, одаривал ханов и ханш «многим златом и серебром», вел тонкие дипломатические переговоры. В своих владениях он наводил порядок и жесткой рукой подавлял всякое сопротивление своей власти. Став московским князем в1325 году, Иван Калита «собирал» земли разными способами – и покупал, и завоевывал.. А в летописях не случайно возникли комментарии о том, что во время «Федорчюкового погрома» Москву и Московское княжество «заступил» «человеколюбивый Бог». В частности, о Божием заступничестве за Москву говорит Никоновская летопись: «Точию соблюде и заступи Господь Бог князь Ивана Даниловича, и его град Москву и всю его отчину от пленения татарскаго». Подобные комментарии свидетельствовали об одной важной тенденции – Иван Данилович сумел наладить добрые и плодотворные отношения с Русской Церковью, чего не удалось сделать тверским князьям. Великий князь при полной поддержке Православной Церкви изначально стремился превратить Москву в наследницу и носительницу духовной миссии русского народа на земле, в хранительницу истинной православной веры. Митрополит Петр прожил в Москве совсем не долго. В ночь с 20 на 21 декабря 1326 года он скончался и был похоронен в строящемся Успенском соборе. Летописец отмечает, что там он «и ныне лежит, много чудеса содевая с верою приходящим к нему». Позднее за свои великие митрополит Петр был причислен к лику святых, день его памяти 21 декабря (по новому стилю – 4 января. Таким образом, Москва обрела своего первого святого, что в глазах людей того времени также свидетельствовал об особой избранности и духовном предназначении этого княжества. И этот фактор – веру в особую Божию избранность Москвы и московских князей – нужно обязательно учитывать в понимании того, почему именно Московское княжество объединило вокруг себя русские земли. Если бы этой веры не было, если бы эта вера не укреплялась в сознании современников, то и сама Москва не смогла бы исполнить возложенную на нее миссию спасения Руси от ордынского владычества. Но на Руси всегда говорили: «На Бога надейся, да сам не плошай». В этой народной мудрости выражена очень серьезная черта русского национального характера и, в частности, русского понимания христианской веры – Господь даровал человеку свободу действий в земной жизни, и только от самого человека зависит, насколько поступки выражают Божий Промысел. Вот и Иван Данилович Калита стремился к тому, чтобы его действия выражали и Высший Промысел, и потребности всей Русской земли. Иван Калита добивался в орде права на то, чтобы самому собирать «ордынский выход», и обеспечить полную и своевременную выплату дани. С тех пор на Русь больше не присылали баскаков. Умелый дипломат, он несколько десятилетий спасал русские земли от татарских нашествий – «ордынские рати» более не разоряли русских земель. Если же кто-то проявлял непокорность, Иван Калита теперь сам добивался подчинения: подавил выступления в Ростове, Пскове. И не случайно все летописи говорят о «тишине», наступившей по всей Руси после вокняжения Ивана Даниловича. А это дорогого стоило! И «тишину» при Иване Даниловиче современники совершенно справедливо ставили в заслугу московскому князю.
Работа с учебником. Учащиеся делятся по группам, каждая изучает отдельные причины возвышения Москвы и комментирует. Две группы рассказывают о деятельности русских князей.
Рассказ учителя: Дмитрий Донской
А. первые победы
Б. Сергий Радонежский
III. 30 минут. Самостоятельная работа с учебником картой документами. Показ слайдов.
Куликовская битва: дата, место, ход битвы её значение.
Рассказ учителя:
К 1359 году в Московской Руси остались всего два князя из правящей династии, и оба были детьми – Дмитрий Иванович, девять лет от роду, и его двоюродный брат шестилетний Владимир. Под мудрым руководством митрополита Алексия возростал государственный и политический талант московского князя Дмитрия Ивановича (1350 – 1389). Уже в начале 70-х годов он сумел отразить три разорительских похода литовского князя Ольгерда на Москву, которые вошли в летописи под названием трех «литовщин». В боях с литовцами впервые проявились и полководческие таланты его двоюродного брата, юного Владимира Андреевича (1353 – 1410). В это же время Дмитрий Иванович выиграл и дипломатическую битву – сумел отстоять в Орде свое право на великое княжение, на которое претендовал тверской князь Михаил. Решительный настрой Дмитрия Ивановича свергнуть ордынское иго – это тоже несомненная заслуга митрополита Алексия. На протяжении всех 70-х годов Дмитрий Иванович активно поддерживает любые проявления антиордынской борьбы, а в русских землях все более крепнет надежда на защиту московского князя в случае столкновения с ордынцами. Так, в 1374 году нижегородцы уничтожили «посольство Мамая» и тысячу татар с ним, видимо, надеясь на поддержку Москвы, в случае если Орда попыталась бы наказать их за дерзость. В 1374 году войско под водительством воеводы Боброка Волынца взяло бывшую столицу Волжской Булгарии, получив 4 тысяч рублей «окупа». Но в 1377 году последовало чувствительное поражение от татар на реке Пьяне(приток Суры, впадающий в Волгу, в Мордовской земле), явившееся следствием халатности воевод. Однако осознание способности противостоять Орде на Руси сохранилось. Это убеждение значительно укрепила победа над ордынским войском во главе с Бегичем на реке Воже в 1378, одержанная московскими и рязанскими силами . И не даром в следующем году Мамай опустошит Рязанскую землю, но не осмелится вступать в московские пределы. Так, у русских людей произошел важнейший психологический перелом в сознании. Со времени монголо-татарского нашествия на Руси сменилось три поколения. В прошлое ушли страх и растерянность перед завоевателями. Зато в общественном сознании сформировалась воля к освобождению, и укрепилось убеждение в возможности победы. Более того, русские князья, воодушевлены подобным народным настроем, были готовы к совместным действиям под руководством московского князя. Но деятель, подготовившего победу на Куликовом поле, уже не было в живых: 12 февраля 1378 года митрополит Алексий скончался. Куликовская битва – битва русских полков во главе с великим князем московским и владимирским Дмитрием Ивановичем и ордынским войском под началом хана Мамая 8 сентября 1380 на Куликовом поле (на правом берегу Дона, в районе впадения в него реки Непрядва), поворотный пункт в борьбе русского народа с игом Золотой Орды. Битва началась утром 8 сентября поединком богатырей. С русской стороны на поединок был выставлен Александр Пересвет – монах Троице-Сергиева монастыря, до пострижения – брянский (по др. версии, любечский) боярин. Его противником оказался татарский богатырь Темир-мурза (Челубей). Воины одновременно вонзили друг в друга копья: это предвещало большое кровопролитие и долгую битву. Едва Челубей упал из седла, ордынская конница двинулась в бой и быстро смяла Передовой полк. Особенностью плана сражения ,разработанного князем Дмитрием, был усиленный авангард. Впереди встали один за другим Сторожевой полк и Передовой полк.Им отводилась особая роль. Князь верно угадал замысел Мамая.Не имея возможности применить любимый прием ордынских ратей- окружить русских или зайти к ним в тыл,- Мамай решил вложить все силы в первый сокрушительный удар. Несущаяся со свистом и воем лавина конницы должна была одним своим видом вселить страх в сердца «небывальцев»- ополченцев, опрокинуть московское войско, обратить его в паническое бегство .Для предотвращения Дмитрий и выдвинул вперед два конных полка. Они состояли из опытных ,хорошо вооруженных воинов княжеской дружины. Об эту живую скалу должен был разбиться первый , самый грозный вал конной атаки. Однако и сами дружинники не имели шанса уцелеть. После трех часов отчаянной сечи татары , уничтожив передовые силы русских , попытались опрокинуть Большой полк. Ополченцы стояли насмерть. Тогда Мамай бросил все силы на левый фланг русской армии. Дальнейший натиск монголо-татар в центре был задержан вводом в действие русского резерва. Мамай перенес главный удар на левый фланг и начал там теснить русские полки. Положение спас вышедший из дубравы Засадный полк серпуховского князя Владимира Андреевича, ударил в тыл и фланг ордынской коннице и решил исход битвы. Потери обеих сторон в Куликовской битве были огромными (около 200 тысяч человек убитыми и ранеными). Убитых (и русских, и ордынцев) хоронили 8 дней. В сражении пали 12 русских князей, 483 боярина (60% командного состава русского войска.). Князь Дмитрий Иванович, который участвовал в битве на передовой ,в составе Большого полка был ранен в ходе сражения, но выжил и получил в дальнейшем прозвище «Донской». Куликовская битва вселила уверенность в возможности победы над ордынцами. Поражение на Куликовом поле ускорило процесс политического дробления Золотой Орды на улусы. Два года после победы на Куликовом поле Русь не платила ордынцам дани, что положило начало освобождению русского народа от ордынского ига, росту его самосознания и самосознания других народов, находившихся под игом ордынцев, укрепило роль Москвы как центра объединения русских земель в единое государство. Великая победа русского воинства стала переломным моментом в истории Руси. Она вызвала огромный национальный подъем, была воспета во многих литературных памятниках, самые знаменитые из которых – «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Великий князь Дмитрий Иванович получил почетное прозвание Донской, а его двоюродный брат, князь Владимир Андреевич Серпуховский, - прозвание Донского и Храбрый.
Учащиеся рассказывают о подготовке к битве, ходе битвы.
Учитель: кто благословил Дмитрия Донского на битву?
Сергий Радонежский.
Кого послал отец Сергий на Куликовскую битву?
Монахов Пересвета и Ослябю.
Что решило исход битвы?
Героизм русских воинов, полководческий талант князя Дмитрия, неожиданный удар засадного полка.
Значение победы в Куликовской битве?
Значение трудно переоценить. Стало ясно, что только объединившись, русские князья могут сбросить татарское иго. Победа имела и огромное моральное значение. Куликовская битва стала одним из главных событий в истории средневековой Руси. По масштабам и значениям она стоит в одном ряду с такими величайшими событиями нашей военной истории , как Ледовое побоище, Полтавская, Бородинская, Сталинградская битвы. На Куликовом поле русский народ сделал первый шаг на пути к освобождению от власти Орды. Теперь никто не сомневался в том, что именно Москве суждено возглавить борьбу за независимость и стать центром единого Русского государства.
Какова дальнейшая судьба хана Мамая и де он похоронен?
Мамай не был ханом, он был темником. После поражения он бежал в Крым и был там убит по приказу хана Тохтамыша. Его могила находится в черте нашего города(Старый Крым). Курган носит название Кемаль-Ата. На слайде вы видите на этом кургане нашего учащегося .Денис занимается исследованием древностей города.
Учитель рассказывает о нашествии Тохтамыша в 1382году.Задает вопросы : почем Дмитрий Донской не сразился с Тохтамышем? Учащиеся выдвигают различные версии:
А. У князя не хватало сил для новой битвы
Б . Князь не решился выступить против «природного» царя- Хана Тохтамыша.
Учитель: это правильно. Но была еще одна причина. Собственно говоря, в расхождении Дмитрия Донского и митрополита Киприана была главная причина сожжения Москвы в 1382 году. Впервые за все XIV столетие московский князь лишился поддержки Русской Церкви. В других княжествах об этом, естественно, знали. Потому и возникла «раздность» между князьями, потому и отказались они прийти на помощь Дмитрию Донскому.
Учитель выслушивает сообщения. Учащиеся, используя документы, рассказывают о ходе битвы и значение победы.
Учитель подводит итоги, выставляет и комментирует оценки.
Инструктаж выполнения домашнего задания:
А. параграф№9. Вопросы стр120 №3
Б. Вопросы стр120 №1*
В. Анализ документов: «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище».
Рефлексия. Подводя итоги , учащиеся говорят , что изучили очень нужную и интересную тему, ознакомились с деятельностью трех московских князей. « Мы убедились, что Москва не случайно стала центром борьбы за независимость и объединения русских земель в единое государство. Мы почувствовали гордость за свой народ, прикоснулись к героической странице нашей истории. Урок способствовал воспитанию патриотизма, национальной идентичности. Мы коснулись роли личности в истории».
Учитель: Урок закончен. Всем спасибо. Вы свободны.
Раздаточный материал.
1.Сказание о Мамаевом побоище.
Уже близко друг к другу подходят сильные полки, и тогда выехал злой печенег из большого войска татарского, перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: "Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!" И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: "Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли бога за меня! Чаду моему Якову - мир и благословение!" - бросился на печенега и добавил: "Игумен Сергий, помоги мне молитвою!" Печенег же устремился навстречу ему, и христиане все воскликнули: "Боже, помоги рабу своему!" И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались.
 
     Увидев, что настал третий час дня, князь великий произнес: "Вот уже гости наши приблизились и передают друг Другу круговую чашу, что первые уже испили ее, и возвеселились, и уснули, ибо уже время пришло и час настал храбрость свою каждому показать". И стегнул каждый воин своего коня, и воскликнули все единогласно: "Снами бог!" - и еще: "Боже христианский, помоги нам!",- а поганые татары своих богов стали призывать.
 
     И сошлись грозно обе силы великие, твердо сражаясь, жестоко друг друга уничтожая, не только от оружия, но и от ужасной тесноты под конскими копытами испускали дух, ибо невозможно было вместиться всем на том поле Куликове: было поле то тесное между Доном и Мечею. На том ведь поле сильные войска сошлись, из них выступали кровавые зори, а в них трепетали сверкающие молнии от блеска мечей. И был треск и гром великий от преломленных копий и от ударов мечей, так что нельзя было в этот горестный час никак обозреть то свирепое побоище. Ибо в один только час, в мановение ока, сколько тысяч погибло душ человеческих, созданий божьих! Воля господня свершается: час, и третий, и четвертый, и пятый, и шестой твердо бьются неослабно христиане с погаными половцами.
 
     Когда же настал седьмой час дня, по божьему попущению и за наши грехи начали поганые одолевать. Вот уже из знатных мужей многие перебиты, богатыри же русские, и воеводы, и удалые люди, будто деревья дубравные, клонятся к земле под конские копыта: многие сыны русские сокрушены. И самого великого князя ранили сильно, и с коня его сбросили, он с трудом выбрался с поля, ибо не мог уже биться, и укрылся в чаще и божьею силою сохранен был. Много раз стяги великого князя подсекали, но не истребили их божьей милостью, они еще больше утвердились.
 
     Это мы слышали от верного очевидца, который находился в полку Владимира Андреевича; он поведал великому князю, говоря: "В шестой час этого дня видел я, как над вами разверзлось небо, из которого вышло облако, будто багряная заря над войском великого князя, скользя низко. Облако же то было наполнено руками человеческими, и те руки распростерлись над великим полком как бы проповеднически или пророчески. В седьмой час дня облако то много венцов держало и опустило их на войско, на головы христиан".
 
     Поганые же стали одолевать, а христианские полки поредели - уже мало христиан, а все поганые. Увидев же такую погибель русских сынов, князь Владимир Андреевич не смог сдержаться и сказал Дмитрию Волынцу: "Так какая же польза в стоянии нашем? какой успех у нас будет? кому нам пособлять? Уже наши князья и бояре, все русские сыны, жестоко погибают от поганых, будто трава клонится!" И ответил Дмитрий: "Беда, княже, велика, но еще не пришел наш час: начинающий раньше времени вред себе принесет; ибо колосья пшеничные подавляются, а сорняки растут и буйствуют над благо рожденными. Так что немного потерпим до времени удобного и в тот час воздадим по заслугам противникам нашим. Ныне только повели каждому воину богу молиться прилежно и призывать святых на помощь, и с этих пор снизойдет благодать божья и помощь христианам". И князь Владимир Андреевич, воздев руки к небу, прослезился горько и сказал: "Боже, отец наш, сотворивший небо и землю, помоги народу христианскому! Не допусти, господи, радоваться врагам нашим над нами, мало накажи и много помилуй, ибо милосердие твое бесконечно!" Сыны же русские в его полку горько плакали, видя друзей своих, поражаемых погаными, непрестанно порывались в бой, словно званые на свадьбу сладкого вина испить. Но Волынец запретил им это, говоря: "Подождите немного, буйные сыны русские, наступит ваше время, когда вы утешитесь, ибо есть вам с кем повеселиться!"
 
     И вот наступил восьмой час дня, когда ветер южный потянул из-за спины нам, и воскликнул Волынец голосом громким: "Княже Владимир, наше время настало и час удобный пришел!" - и прибавил: "Братья моя, друзья, смелее: сила святого духа помогает нам!"
 
     Соратники же друзья выскочили из дубравы зеленой, словно соколы испытанные сорвались с золотых колодок, бросились на бескрайние стада откормленные, на ту великую силу татарскую; а стяги их направлены твердым воеводою Дмитрием Волынцем: и были они, словно Давидовы отроки, у которых сердца будто львиные, точно лютые волки на овечьи стада напали и стали поганых татар сечь немилосердно.
2. Задонщина.     Уже те соколы и кречеты и белозерские ястребы за Дон быстро перелетели и ринулись на несметные стаи гусиные и лебединые. То ведь были не соколы и не кречеты, — то налетели русские князья на силу татарскую. Затрещали копья каленые, зазвенели доспехи золоченые, застучали щиты червленые, загремели мечи булатные о шлемы хиновские на поле Куликовом, на речке Непрядве.      Черна земля под копытами, костями татарскими поля засеяны, и кровью их земля полита. Могучие рати сошлись тут и потоптали холмы и луга, и замутили реки, потоки и озера. Кликнуло Диво в Русской земле, велит послушать грозным землям. Понеслась слава к Железным Воротам, и к Ворнавичу, к Риму и к Кафе по морю, и к Тырнову, а оттуда к Царьграду на похвалу князьям русским: Русь великая одолела рать татарскую на поле Куликове, на речке Непрядве.      На том поле грозные тучи сошлись. Часто сверкали в них молнии и гремели громы могучие. То ведь сразились сыны русские с погаными татарами, чтоб отомстить за свою обиду. Сверкают их доспехи золоченые, гремят князья русские мечами булатными по шлемам хиновским.      А бились с утра до полудня в субботу на Рождество святой богородицы.      Не туры рыкают у Дону великого на поле Куликове. То ведь не туры побиты у Дону великого, а посечены князья русские и бояре и воеводы великого князя Дмитрия Ивановича. Полегли сраженные татарами князья белозерские Федор Семенович, и Семен Михайлович, и Тимофей Волуевич, и Минула Васильевич, и Андрей Серкизович, и Михаиле Иванович, и много других из дружины.      Пересвета-чернеца, из брянских бояр, призвали на поле брани. И сказал Пересвет-чернец великому князю Дмитрию Ивановичу: «Лучше нам порубленными быть, чем в плен попасть к поганым татарам!» Поскакивает Пересвет на своем борзом коне, золоченым доспехом сверкая, а уже многие лежат посечены у Дона великого на берегу.      Подобало в то время старому помолодеть, а молодому плечи свои развернуть. И говорит чернец Ослябя своему брату Пересвету-чернецу: «Брат Пересвет, вижу на теле твоем раны тяжкие, уже катиться, брат, твоей голове с плеч на траву ковыль, и моему сыну Якову лежать на зеленой ковыль-траве на поле Куликове, на речке Непрядве за веру христианскую, за землю Русскую и за обиду великого князя Дмитрия Ивановича».      И в ту пору по Рязанской земле около Дона ни пахари, ни пастухи в поле не кличут, лишь все вороны грают над трупами человеческими. Страшно и жалостно о том времени слышать: трава кровью полита была, а деревья от печали к земле склонились.      И воспели птицы жалостные песни — восплакались княгини и боярыни и все воеводские жены по убитым. Жена Микулы Васильевича Марья рано поутру плакала на забороле стен московских, так причитая: «О Дон, Дон быстрая река! Прорыл ты каменные горы и течешь в землю Половецкую.Прилелей моего господина Микулу Васильевича ко мне». А жена ТимофеяВолуевича Федосья тоже плакала, так причитая: «Вот уже веселье мое поникло в славном городе Москве, и уже не увижу я своего государя Тимофея Волуевича живым!» А Андреева жена Марья да Михайлова жена Аксинья на рассвете плакали: «Вот уже нам обеим померкло солнце в славном городе Москве, домчались к нам с быстрого Дона полонянные вести, неся великую печаль: повержены наши удальцы с борзых коней на суженом месте па поле Куликове, на речке Непрядве».      А Диво уже кличет под саблями татарскими, а русские богатыри — изранены.      На рассвете щуры воспели жалостные песни у Коломны на забралах городских стен, в воскресенье, в день Акима и Анны. То ведь не щуры рано воспели жалостные песни — восплакались жены коломенские, так причитая: «Москва, Москва, быстрая река, зачем унесла на своих волнах ты мужей наших от нас в землю Половецкую?» Причитали они: «Можешь ли ты, господин князь великий, веслами Днепр загородить, Дон шлемами вычерпать, а реку Мечу запрудить татарскими трупами? Замкни, государь князь великий, Оке-реке ворота, чтобы больше поганые татары к нам не ходили. Уже ведь мужья наши от ратей устали!»      В тот же день субботний, на Рождество святой богородицы посекли христиане поганые полки на поле Куликове, на речке Непрядве.      И, кликнув громко, князь Владимир Андреевич поскакал со своей ратью на полки поганых татар, золоченым шлемом посвечивая. Гремят мечи булатные о шлемы хиновские.      И воздал похвалу он брату своему, великому князю Дмитрию Ивановичу: «Брат Дмитрий Иванович, в злое время горькое ты нам крепкий щит. Не уступай, князь великий, со своими великими полками, не потакай крамольникам! Уже ведь поганые татары поля наши топчут и храброй дружины нашей много побили — столько трупов человеческих, что борзые кони не могут скакать: в крови по. колено бродят. Жалостно, брат, видеть столько крови христианской! Не медли, князь великий, со своими боярами».      И сказал князь великий Дмитрий Иванович своим боярам: «Братья, бояре и воеводы и дети боярские! Тут вам не ваши московские сладкие меды и великие места. Добывайте на поле брани себе места и женам своим. Тут, братья, старый должен помолодеть, а молодой чести добыть».      И воскликнул князь великий Дмитрий Иванович: «Господи боже мой, на тебя уповаю, да не будет на мне позора вовеки, да не посмеются надо мной враги мои!» И помолился он богу и пречистой его матери и всем святым, и прослезился горько, и утер слезы.      И тогда как соколы стремглав полетели на быстрый Дон. То не соколы полетели: поскакал князь великий Дмитрий Иванович за Дон со своими полками, со всеми воинами. И говорит: «Брат князь Владимир Андреевич, тут, брат, изопьем медовые чары круговые, нападем, брат, своими сильными полками на рать татар поганых».      Тогда начал князь великий наступать. Гремят мечи булатные о шлемы хиновские. Прикрыли поганые головы свои руками; дрогнул враг. Ветер ревет в стягах великого князя Дмитрия Ивановича, бегут поганые, а русские сыновья широкие поля кликом огородили и золочеными доспехами осветили. Уже встал тур на бой!      Тогда князь великий Дмитрий Иванович и брат его, князь Владимир Андреевич, полки поганых вспять поворотили и начали их бить и сечь жестоко, тоску на них наводя. И князья их с коней низвергнуты, и трупами татарскими поля усеяны, а реки кровью их потекли. Тут поганые рассыпались в смятении и побежали непроторенными дорогами в Лукоморье, скрежещут они зубами своими, раздирают лица свои, так причитая: «Уже нам, братья, в земле своей не бывать, и детей своих не видать, и жен своих не ласкать, а ласкать нам сырую землю и целовать зеленую мураву, а в Русь ратью нам не хаживать и даней нам у русских князей не испрашивать». Застонала земля татарская, бедами ж горем наполнившаяся; пропала охота у царей и князей их на Русскую землю ходить. Уже нет веселья в Орде.      Вот уже сыны русские захватили татарские наряды, и доспехи, и коней, и волов, и верблюдов, и вина, и сахар, и убранства дорогие, тонкие ткани и шелка везут женам своим. И вот уже русские красавицы забряцали татарским золотом.      Уже всюду на Русской земле веселье и ликованье. Вознеслась слава русская над хулой поганых. Уже низвергнуто Диво на землю, а гроза и слава великого князя Дмитрия Ивановича ж брата его, князя Владимира Андреевича, по всем землям текут. Стреляй, князь великий, по всем землям, рази, князь великий, со своей храброй дружиной поганого Мамая-хиновина за землю Русскую, за веру христианскую. Уже поганые оружие свое побросали и головы свои склонили под мечи русские. И трубы их не трубят, и примолкли голоса их.