Программа внеурочной деятельности Сценическое мастерство

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа п.г.т. Осинки
муниципального района Безенчукский Самарской области


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании М/О Зам. директора по УВР Директор школы
протокол №_____ ____________________ __________________
от «___»________2015 г. от «___»_______2015 г. от «___»______2015 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(«Основы сценического мастерства»)



на 2015-2016 учебный год

для 5 класса








Составитель: Квасова Татьяна Владимировна (учитель русского языка и литературы)





Пояснительная записка.
Современная психолого-педагогическая наука располагает данными о том, что все виды искусства развивают у детей на только художественные способности, но и «всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности» (Э.И. Ильенков) – способность к творчеству. И чем раньше произойдет встреча ребенка с искусством, тем процесс развития этой способности будет более эффективным. Как известно, театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Специфическим средством выражения смысла и содержания в театре выступает сценическое представление, возникающее в процессе взаимодействия актеров. Однако в области начального образования детей театральная деятельность представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна, о чем свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования.
По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как ее художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре – через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов: - игра – ролевая и актерская. Таким образом, театральная деятельность отвечает природосообразности детского возраста, удовлетворяет основную потребность ребенка – потребность в игре и создает условия для появления его творческой активности.
Приобщение детей 10-13 лет к театральному творчеству в условиях внеурочной деятельности осуществляется по образовательной программе дополнительного образования детей «Сценическое мастерство» автор Захарова Е.И. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Программа рассчитана на 34 ч в год, 1 час в неделю.
Основные задачи программы заключаются в пробуждении у детей интереса к театральному искусству; формировании у них личного целостного эстетического отношения к явлениям окружающей действительности; в развитии внимания, памяти, воображения, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы, а также интеллектуальных, музыкальных и творческих способностей; в формировании у детей первоначальных представлений о средствах актерской выразительности и базовых знаний о театре; в развитии у школьников потребности в самостоятельной театральной деятельности.
Обучение по программе осуществляется с учетом основных принципов развивающего обучения: эмоциональное стимулирование учебно-познавательной деятельности, развитие познавательного интереса у ребенка, развитие его психических функций, творческих способностей и личностных качеств. На занятиях широко используются методы развивающего обучения, с помощью которых педагог решает стоящую перед ним учебную задачу – обеспечение появления у детей положительной мотивации своих действий по освоению театрального искусства.
Создание ситуаций успеха на занятиях является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребенок добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «легкости» процесса обучения. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интересными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей.
Основной целью программы «Сценическое мастерство» является формирование творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Цель будет достигнута при решении следующих задач:

Воспитания и творческой самореализации ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувство, ритма, чувство пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.
Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэтическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.
Развитие игровых навыков через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.
Развитие познавательных интересов школьников через расширение представлений о видах театрального искусства.
Создание спектаклей, с выходом на уровень фестивалей.




Формы и методы работы

Метод убеждения средствами театрального искусства (разъяснение темы, выразительные средства, организация целенаправленного внимания.)
Метод применения упражнений в практической действительности, предназначенный для преобразования окружающей театральной среды и выработке навыков культуры поведения.
Метод проблемных ситуаций, побуждающий к творческим действиям.
Метод побуждения к сопереживанию, формирующий эмоционально-положительное отношение к позитиву, прекрасному в жизни и искусстве.

Основной формой проведения занятий по программе «Сценическое мастерство» является игра. Игровой тренинг как особая форма общения в процессе театральной деятельности школьников представляет собой комплекс специально подобранный заданий и упражнений, направленных на развитие у них основных психических процессов (внимание, память, воображение, речь), являющихся, по мнению театральных педагогов (К.С.Станиславский, Л.А.Волков), основополагающими компонентами актерской деятельности, а также на развитие музыкальности, вокально-слуховых и музыкально-двигательных умений и навыков.
Содержания занятий нацелено на овладение детьми индивидуальными и коллективными действиями восприятия окружающей действительности, ее анализа и контроля; на ориентацию детей в средствах актерской выразительности, основанных на пантомимических и вербально-эмоциональных импровизациях, а также на освоении детьми вокально-хоровых и музыкально-ритмических компонентов музыкально-сценической деятельности; на овладение ими навыками словесных действий и сценической речи; на включение детей в активную продуктивно-творческую деятельность.
Включенные в программу виды заданий направлены на освоение коллективных действий («Это мы»), изучение объектов и их анализ («Внимательные глазки (ушки, пальчики)»), переключаемость внимания («Калейдоскоп»), импровизации на стихи и музыку («Театр мимики (пластики, слова, музыкального звука)»), пересказ сказок и сочинение историй в лицах по картинкам («Речетворчество»), развитие певческого дыхания («Дышите правильно»), и артикуляционного аппарата («От звука к слову»), развитие музыкальной интонации («За звуком звук»), освоение музыкально-ритмических движений («Азбука движений»), решение творческих задач («Сценограф», «Гример») и др. Каждый вид задания имеет свою структуру, состоящую из конкретного состава действий, используемых средств, перечня вариантов игр с указаниями на последовательность их введения и художественный материал к заданиям.

Учебно-тематическое планирование

1 год обучения

№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
Из них




Теория
Практика

1.
Организационное занятие
1
1
-

2.
Воображение и фантазия
6
2
4

3.
Общение
6
3
3

4.
Упражнение и этюд
6
1
5

5.
«Пластический тренинг»
2
1
1

6.
Оценка и ритм
4
2
2

7.
Эмоциональная память
4
1
3

8.
Итоговый показ
1
-
1


ИТОГО
30
11
19



2 год обучения

№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
Из них




Теория
Практика

1.
Организационное занятие
2
2
-

2.
«Пластический тренинг»
2
1
1

3.
«Театральный словарь»
2
2
-

4.
«Каждый на своем месте»
5
1
4

5.
«Речевой тренинг»
5
1
4

6.
Целевая направленность
2
2
-

7.
Театральная игра
11
1
10

8.
Итоговый показ
1
-
1


ИТОГО
30
10
20



3 год обучения

№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
Из них




Теория
Практика

1.
Организационное занятие
1
1
-

2.
Развитие наблюдательности
2
1
1

3.
Развитие фантазии
8
2
6

4.
Говорим четко, понятно, громко
5
-
5

5.
Игра-воплощение, как в жизни
6
1
5

6.
Атмосфера
1
1
-

7.
Истоки русского театра
6
6
-

8.
Итоговый показ
1
-
1


ИТОГО
30
12
18


4 год обучения

№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
Из них




Теория
Практика

1.
Организационное занятие
1
1
-

2.
Речевое общение
5
2
3

3.
Совмещение речи и движения
5
2
3

4.
Интонация
3
1
2

5.
Культура речевого общения
2
1
1

6.
Мимика и жест
8
2
6

7.
Мир общения
5
2
3

8.
Итоговый показ
1
-
1


ИТОГО
30
11
19


5 год обучения


№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
Из них




Теория
Практика

1.
Организационное занятие
1
1
-

2.
Основы актерского мастерства
6
3
3

3.
Сценическое внимание
5
1
4

4.
Сценическая речь
6
1
5

5.
Атмосфера, как выразительное средство театрального искусства
2
2
-

6.
Мизансцена
5
2
3

7.
История театра
4
4
-

8.
Итоговый показ
1
-
1


ИТОГО
30
14
16


Планируемые результаты освоения обучающимися программы
В процессе занятий по данной программе обучающиеся должны приобрести следующие знания и умения:
Познавательные
знать театры родного города, республики, их особенности;
знать традиции и обычаи коренного народа;
знать некоторые виды театров (кукольный, настольный, теневой, театр игрушек);
знать некоторые приёмы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;
знать театральные профессии (актер, гример, костюмер, декоратор, режиссер, осветитель, суфлер);
уметь разыгрывать сценки по сказкам, стихотворениям, рассказам, песням с использованием кукол, элементов одежды, декораций;
чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
иметь представление о театре, о театральной культуре;
иметь представление об устройстве театра.

Личностные
этические потребности, ценности, чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость;
эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы из них;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
самооценка на основе критериев успешности деятельности;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
уважительное отношение к чужому мнению;

Регулятивные
определять общую цель и пути ее достижения;
предвосхищать результат;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;
использовать речь для регуляции своего действия;
вносить изменения в способ действия, в план действия.

Коммуникативные
умение вступать в диалог;
участие в коллективном обсуждении проблем, сотрудничество с группой сверстников, учет разных мнений и умение выразить свое;
умение договариваться и находить общее решение;
формулировать свои затруднения;
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
строить понятные для партнера высказывания, ставить вопросы и обращаться за помощью.

Учебно-тематическое планирование (1 год обучения)


Тема занятий
Кол-во часов
Дата проведения по плану
Дата проведения по факту

1
Организационное занятие
1
1-5.09


2-3
Воображение и фантазия.
Развитие воображения.
Упражнения на развитие воображения
2
8-12.09
15-19.09


4-5
Развитие фантазии. Этюды на фантазию.
2
22-26.09
29.09-3.10


6-7
Этюды с воображаемыми предметами.
2
6-10.10
13-17.10


8-9
Общение.
Культура речевого общения.
2
20-24.10
27-31.10


10
Сценическая речь
1
10-14.11


11
Говорим четко, понятно, громко.
1
17-21.11


12-13
Тренировка речевого аппарата. Дикция.
2
24-28.11
1-5.12


14-15
Упражнение и этюд.
Инсценировка басен И.А. Крылова
2
8-12.12
15-19.12


16-17
Чтение по ролям. Совмещение речи и движения.
2
22-26.12
12-16.01


18-19
Я и моя роль.
2
19-23.01
26-30.01


20-21
Пластический тренинг. Дикция, пластика героев.
2
2-6.02
9-13.02


22-23
Оценка и ритм. Музыкальное сопровождение.
2
16-20.02
24-27.02


24-25
Умение двигаться на сцене
2
2-6.03
9-13.03


26-27
Эмоциональная память. Жесты
2
16-20.03
30.03-3.04


28-29
Мимика и жесты
2
6-10.04
13-17.04


30-31
Подготовка к итоговому выступлению
2
20-24.04
27-30.04


32-33
Оформление. Сценические костюмы
2
4-8.05
11-15.05


34
Итоговый показ
1
18-22.05


Итого: 34 ч


Информационно-методическое обеспечение:
Абалкин Н.А. Диалог о театре. – М.,ВТО, 1985.

Буяльский Б.А. Искусство виртуозного чтения. – М., 1986.

Голубовский Б.Г. Пластика в искусстве актера. – М., Искусство, 1986.

Голубовский Б.Г. Наблюдение, этюд, образ. – М., ГИТИС, 1990.

Ершова А.П., Букатов В.М. – Возвращение к таланту. Педагогам о социально-игровом стиле работы. – М., АКМЭ, 1985.

Калмановский Е.С. Книга о театральном актере. Введение в изучение актерского творчества. – Л.; Искусство, 1984.

Кнебель М.О. Поэзия педагогики. – М: ВТО, 1984.

Колмановский Е.Б. Книга о театральном актере. – Л.Искусство, 1984.

Молчанов Ю. Композиция сценического пространства. М., Просвещение, 1981.

Муравьева Б.Л. От дыхания – к голосу. Работа над речью. – Л, Искусство, 1982.

Петрова Л.А. О технике речи. – М., 1981.

Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. – М., Прогресс, 1978.

Рудницкий К.Л. История русского драматического театра. – М., Просвещение, 1984.

Техническое оснащение программы: аудиозаписи; интерактивная доска, компьютер; наглядные пособия.

Ожидаемые результаты реализации программы

Получить ребенка, умеющего творчески самореализовываться.
Ребенок должен владеть внутренней и внешней техникой актера.
Речь должна стать более выразительной, четкой.
Ребенок должен овладеть игровыми навыками, с использованием театральных норм.
Знать историю театра и иметь представление о других видах театрального искусства.
Участие в общешкольных мероприятиях.














3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Организационное занятие – 1 час

Цель – формирование навыков коллективной работы

Задача – создание психологически комфортной атмосферы занятий

Теория. Повторение изученных театральных терминов

Практика. Упражнения на «снятие» зажима, слушание шумов, мобилизация внимания


Развитие наблюдательности – 2 часа

Цель – слушание «грамматики театрального искусства»

Задача – научить ребят видеть невидимое

Теория. Познакомить с системой К.С.Станиславского о работе актера над собой

Практика. Упражнения по овладению устойчивым вниманием, выработка четкой реакции. Комплекс упражнений на развитие наблюдательности («Что было вчера?», «Вспомни свое утро» и т.д.)


Развитие фантазии – 8 часов

Цель – активизировать творческий потенциал

Задача – раскрыть органическую природу у каждого ребенка

Теория. Показ репродукций картин русских и зарубежных живописцев

Практика. Обсуждение; связь русской картины с жанром литературного произведения; составление психологического портрета по выбранной картине; «Что хотел сказать художник?» Этюды на фантазию, фантазировать в заранее данных условиях


Говорим четко, понятно, громко – 5 часов

Цель – формировать речь

Задача – закреплять правильное произношение звуков, развивать
интонационную выразительность

Теория. Понятие – дикция; особенности исполнения лирики; проблемы исполнения «сказа»; разнообразие художественных приемов в современной литературе

Практика. Тренировка речевого аппарата; чтение скороговорок; упражнения на развитие дикции; чтение басен. Инсценировка басен С.Маршака и И.Крылова (по выбору). Умение по-разному исполнить одно и то же литературное произведение


Игра – воплощение, как в жизни – 6 часов

Цель – формировать у детей интерес к театрально-игровой деятельности

Задача – совершенствовать умение детей передавать знакомые
эмоциональные состояния, используя игры-импровизации

Теория. Чтение и разбор музыкальной сказки А.Толстого «Золотой ключик»; разбор по теме, идеи, сверхзадачи

Практика. Чтение по ролям; совмещение речи и движения; этюдный метод работы; Я – моя роль. Работа над дикцией. Работа над пластикой героев.


Атмосфера – 1 час

Цель – развивать умение следить за развитием действий в драматизации

Задача – научиться определять атмосферу и импровизировать

Теория. Дать понятие атмосферы. Какая она в пьесе, в сказке, в жизни? Слова из театрального словаря: драма, конфликт, завязка, кульминация, темпоритм

Практика. Этюды на атмосферу. Репетиция сказки А.Толстого «Золотой ключик». У каждого героя своя атмосфера, свой темпоритм.


Истоки русского театра – 6 часов

Цель – формирование у ребят основ художественной культуры

Задача – знать историю начала русского театра

Теория. Народные истоки театрального искусства (обряды, игры празднества). Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси, их популярность в народе. Кукольный скомороший театр о Петрушке. Общее представление о видах и жанрах театра: драматический, музыкальный, театр кукол, опера, балет, мюзикл и т.д. Петр Волков – первый профессиональный актер

Практика. «Игры в скоморохов» – игры – импровизации на придуманные или взятые из литературных источников сюжеты. Чтение отрывков из книги В.Привалова «Петрушка – душа скоморошья»

Итоговый показ – 1 час

Практика: показ сценок из спектаклей на темы сказочных сюжетов


4 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Организационное занятие – 1 час

Цель – формирование навыков коллективной работы

Задача – создание психологически комфортной атмосферы занятий

Теория. Повторение изученных театральных терминов; «Театральный словарь»

Практика. Упражнения на раскрепощение, слушание шумов, мобилизация внимания



Речевое общение – 5 часов

Цель – формирование основ сюжетно-фабульного восприятия произведения

Задача – умение определять словесные воздействия в живой речи и
пользоваться ими в своей чтецкой работе

Теория. Многообразие индивидуальных форм выступления. Мелодекламация. Литературная композиция и монтаж. «Театр одного актера». Толкование литературного произведения чтецом, его замысел. Сверхзадача и сверх-сверхзадача (по К.С.Станиславскому)

Практика. Речевой тренинг. Работа над «посылом» звука. Чтение стихов Тютчева, Фета, Некрасова, Кольцова. Рассказывание по картине. Рассказ на основе личных впечатлений. Создание литературных композиций и чтение их


Совмещение речи и движения – 5 часов

Цель – формировать умение передавать при помощи речи и движения
основных эмоций и чувств человека

Задача – развивать навыки непроизвольного запоминания текста при
технической работе с ними

Теория. Разбивка на куски и задачи. Понятие «куски» и «задачи» (по К.С.Станиславскому) при произношении текста. Возможность звучащим голосом «рисовать» ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения. Произвольная и непроизвольная память. Условия и приемы для лучшего запоминания текста

Практика. Чтение потешек, стихов и скороговорок под музыку. Чтение по ролям сказки Г.Х Андерсена «Огниво»


Интонация – 3 часа

Цель – совершенствовать интонационную выразительность

Задача – учить детей выделять в речи яркие и точные слова и выражения

Теория. Художественное чтение, как часть исполнительского искусства. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Основы сценической «лепки» фразы (логики речи). Понятие о фразе.

Практика. Репетиция сказки (тема открыта). Упражнения на правильный набор вдоха и выдоха, правильное распределение дыхания, управление речеголосовым аппаратом.


Культура речевого общения – 2 часа

Цель – формировать звуковую культуру речи, пополнить и активизировать
словарный запас детей

Задача – развивать диалогическую речь, обучая пересказу художественных
произведений

Теория. Речевой этикет, его роль в человеческом общении. Диалог по телефону. Вы в гостях, гости у Вас.

Практика. Работа над художественной литературой. Игра – «Я в гостях», «Я дома». Разыгрывание микроэтюдов (практических действий в предлагаемых обстоятельствах с выявлением логики действий персонажей).


Мимика и жесты – 8 часов

Цель – формировать умение у детей передавать мимикой, позой, жестом
основные эмоции и чувства

Задача – создать благоприятные условия для творческой импровизации

Теория. Дать понятие мимики и жеста. Пантомимика. Для чего нужна? Работа в теории пантомимы. Кто такие лицедеи?

Практика. Комплекс упражнений на «снятие» зажима. Комплекс пантомимических упражнений. Просмотр видеофильма с участием Ч.Чаплина «Огни большого города».


Мир общения – 5 часов

Цель – развивать культурно-образовый уровень ребенка

Задача – познакомить с мировой культурой

Теория. Знакомство с творчеством великих актеров и режиссеров: М.Чехова, М.Охлопкова, Н.Попова, М.Марецкой, А.Тарасовой, М.О.Кнебель, Н.Щепкина и др.

Практика. Составить психологический портрет великих людей по заданным картинам, подготовить доклады, сообщения.

Итоговый показ – 1 час

Практика: показ спектакля (тема открыта)

5 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Организационное занятие – 1 час

Цель – формирование навыков коллективного творчества

Задача – создание комфортной атмосферы занятий

Теория. Повторение изученного

Практика. Упражнения на раскрепощение, снятие «зажима», мобилизация внимания


Основы актерского мастерства – 6 часов

Цель – развитие умения детей отождествлять себя с театральными
персонажами, умения перевоплощаться

Задача – создать зону совместных эмоционально-положительных
переживаний

Теория. Система общения К.С.Станиславского. Суть ее. Чем отличается сценическое искусство и сценическое мастерство

Практика. Упражнения на память физических действий; упражнения на 3 слова; коллективные задачи; скульптура. Придумать этюд на заданную ситуацию «Если бы», «Предлагаемое обстоятельство», «Превращение в» Связь предлагаемых обстоятельств с поведением как в жизни. «Верно – не верно»


Сценическое влияние – 5 часов

Цель – формировать умение фиксировать и осмыслить особенности
поведения в наблюдениях за другими людьми, персонажами.

Задача – умение видеть возможность разного поведения в одних и тех же
предлагаемых обстоятельствах

Теория. Понятие «Сценическое влияние» по К.С.Станиславскому. Эмоциональная память

Практика. Коллективные этюды на развитие сценического влияния. Упражнение «гипнотизер», «сломанный телефон». Тренинг на влияние. Разыгрывание сценок и заданий, заданных учителем


Сценическая речь – 6 часов

Цель – формировать смысловую направленность речи

Задача – научить ребенка действительной речи

Теория. Знакомство с вопросами русского сценического произношения (беседа). Нормы произношения в сценической речи. Судьба старомосковских произносимых норм

Практика. Чтение потешек и дразнилок. Составление и чтение литературных композиций по стихам Баратынского, Кольцова и Жуковского. Чтение и разбор сказки Э. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»


Атмосфера, как выразительное средство театрального искусства – 2 часа

Цель – создание творческой атмосферы в коллективе

Задача – разнообразить театральную деятельность детей, посредством нового
выразительного средства

Теория. Понятие «атмосфера». Бытовая, историческая, социальная атмосфера. Атмосфера – жанр и стиль автора. О значении атмосферы в театральном искусстве

Практика. Создание атмосфер в сказке. Как автор создает атмосферу? С помощью чего? Этюды. Играем сказку по ролям. Я – мой образ, атмосфера моего образа. Упражнения на выразительность образа.

Мизансцена – 5 часов

Цель – развитие коллективного мышления

Задача – внимание к размещению тела в сценическом пространстве

Теория. Мизансценирование «толпы» (по К.С.Станиславскому). Определение. Для чего нужна мизансцена? Построение точной мизансцены. Массовка. Цели и задачи в мизансценировании.

Практика. Построение мизансцены в сказке. Упражнение на мизансценирование. Этюд на пристройку. Репетиция сказки «Маленький принц»


История театра – 4 часа

Цель – формирование общей культуры ребенка

Задача – воспитать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их
собственную театральную деятельность

Теория. Создание национального русского театра. Федор Волков – «отец русского театра». Развитие представлений о видах театра. Зарубежные братья Петрушки. Особенности древнегреческого театра: сочетание музыки, пластики, Слова. Костюм и маска. Трагедия и комедия.

Практика. Коллективное чтение отрывков из «Прометея прикованного» Эсхила и «Антигоны» Софокла. Знакомство по иллюстрациям и слайдам с устройством и оформлением сценической площадки древнегреческого театра. Экскурсия по современному театру. Разыгрывание сценок, импровизация в духе средневековых театральных жанров.

Итоговый показ – 1 час. Практика: показ спектакля (тема открыта)

3 год обучения

№ п/п
Наименование темы
Всего часов
Сроки проведения

1
Организационное занятие
1


2-3
Развитие наблюдательности.
Упражнения по овладению устойчивым вниманием, на развитие наблюдательности
2


4-5
Развитие фантазии. Этюды на фантазию.
8


6-7
Этюды с воображаемыми предметами.



8-9
Этюды с заданными обстоятельствами.



10-11
Игры на развитие воображения.



12
Говорим четко, понятно, громко.
5


13-14
Тренировка речевого аппарата. Дикция.



15-16
Инсценировка басен И.А. Крылова



17-18
Игра-воплощение, как в жизни. Чтение и разбор сказки А. Толстого «Золотой ключик»
6


19-20
Чтение по ролям. Совмещение речи и движения.



21-22
Я и моя роль. Дикция, пластика героев.



23
Атмосфера в сказке, в пьесе, в жизни.
1


24-25
Истоки русского театра. Народные истоки театрального искусства.
6


26-27
Кукольный скомороший театр.



28-29
Виды и жанры театра.



30
Итоговый показ
1



Список литературы

Абалкин Н.А. Диалог о театре. – М.,ВТО, 1985.

Буяльский Б.А. Искусство виртуозного чтения. – М., 1986.

Голубовский Б.Г. Пластика в искусстве актера. – М., Искусство, 1986.

Голубовский Б.Г. Наблюдение, этюд, образ. – М., ГИТИС, 1990.

Ершова А.П., Букатов В.М. – Возвращение к таланту. Педагогам о социально-игровом стиле работы. – М., АКМЭ, 1985.

Калмановский Е.С. Книга о театральном актере. Введение в изучение актерского творчества. – Л.; Искусство, 1984.

Кнебель М.О. Поэзия педагогики. – М: ВТО, 1984.

Колмановский Е.Б. Книга о театральном актере. – Л.Искусство, 1984.

Молчанов Ю. Композиция сценического пространства. М., Просвещение, 1981.

Муравьева Б.Л. От дыхания – к голосу. Работа над речью. – Л, Искусство, 1982.

Петрова Л.А. О технике речи. – М., 1981.

Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. – М., Прогресс, 1978.

Рудницкий К.Л. История русского драматического театра. – М., Просвещение, 1984.



Ожидаемые результаты реализации программы

Получить ребенка, умеющего творчески самореализовываться.
Ребенок должен владеть внутренней и внешней техникой актера.
Речь должна стать более выразительной, четкой.
Ребенок должен овладеть игровыми навыками, с использованием театральных норм.
Знать историю театра и иметь представление о других видах театрального искусства.
Участие в общешкольных мероприятиях.

Заголовок 1 Заголовок 215