Методическое пособие для центра патриотического воспитания «Мир природы Донбасса»


Муниципальное Дошкольное Образовательное
Учреждение « Ясли – сад №352 города Донецка»
Методическое пособие для центра
патриотического воспитания
«Мир природы Донбасса»
Автор: Отюская Ирина Викторовна
воспитатель
МДОУ «Ясли - сад №352 города Донецка»
Рецензенты: Пономарева Е.С.
педагог – психолог
МДОУ «Ясли - сад №352 города Донецка»
Васильева В.Ф.
старший воспитатель
МДОУ «Ясли - сад №352 города Донецка»
ВведениеДонбасс – территория роз и терриконов, промышленных предприятий, заводов и фабрик. Территория экологических проблем, поэтому особенно важно поддерживать эту территорию в чистоте и порядке. В этом помогают нам зеленые друзья.
Парки, скверы, лесопосадки это не только украшение нашего региона, а также они имеют важное значение в нашей повседневной жизни. Для каждого из нас посещение зеленых мест это праздник, там всегда поднимается настроение, чувствуется прилив энергии, бодрости, поэтому очень важно воспитывать у детей бережное отношение к богатству, которое подарила нам природа.
Исходя из выше изложенного, возникла идея создания методического пособия «Мир природы Донбасса». Пособие поможет детям любить природу родного края, сочувственно относится к ней.
Главная цель пособия – формирование у детей
сознательно – правильного отношения к объектам природы, которые рядом с нами. Природа Донбасса интересна и многогранна.
Цели пособия «Мир природы Донбасса» реализуется с помощью задач:
формировать экологические знания о природе родного края;
систематизировать знания детей о живой природе (флоре и фауне);
развивать умение мыслить самостоятельно, логично объяснять свою точку зрения, эмоционально и вместе с тем осознанно – правильно относится к объектам природы;
углубление детей в круг реальных проблем природы своей местности, края, подключение их к посильной деятельности по решению экологических ситуаций.
Предлагаемое пособие может быть использовано в структуре занятий по «Ознакомлению с природой», «Развитии речи», «Грамоте», в совместной деятельности воспитателя и детей в форме дидактической игры.
Темы для занятия:
«Ознакомление с природой»:
«Природа Донбасса»;
«Лекарственные растения Донбасса»;
«Правила поведения в природе»;
«Животные нашего края»;
«Мир птиц».
Данное пособие предназначено в первую очередь педагогам, работающим по программе «От рождения до школы», а также всем, кто занимается проблемой экологического воспитания родного края, детям дошкольного возраста от 4 -7 лет.Теоретическая частьВ эпоху научно – технического прогресса резко увеличилось влияние общества на природную сферу. Длительное время происходит разрушение жизненных основ, что угрожает уничтожению не только человека, но и всего живого на Земле. Встала глобальная потребность изменить мировоззренческие парадигмы и мировосприятие, поставить экологические проблемы в центре научных исследований.
В воспитательно – образовательной программе «Донбасс – мой край родной» отмечается необходимость «Формировать экологические знания о природе родного края и о влиянии человека на нее». Поэтому перед работниками дошкольных учреждений стоит задание – воспитание у детей независимой культуры общения с природой, ответственности за ее сбережение. А также формирование у детей экологической сознательности и раскрытие путей становления на этапе дошкольного детства, бережного отношения к природе, экологической сознательности, основ экологической культуры.
Данное пособие имеет ряд достоинств:
соответствие содержания возрасту детей;
строгий отбор материала и отсутствие перегрузки;
простота и ясность изготовления;
продуманность проблемных ситуаций.
Практическая частьПособие «Мир природы Донбасса» - двухсторонний коврик, на одной стороне которого изображены среды обитания (суша, вода, воздух). Эта сторона является основной, так как в ней заложен смысл пособия – флора и фауна Донбасса. Прилагается набор карточек с изображением обитателей природы родного края. На другой стороне игровое поле разделенное на 25 разноцветных квадратов 18*18 см. прилагается набор карточек, круглой формы:
6 карточек с изображением смайликов (3грустные, 3веселых);
10 карточек с изображением недопустимых поступков в природе;
9 карточек с изображением хороших поступков;
Игральный кубик и 5 разноцветных фишек.

Алгоритм изготовления пособияМатериалы для изготовления пособия: ткань, нитки, синтепон, пуговицы, двойной скотч, липкая лента, крючок для вязания, спицы.

I сторона:
Поочередное изготовление сред обитания – суши (вязание спицами), воды (вязание спицами), солнышка (вязание крючком), воздуха (вязание крючком) и заготовка из ткани.
Пришивание к основе коврика изготовленных сред обитания (суши, воды, воздуха).


Изготовление карточек (ламинирование подготовленных картинок).

Изготовление и сборка игрального кубика (вязание крючком основы кубика и черных кружков).

Изготовление разноцветных фишек.

II сторона:
Изготовление игрового поля из 25 разноцветных квадратов и нашивка по центру липкой ленты.

Подбор и ламинирование круглых карточек с изображением плохих и хороших ситуаций в природе.

Размещение карточек на игровом поле (с помощью двойного скотча).
Дидактическая частьПрирода Донбасса интересна и многогранна. Это пособие открывает тайны животного и растительного мира родного края.
Фрагмент занятия «Ознакомление с
природой».
Работа в малых группах.
292671590106517506959023355672339038841296035900430002475230902335001138439038840024720559048753
003
13004809048752
002
1098559048751
001
Каждая подгруппа получает конверт с карточками (6штук в конверте) с изображением поведения в природе.
Задание: составить правила поведения в природе, и схематически отобразить в таблице.
! Каждая команда называет по три правила, повторятся нельзя.
Фрагмент занятия «Грамота».
Работа в малых группах.
Каждая подгруппа получает задание от Старичка – Лесовичка «Помочь разместить животных по месту их обитания». Игроки каждой команды получают кусочек коры на котором лежат карточки (6 штук), на них изображены обитатели флоры и фауны Донбасса.
10840445556780Задание: написать схематически предложение с какой среды обитания объект природы.
( ____ ______ ___ ______.)
Предложения каждая команда записывает на листе А3.
Дидактическая игра «Хорошо плохо».
В игре участвует 5 игроков. На какую картинку попадает фишка, такое и дает игрок объяснение «хорошо или плохо». Если фишка попадает на смайлик «грустный» пропускает ход, «веселый» на 1 ход вперед.

Дидактическая игра «Придумай свое правило».
В игре участвует 5 игроков. Игрок бросает кубик, на какую картинку попадет, соответственно ее смыслу составляет правило поведения в природе.

Дидактическая игра «Составь загадку о
животном или растении».
В игре участвует 5 игроков и более. Карточки перевернуты картинкой вниз, игрок выбирает любую карточку и составляет загадку.

Дидактическая игра «Кто где живет».
В игре участвует от 5 игроков. Игрок выбирает карточку с изображением обитателей природы и находит на коврике его среду обитания.

ЗаключениеС помощью данного пособия можно найти ответы на многие вопросы возникающие у детей в процессе изучения родного края. И если мы сможем найти ответ на каждый вопрос, значит мы сможем приобщить ребенка к культуре своего народа, воспитывать уважение, гордость за землю, на которой живем.
Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется, как его потребность участвовать во всех делах на благо представителей живой природы. Данное пособие направлено на формирование у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира. Таким образом, закладывая фундамент с детства, мы создаем предпосылки для воспитания личности, настоящего патриота, любящего свою родину.
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc464672504 \h 3Теоретическая часть PAGEREF _Toc464672505 \h 6Практическая часть PAGEREF _Toc464672506 \h 7Алгоритм изготовления пособия PAGEREF _Toc464672507 \h 9Дидактическая часть PAGEREF _Toc464672508 \h 13Заключение PAGEREF _Toc464672509 \h 17
Список используемой литературы.
Донбасс – мой край родной.
Воспитательно – образовательная программа для детей дошкольного возраста. -Д., 2015
Иванова А.И.
Живая экология.
Программа экологического образования дошкольников.
-М., 2006.
От рождения до школы.
Типовая образовательная программа дошкольного образования.
Молдова Л.П.
Нравственно – экологическое воспитание старших дошкольников. -М., 2001.
О.Л. СоломенниковаОзнакомление с природой в детском саду. -М., 2016.