Конспект урока по музыке на тему М. Глинка опера Руслан и Людмила
Конспект урока музыки в 3 классе по теме: М. Глинка опера «Руслан и Людмила»
Тема урока: М. Глинка опера «Руслан и Людмила».
Тип урока: сообщение и усвоение новых знаний.
Цель: - познакомить детей с оперой М. Глинки «Руслан и Людмила», дать понятия оперы, увертюры, финала.
Задачи: познакомить детей с понятиями: опера, увертюра, финал; развитие творческого воображения в процессе слушания музыки, развитие музыкального мышления; воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру детей; формирование музыкально-слуховых представлений;
Методы: - словесный (беседа, рассказ), наглядно зрительный, метод свободного дирижирования.
Музыкальный материал: М. Глинка увертюра к опере «Руслан и Людмила», финал оперы «Руслан и Людмила».
Наглядный материал: портрет М. Глинки.
Ход урока:
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, учитель».
У: Откройте тетради, запишите число и новую тему урока: М. Глинка опера «Руслан и Людмила».
Дети записывают в тетради тему урока.
У: Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с оперой «Руслан и Людмила» М. Глинки.
Учитель обращает внимание детей на портрет М. Глинки.
У: Что такое опера?
/ответы детей/
У: Опера – вокально-театральный жанр музыки.
Определение оперы записано на доске. Дети записывают в тетради.
У: А почему его называют вокально-театральным?
/ответы детей/
У: Потому что, оперу можно назвать театральным представлением. В опере есть актеры, которые играют свои роли, они надевают костюмы, которые помогают узнать зрителю героев, на сцене располагаются декорации. Все как в обычном театре. Только актеры оперы не проговаривают свои диалоги и монологи, а поют их. Поэтому жанр оперы называется вокально-театральным.
У: В основу оперы положено либретто (по-итальянски – книжечка) – литературный текст, кратко пересказывающий содержание произведения и положенный в его основу. Открывается опера увертюрой – небольшим оркестровым вступлением ,создающим общее настроение всей оперы.
Определения оперы и увертюры написаны на доске. Дети записывают в тетрадь.
У: Сама опера состоит, в основном, из законченных вокальных номеров – арий, ансамблей и речитативов. Ария (по-итальянски – ветер, воздух) законченный эпизод в опере, исполняемый певцом в сопровождении оркестра. Русская опера заняла одно из ведущих мест в мировом искусстве лишь в 19 веке! Начало блестящему развитию русского музыкального театра положил М. Глинка операми «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Но сегодня особое внимание хочу уделить опере «Руслан и Людмила» .
У: Ребята я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно слушайте. Я буду задавать вопросы. А чтобы вы лучше смогли представить образы, возникающие у вас при слушании стихотворения, можно закрыть глазки.
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»
У лукоморья дуб зеленый;Златая цепь на дубе том:И днем и ночью кот ученыйВсё ходит по цепи кругом;Идет направо — песнь заводит,Налево — сказку говорит.Там чудеса: там леший бродит,Русалка на ветвях сидит;Там на неведомых дорожкахСледы невиданных зверей;Избушка там на курьих ножкахСтоит без окон, без дверей;Там лес и дол видений полны;Там о заре прихлынут волныНа брег песчаный и пустой,И тридцать витязей прекрасныхЧредой из вод выходят ясных,И с ними дядька их морской;Там королевич мимоходомПленяет грозного царя;Там в облаках перед народомЧерез леса, через моряКолдун несет богатыря;В темнице там царевна тужит,А бурый волк ей верно служит;Там ступа с Бабою ЯгойИдет, бредет сама собой;Там царь Кощей над златом чахнет;Там русской дух... там Русью пахнет!И там я был, и мед я пил;У моря видел дуб зеленый;Под ним сидел, и кот ученыйСвои мне сказки говорил.Одну я помню: сказку этуПоведаю теперь я свету...
У: Кто автор стихотворения? О чем это стихотворение?
/ответы детей/
Учитель обращает внимание детей на картину к стихотворению "У лукоморья дуб зеленый..."
У: Ребята, я сейчас вам прочитала вступление к поэме Пушкина "Руслан и Людмила", а теперь мы с вами послушаем увертюру к опере М. Глинки "Руслан и Людмила" и постараемся представить себе и услышать описанные Пушкиным образы.
Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила»
У: Ребята, как звучала музыка? Изменялась ли динамика, темп? Характер звучания увертюры и характер стихотворения Пушкина схожи или различны? Какие образы возникали у вас при прослушивании увертюры?
/ответы детей/
У: Музыка Глинки соответствует стихам Пушкина. Все образы можно ярко представить. Динамика и темп музыки менялись – музыка то нарастала, то стихала.
Физическая минутка.
У: А теперь давайте превратимся в слушателей и послушаем финал оперы «Руслан и Людмила», и определим характер звучания музыки.
Звучит финал оперы «Руслан и Людмила».
У: Ребята, понравилась ли вам музыка? Какого характера она была? Какие образы у вас возникли при ее прослушивании? Какие средства выразительности использовал композитор?
/ответы детей/
Учитель обращает внимание детей на доску с выписанными словами (прилагательными) и предлагает детям выбрать слова характеризующие финал оперы "Руслан и Людмила".
- торжественно
- грустно
- громко
- грациозно
- нежно
- мощно
- величаво
Дети устно выполняют задание.
Подведение итогов:
У: С каким композитором мы сегодня познакомились? Что такое опера? Что такое увертюра? Как называется опера с которой мы сегодня познакомились?
/ответы детей/
Домашнее задание: выучить определения опера, увертюра.