Системно-деятельностный подход в обучении иностранному языку
centercenter9200001771657242810 Подготовила:
Федчунова Елена Владимировна
учитель английского языка
Старокалитвенской СОШ
1000000 Подготовила:
Федчунова Елена Владимировна
учитель английского языка
Старокалитвенской СОШ
centercenter9200094000center250003032760ДокладСистемно-деятельностный подход в обучении грамматики английского языка92000100000ДокладСистемно-деятельностный подход в обучении грамматики английского языкаМКОУ Старокалитвенская средняя общеобразовательная школа
Системно-деятельностный подход в обучении грамматики на уроках английского языка
Великая цель образования-
это не знания, а действия.
Гербер Спенсер.
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из других стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований показали, что российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.
Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности.
Перед нами ставятся задачи:
научить получать знания (учить учиться)
научить работать и зарабатывать (учение для труда)
научить жить (учение для бытия)
научить жить вместе (учение для совместной жизни)
Всё вышеперечисленное и не только это побудило органы государственной власти к разработке и внедрению образовательных стандартов второго поколения. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.
Таким образом, актуальность реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе состоит в том, что он способствует формированию основных компетенций, заложенных в новый федеральный государственный стандарт.
Системно-деятельностный подход предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Системнодеятельностный подход обеспечивает достижение плани-руемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Существует несколько дидактических принципов:
1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе, обществе, самом себе), о роли и месте науки в системе наук.
4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.
Теперь я хочу остановиться на вопросе обучения грамматики английского языка.
В большинстве случаев, грамматика английского языка становится камнем преткновения в процессе обучения. Ее не любят все и вся. Ее не выделяют как один из легких аспектов языка. Это тот фундамент, на котором держится грамотный английский язык.
Грамматика английского языка, как и любого другого, занимается изучением строения и изменения слов, видов словосочетаний и типов предложений. Иными словами, это определенный свод норм и правил, которые используются при построении грамотной речи. С помощью теоретических знаний грамматики мы овладеваем строем языка и формируем навыки правильного построения речи. Кто-то считает, что грамматика не сложна и не доставляет никаких неудобств. Почему же для остальных обучение грамматике английского языка дается с таким трудом? Как мне кажется, дело в том, что при слове «грамматика» мы сразу представляем себе перечень скучных, нудных, неинтересных правил, которые нужно зубрить, чтобы хоть что-то запомнить. Десяток лет назад так и было. Однако в наши дни при большом ассортименте материала обучение грамматике английского языка можно сделать увлекательным познавательным процессом.
Иностранный язык требует уважения и понимания того, что он может отличаться от вашего. При обучении грамматике английского языка возникают проблемы с осмыслением того или иного явления, например, артикля или большого количества времен. Нужно постараться и преподать материал так,чтобы учащиеся поняли и приняли эти нормы, как особенности английского языка. Прежде чем приступить к изучению более сложного материала, необходимо довести менее сложный материал до автоматизма. Лишь твердое знание основ поможет учащимся относительно легко воспринять вещи более сложные. И самое главное, на мой взгляд – это, прежде всего, воплощение, а затем отработка усвоенной теоретической информации.
Лучше всего запоминается теория, представленная с помощью наглядных средств и пособий. Это могут быть схемы, таблицы, рисунки, модели, презентации, то есть все, что позволяет визуально показать смысл данного правила. Этой цели, например, служит ресурс englishtenseswithcartoons.com, который объясняет времена английского языка с помощью картинок и flash-мультов. Из книг интересна “Picture Grammar for Children” by David Vale Главное, никогда не учите грамматику на «голых» примерах, совершенно оторванных от жизненных ситуаций. Все, что вы изучаете или даете для изучения кому-либо, должно быть представлено в контексте реальной разговорной речи.
Конечно же, наиболее полезной частью обучения грамматике английского языка является практика теории для активизирования грамматического материала и развития речи. Это не только упражнения (в большом количестве), но и разнообразные игры, диалоги, соревнования.
Для формирования умственных действий учащихся с абстрактным грамматическим материалом недостаточно вовлечения детей в речевую деятельность. При всех возможностях речевой деятельности формирование умений самостоятельно строить высказывания на основе простого речевого общения у детей младшего школьного возраста невозможно. Поэтому ученик должен не только общаться, но и активно действовать с грамматическим материалом, «овеществленном» в предметном мире, знания о котором он должен усвоить и реализовать в речевой деятельности. Необходимость «овеществления» грамматического материала вызвана незнанием детьми грамматических понятий, необходимых им для описания способов построения высказываний, а также неготовностью ребенка абстрактно рассуждать о грамматических явлениях изучаемого языка. Чем меньше ребенок, тем больше учебный процесс должен опираться на его практические действия, поэтому при объяснении грамматического материала учащимся следует выйти за пределы абстрактного грамматического рассуждения в плоскость практических взаимоотношений, в реальной действительности, а именно игровой деятельности.
На своих уроках я часто разыгрываю небольшие представления с помощью тряпичных кукол для отработки структур английского языка, использую много различных игр, рифмовок и песен, Интернет ресурсы и метод проекта.
В заключение хочется отметить, что системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.