Системно-деятельностный подход в обучении иностранному языку
Системно-деятельностный подход в обучении иностранному языку
Понятие системно-деятельностного подхода было впервые введено в 1985 г. Итак, что же значит "деятельность"? Деятельность - это система, которая нацелена на результат.
Задача учителя на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться.
Системно-деятельностный подход предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества;
признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития обучающегося.
При изучении иностранного языка термин системно-деятельностный подход дополняется словом коммуникативный системно-деятельностный подход – это процесс изучения языка в процессе общения.
Целью обучения иностранным языкам является обучение свободному ориентированию в иноязычной среде, а основной задачей обучения иностранному языку на современном этапе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции.
Одним из основных условий реализации системно-деятельностного подхода на уроках иностранного языка являются личностная позиция учителя и его профессиональная подготовка, а также готовность к освоению стандартов нового поколения.
В рамках деятельностного подхода на уроках иностранного языка целесообразно применять парную работу, работу в группах.
Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока в рамках системно-деятельностного подхода:
1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
3. Постановка учебной задачи.
4. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)
5. Первичное закрепление во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
7. Включение в систему знаний и повторение.
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
Гланой целью учителя иностранного языка в условиях современного образования является развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к саморазвитию самообразованию.
Системно-деятельностный подход в образовании – это подход в образовании новой школы, которая дает возможность в содружестве с учащимися формировать у учеников универсальные учебные действия – и готовить их к самостоятельному продолжению образования и к жизни.