Программа внеурочной деятельности Юные инспекторы дорожного движения
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Слизневская основная школа
Утверждено
Приказом директора школы
От «31» августа 2015 №1-151
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
в начальной школе
«Юные инспекторы дорожного движения»
Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа рассчитана на учащихся 3-4 классов.
Срок реализации программы – 1 год
Автор программы: Учитель информатики и ОБЖ
Киселев Павел Владимирович
Слизнево 2015 год
Пояснительная записка
образовательная направленность в рамках которой реализуется программа социальная;
·возраст обучающихся 10-12 лет;
·срок реализации данной программы один год.
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах и дорогах, ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения, поэтому остро встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимости сознательного выполнения им требований дорожного движения.
Программа «Юные инспекторы дорожного движения»
разработана в рамках общественной программы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «Безопасная дорога в школу» на основе методических пособий для детей дошкольного и раннего школьного возраста «Путешествие на зеленый свет», рабочей программы «Школа юного пешехода» а также методических рекомендаций для системы дополнительного образования детей. Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в чрезвычайных ситуациях, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Цель программы:
Формирование у детей, как участников дорожного движения, устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи программы:
сформировать у школьников устойчивые навыки соблюдения и выполнения Правил дорожной безопасности;
·воспитать чувство ответственности, культуры поведения на дорогах;
·развить у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортных ситуациях;
·повысить интерес школьников к велоспорту;
·обучить учащихся правилам поведения в транспорте и дорожной этике;
·обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи.
Программа «Юные инспекторы дорожного движения» модифицированная, относится к социально-педагогической направленности, предназначена для воспитанников подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений и учащихся начальных классов, охватывает возрастную категорию 10–12 лет.
Работа по программе проводится в форме групповых теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем, и интенсивность нагрузок зависят от возраста обучающихся. Каждая тема, включенная в программу, содержит теоретическую и практическую части. Теоретическая часть охватывает всю область знаний, необходимых для пешехода, как участника дорожного движения. А так же знания, способствующие расширению представлений ребенка о транспорте, скорости, способах обеспечения своей безопасности и др. В практическую часть по закреплению ПДД на улицах и дорогах включены сюжетно-ролевые игры и интеллектуальные игры, творческие задания, работа с дидактическим материалом, экскурсии по пешеходным маршрутам города, улицам и перекресткам. Распределение теоретических и практических занятий строится педагогом исходя из индивидуальных и возрастных особенностей класса. Практические занятия могут проходить как отдельным занятием, так, и совмещены с теоретическими, по пол часа каждое.
Методическая основа программы
Методическая основа программы «Юные инспекторы дорожного движения» серия книг «Путешествие на зеленый свет», состоящая из 12 выпусков в год.
Каждый выпуск состоит из 3-х разделов:
Родительское собрание. Это разговор с родителями в формате практических советов и ненавязчивых напоминаний. Он знакомит родителей с ошибками взрослых, которые могут привести к несчастью с детьми на дороге, и дает практические советы, как их избежать. Кроме занятий с детьми, материал этого раздела может быть размещен на информационном стенде для родителей, а так же использован на родительских собраниях.
Уроки Светофорика. Этот раздел через детские рассказы, иллюстрации, загадки, исторические путешествия в увлекательной и доступной для детей форме обучает их правилам поведения на дороге, рассказывает обо всех опасностях, которые могут подстерегать детей на улице, и объясняет, как их избежать.
·Переменка. Вместе с «Зеброй Ритой» и другими персонажами дети решают задания для развития внимания, смекалки и творчества, закрепляющие знания, полученные в книге: развивающие мышление и внимание головоломки, ребусы, загадки, кроссворды. В этом же разделе от лица доктора Айболита дети получат ценные советы о том, как сохранить свое здоровье и оказать первую помощь пострадавшим в различных ситуациях.
При подготовке и проведении занятий можно использовать
познавательно-игровые пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Дорожные уроки» и «Дорожная грамота для самых маленьких», альбом с набором наклеек «Дорожная азбука», наглядные пособия наборы плакатов «Дорожная азбука», «Азбука юного пешехода», «Дорога на зеленый свет».
Ожидаемый результат при реализации программы
ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
·правила дорожной безопасности;
·группы дорожных знаков, необходимую разметку проезжей части дорог для пешеходов, пассажиров и водителей-велосипедов;
·значение сигналов светофоров, регулировщиков;
·техническое устройство велосипеда;
·способы оказания первой медицинской помощи.
УМЕТЬ:
работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
работать по экзаменационным билетам на знание ПДД, предложенным методическим пособием «Путешествие на зеленый свет»;
·читать информацию по дорожным знакам и разметке проезжей части; оценивать дорожную ситуацию;
управлять велосипедом;
пользоваться общественным транспортом;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.
ИМЕТЬ НАВЫКИ:
·дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
·взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
·участия в конкурсах, соревнованиях.
активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Оценка эффективности реализации программы может осуществляться на основе мониторинга социальной успешности воспитанников: удовлетворенности обучающихся знаниями, полученными на занятиях в объединении, мотивов готовности к продолжению образования, проявление активной жизненной позиции. В результате освоения программы «Юные инспекторы дорожного движения» у детей возникает стремление к самореализации, умение применять свои знания, помогать людям в трудных дорожных ситуациях на дорогах, самостоятельность и организованность в опасных ситуациях.
Юные инспекторы дорожного движения
Учебно-тематический план
№ п/п
Темы
Количество часов
Дата проведения
Всего
Теория
Практика
1
Понятие об участниках дорожного движения
2
1
1
2
Правила безопасного поведения на дорогах и
улицах
8
2
6
3
Освоение навыков безопасного движения
пешехода и велосипедиста
8
2
6
4
Освоение приёмов профилактических и
ремонтных работ велосипеда
8
2
6
5
Правила безопасного дорожного движения
пешеходов и автотранспорта
10
2
8
6
Оказание первой доврачеб-ной помощи
пострадавшим в ДТП
8
2
6
7
Профилактика детского дорожного травматизма
8
2
6
8
Подготовка и проведение игр и конкурсов
юных знатоков правил дорожного
движения
8
2
6
9
Подготовка и проведение соревнований
«Безопасное колесо»
6
2
4
10
Выступление агитбригады юных
инспекторов дорожного движения
4
1
3
Итого
70
18
52
Содержание курса:
1. Понятие об участниках дорожного движения
Элементаы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения.
Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам.
2. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах Правила для пешеходов и водителей транспортных
средств. Виды перекрёстков и правила разъезда на них.
Ответственность за нарушение правил.
Практическая работа: разбор действий пешеходов и
велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях.
3. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста
Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках. Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов. Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест.
Практическая работа: подготовка велосипеда к походу.
4. Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда
Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда. Физические основы устойчивости
100
двухколёсного велосипеда. Особенности маневрирования на велосипеде в условиях площадки для фигурного вождения велосипеда. Освоение приёмов безопасного падения.
Практическая работа: освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда.
5. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта
Изучение правил дорожного движения. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения.
Практическая работа: работа на тренажёрах; освоение правил работы с электронными экзаменаторами.
6. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП
Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии (ДТП). Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших.
Практическая работа: отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему.
7. Профилактика детского дорожного травматизма Виды и назначение автогородков. Устройство автогородка, назначение его основных элементов и особенности технического оборудования. Разработка маршрутов по схеме безопасного движения и безопасного поведения на занятиях в авто городке.
Практическая работа: тренинг по безопасному вождению велосипеда (педального автомобиля) в автогородке; участие в настольной игре на тему правил дорожного движения.
8. Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения
Организация утренников, смотров, викторин, КВНа и соревнований по правилам безопасного дорожного движения. Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств и на знание правил дорожного движения.
Практическая работа: проведение утренников, смотров, викторин, конкурса эрудитов и т. п.
9. Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо»
Подготовка соревнований «Безопасное колесо». Практическая работа: проведение соревнований.
10. Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения
Подведение итогов работы по программе. Подготовка выступлений агитбригад юных инспекторов дорожного движения.
Практическая работа: проведение выступлений агитбригады.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Головко В. В. Основы безопасности дорожного движения / В. В. Головко. М., 2007.
Дмитрук В. П. Правила дорожного движения для школьников / В. П. Дмитрук. М., 2008.
Зеленин С. Ф. Правила дорожного движения с комментарием для всех понятным языком / С. Ф. Зеленин. М., 2007.
Клочанов Н. И. Дорога, ребёнок, безопасность: метод, пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальных классов / Н. И. Клочанов. М., 2004.
Куперман А. И. Безопасность дорожного движения / А. И. Куперман, Ю. В. Миронов. М., 2007.
Психология обеспечения безопасности дорожного движения. М., 2008.
Энциклопедия безопасности. М., 2002.
Автор В. А. Горский