Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 1 и 2 классов «Юные инспекторы дорожного движения»

муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
г. Углегорска Сахалинской области




Рассмотрено на ШМО учителей
начальных классов
протокол от 29.08.2012 г. № 1
Принята на педагогическом совете
протокол
от 30.08.2012 № 1
Утверждено приказом
от 29.08.2012 г. № 167 - А






Рабочая программа
по внеурочной деятельности
учащихся для 1 и 2 классов
«Юные инспекторы дорожного движения»

(составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности, Автор Н.Ф. Виноградова. Возраст детей – 6,5-9 лет)

(на 2 года реализации)






Составитель:
Преп.-орг. ОБЖ Т.В.Антонова








Углегорск
2012 год
Пояснительная записка

Пусть горит зелёный
свет на твоей дороге!

Программа кружка «Юные инспекторы дорожного движения» для 1 и 2 классов разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».
Программа модифицирована на основе программы «Безопасность дорожного движения»: Программа и тематическое планирование. 1-4 классы / авт.-сост. Р.П. Бабина – М.: Мнемозина, 2009 и авторской примерной программы внеурочной деятельности Н.Ф Виноградовой.
Направленность образовательной программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.
Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что вопросы изучения ПДД и профилактики ДДТТ мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка.
Новизна данной программы в том, что в центре учебно-воспитательного процесса находятся учащиеся, изучающие Правила дорожного движения, которые написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Данная же программа позволяет систематически знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров доступно и понятно, обучая ребенка правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Количество часов увеличено в 3 раза, что позволяет более основательно изучить Правила дорожного движения.
Становясь школьниками, большинство первоклассников впервые оказываются на оживлённых улицах города. Вот почему разговор о поведении вообще начинается с правил поведения на улице. Данные занятия помогут учащимся систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Цель программы: обучение элементарным правилам поведения на дороге, развитие навыков правильного поведения на улице, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни.

Задачи:
1. Обучающие:
Научить основным правилам дорожного движения;
Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;
Сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность.
2. Развивающие:
Развивать мотивацию к безопасному поведению;
Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
Формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах
Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице
и в транспорте.
Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
3. Воспитательные:
Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.
Основные идеи, принципы, особенности программы

Программа «Юные инспекторы дорожного движения» имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Ориентируясь на решение задач, программа внеурочной деятельности, в своём содержании реализует следующие принципы:
принцип вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с материально – технической оснащенностью внеурочных занятий.
принцип достаточности и сообразности, особенностей формирования универсальных учебных действий (больше закладываются во внеурочной деятельности);
соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования (предметные, метапредметные, личностные), в том числе и в самостоятельной деятельности;
расширение межпредметных связей (формирование целостного мировоззрения ребенка);
последовательность и постепенность обучения (определенными дозами по нарастающей объема информации);
принцип развивающего обучения (организация обучающихся воздействий на личность и поведение ребёнка позволяет управлять темпами и содержанием его развития). Успешность обучения определяется способностью ребёнка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанно вести себя в реальных дорожных ситуациях.
принцип единства воспитания и обучения.
Реализация данной программы рассчитана на 2 года обучения в начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Учебно-воспитательный процесс состоит из различных видов деятельности:
обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);
самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий в учебных пособиях);
практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися:
в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов, занятия на транспортной площадке);
наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение);
видеометод (просмотр, обучение).
в воспитании - (по Г. И. Щукиной) - методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Формы контроля: тестирование, конкурсы, викторины, игры.

Организация образовательного процесса
Срок реализации программы – 2 года.
Направление программы: социально-педагогическая.
Программа рассчитана на детей от 6,5 - 9 лет.
Вид детской группы: профильная.
Состав: постоянный.
Набор: свободный.
Категории участников: обучающиеся 1-2 классов, родители обучающихся, классный руководитель, воспитатель ГПД.







Режим занятий

Общее количество часов в год – 62 часа в 1 классе, 68 часов во 2 классе.
Количество часов в неделю – 2 часа.
Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 50 минут в 1-м классе, 1 раз в неделю по 60 минут в 2-м классе (2* 25 минут в 1-м классе, 2*30 минут в 2-м классе).

Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД. Для закрепления пройденного материала эффективно использовать настольные, дидактические и подвижные игры. Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются тематические стенды по изучению ПДД и профилактике ДДТТ.
Одним из важных направлений работы следует считать формирование у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.

Ценностные ориентиры содержания курса
Программа способствует:
умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

фронтальные
групповые
индивидуальные


МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
1.
Методы обучения


Словесные

беседа;
рассказ;
объяснение,
дискуссия,
лекция
Наглядные
(демонстрации)
(предпочтение)

тех.средства обучения (фильмы, презентации и т.д.);
натур. объекты;
натур. изобр.сред.
(схемы, графики, карты).

Практические

практ. или л.р;
распознавание;
моделирование;
решение познавательных задач;
эксперимент;
наблюдение;
упражнения.



2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности)

3. Индуктивные дедуктивные (по логике изложения и восприятия материала)

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
Название
Цель
Сущность

Проблемное обучение
Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся
Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, решая которые обучаемые активно усваивают знания

Концентрированное обучение
Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса
Глубокое изучение предмета за счет объединения занятий в блоки

Модульное обучение
Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки
Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой

Развивающее обучение
Развитие личности и ее способностей
Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию

Дифференциальное обучение
Создание оптимальных условий для выявление задатков, развития интересов и способностей
Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт)

Активное обучение
Организация активности обучаемых
Моделирование предметного и социального содержания учебной деятельности

Игровое обучение
Обеспечение личностно-деятельного характера усвоение знаний, навыков, умения
Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации

Обучение развитию критического мышления
Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс
Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения





ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Формы контроля:
индивидуальная
групповая
фронтальная
комбинированная
самоконтроль

Виды контроля:
предварительный (вводный)
текущий
тематический
итоговый

Способ (метод) контроля:
письменный
устный

Формы контроля:
тестирование
тестирование
нетрадиционные (кроссворды, ребусы и пр.)
игры
проекты
и пр.
Тематический план
1 класс
2012 – 2013 учебный год


п/п
Наименование разделов, тем
Коли-чество
часов
Практика






Раздел 1. Участники дорожного движения
12
4


Раздел 2. Виды пешеходных переходов
8
5


Раздел 3. Светофор и его сигналы
6
-


Раздел 4. Дорожные знаки
10
1


Раздел 5. Виды транспорта
6
-


Раздел 6. Мы пассажиры
6
2


Раздел 7. На загородной дороге
4
-


Раздел 8. Безопасные места для детских игр
6
1


Раздел 9. Профилактика детского дорожного травматизма
4
1


ИТОГО:
62
14


2 класс
2012 – 2013 учебный год

п/п
Раздел
Коли-чество
часов
Практика







Раздел 1. Движение пешеходов и их обязанности
11

4



Раздел 2. Дорога. Правила перехода дороги
12
5


Раздел 3. Дорожные знаки
10
1


Раздел 4. Маршрутные транспортные средства. Безопасность пассажиров.
5
1


Раздел 5. Виды перекрестков
8
2


Раздел 6. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах
11
2


Раздел 7. Профилактика детского дорожного травматизма
2
-


Раздел 8. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП
7
5


ИТОГО:
68
21

Содержание учебного материала
1 класс
62 часа (2 часа в неделю)

Раздел 1. Участники дорожного движения
Введение. Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения? Первоклассник как самостоятельный пешеход.
Рассказ о городе, микрорайоне, где живут и ходят в школу дети.
Как рождаются опасные ситуации на дорогах.
Мы идём в школу. Рассмотрение и изучение наиболее безопасного маршрута движения детей в школу и домой.
Участники дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель).
Движение пешеходов и машин (проезжая часть и тротуар).
Правила движения пешеходов по тротуару.
Практическая работа № 1 «Дорога»
Практическая работа № 2 «Проезжая часть и тротуар»
Практическая работа № 3 «Мы идем в школу (безопасный маршрут)»
Практическая работа № 4 «Участники дорожного движения»

Раздел 2. Виды пешеходных переходов
Пешеходные переходы. Обозначение переходов, понятие «Зебра».
Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход».
Правила перехода дороги. Самый безопасный переход.
Скрытые опасности на дороге. Опасность при переходе улицы дорожные «ловушки». Дорожные «ловушки» это ситуации обманчивой безопасности.
Практическая работа № 5 «Читаем дорожные знаки»
Практическая работа № 6 «Скрытые опасности на дороге»
Практическая работа № 7 «Школа безопасности – знаки на дороге»
Практическая работа № 8 «Школа безопасности – переходим дорогу»
Практическая работа № 9 «Безопасный путь в школу и домой»

Раздел 3. Светофор и его сигналы
Светофор – наш верный друг. Светофоры и их сигналы. Назначение светофоров. Пешеходный светофор, его сигналы. Виды светофоров (транспортный и пешеходный).
Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров, дорожных знаков, дорожной разметки.
Регулировщик – наш помощник. Его роль в организации дорожного движения. Значение сигналов регулировщика для транспортных средств, пешеходов. Разбор дорожных ситуаций с применением сигналов регулировщика, светофора, знаков, разметки.
На нерегулируемых перекрёстках. Нерегулируемые перекрестки являются опасным местом для участников дорожного движения. Почему? Правила перехода нерегулируемых перекрестков. Линии пешеходного нерегулируемого перехода. Осевая линия.

Раздел 4. Дорожные знаки
Наши друзья – дорожные знаки. Назначение дорожных знаков, их классификация.
Предупреждающие: «Пешеходный переход» (1.22), «Дети» (1.23).
Запрещающие: «Движение на велосипедах запрещено», «Движение пешеходов запрещено».
Информационно-указательные: место остановки общественного транспорта. Пешеходные переходы.
Знаки сервиса: «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон».
Разбор дорожных ситуаций с применением дорожных знаков и дорожной разметки.
Практическая работа № 10 «Знаки на дороге»

Раздел 5. Виды транспорта
Понятие «транспортные средства». Виды наземного транспорта.
Транспортные средства общего и личного пользования.
Специальные машины. Их назначение. Машины-помощники.

Раздел 6. Мы пассажиры
Пассажиром быть наука. Понятие «пассажиры». Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай. Правила пользования общественным транспортом и поведение в нем.
Остановка общественного транспорта зона повышенной опасности.
Дорожные знаки: «Место остановки автобуса, троллейбуса», «Место остановки трамвая».
Правила поведения на остановках и в салоне транспорта.
Правила посадки в транспорт и выхода из него. Опасность внезапного выхода на проезжую часть из-за стоящего у тротуара (обочины) транспортного средства. Переход улицы при выходе из трамвая, автобуса.
Практическая работа № 11 «Мы пассажиры»
Практическая работа № 12 «Правила поведения в автобусе»

Раздел 7. На загородной дороге
Дорога. Проезжая часть. Обочина. Пешеходная дорожка – место движения пешеходов.
Места перехода дороги. Переход через железнодорожный переезд. Место перехода пешехода через железнодорожные пути. Дорожные знаки. Запрещение хождения по рельсам, насыпям, запрещение игр вблизи железнодорожных путей.

Раздел 8. Безопасные места для детских игр
Дорога не место для игр. Опасности, возникающие при игре в футбол или хоккей на проезжей части или около нее (мяч или шайба выкатываются к движущемуся автомобилю, ребенок, бегущий за ними, не видит его).
Опасность катания на лыжах или санках с горок, выходящих на дорогу (ребенок и водитель не ожидают появления друг друга, изменить направление движения трудно из-за скользкого покрытия). Опасность «пустынной улицы».
Машины во дворе вашего дома.
Сигналы, по которым можно определить направление движения автомобиля (сигналы поворота, сигналы движения задним ходом). Выход из подъезда во двор. Игровые площадки и стоянки автомобилей.
Практическая работа № 13 «Где можно играть?»
Практическая работа № 14 «Улица полна неожиданностей»

Раздел 9. Профилактика детского дорожного травматизма
Разработка маршрутов по схеме безопасного движения и безопасного поведения на занятиях в автогородке.
Праздники: «Посвящение в пешеходы»
«Мы знаем правила дорожного движения».
Экскурсия по городу (закрепление пройденного материала)
Практическое ознакомление с ПДД пешеходов на улицах и дорогах, на перекрестках.
Наблюдение за средствами регулирования движения на перекрестках, за движением транспортных средств на перекрестках, за движением пешеходов на перекрестках. Выявление нарушителей правил перехода.
Практические занятия: переход улиц на регулируемых и нерегулируемых перекрестках. Разбор ошибок. Подведение итогов.


2 класс
68 часов (2 часа в неделю)

Раздел 1. Движение пешеходов и их обязанности
Участники дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель). Уважение друг к другу – одно из главных условий безопасности на дороге.
Правила движения пешеходов по тротуару. Знакомство с дорожным знаком «Пешеходная дорожка».
Безопасный путь в школу.
Поведение в жилых зонах и дворовых территориях.
Движение пешеходов группами. Правила поведения детей при движении в группе.
Движение по дорогам может быть безопасным и опасным, причины ДТП. Решение практических и учебных задач на изучаемую тему.

Практическая работа № 1 «Безопасный путь в школу и домой»
Практическая работа № 2 «Улица полна неожиданностей»
Практическая работа № 3 «Правила поведения во дворе и жилой зоне»
Практическая работа № 4 «Движение пешеходов группами»

Раздел 2. Дорога. Правила перехода дороги.
Дороги бывают асфальтовые и грунтовые.
Дорога за городом имеет проезжую часть и обочины.
Части городской дороги: тротуары и проезжая часть с полосами движения. По краю тротуара проложен бордюр.
Дорожная разметка (разделение встречных потоков транспортных средств сплошной или прерывистой линией, линии пешеходного перехода, обозначение остановки транспортного средства общего пользования).
Пешеходная и велосипедные дорожки.
Перекресток.
Светофор – наш верный друг. Светофоры и их сигналы. Назначение светофоров. Светофоры транспортный пешеходный, их внешний вид и назначение. Светофор – основная часть регулируемого перекрестка. Строгое выполнение сигналов светофора пешеходами и водителями.
Скрытые опасности на дороге. Опасность при переходе улицы дорожные «ловушки». Дорожные «ловушки» это ситуации обманчивой безопасности.
Правила перехода дороги в отсутствии пешеходного перехода и на перекрестках. Типичные ошибки пешеходов при переходе проезжей части. Опасность перехода дороги перед близко идущим транспортом.
Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров, дорожных знаков, дорожной разметки.

Практическая работа № 5 «Виды дорог»
Практическая работа № 6 «Проезжая часть и тротуар»
Практическая работа № 7 «Дорожная разметка»
Практическая работа № 8 «Тротуар. Велосипедная дорожка»
Практическая работа № 9 «Правила перехода перекрестков»

Раздел 3. Дорожные знаки
Наши друзья – дорожные знаки. Назначение дорожных знаков, их классификация. Повторение дорожных знаков, изученных в 1 классе. Выбор знака для обозначения пешеходного перехода. Места установок дорожных знаков. Группы дорожных знаков, их внешний вид, отличие, назначение.
Предупреждающие: «Пешеходный переход» (1.22), «Дети» (1.23).
Запрещающие: «Движение на велосипедах запрещено», «Движение пешеходов запрещено».
Предписывающие знаки и знаки особых предписаний.
Информационные знаки.
Изготовление макетов дорожных знаков.
Разбор дорожных ситуаций с применением дорожных знаков и дорожной разметки.

Практическая работа № 10 «Узнай знак»

Раздел 4. Маршрутные транспортные средства. Безопасность пассажиров.
Транспортные средства общего пользования. Знакомство с понятием «остановка». Остановка общественного транспорта зона повышенной опасности. Правила ожидания транспортного средства. Обозначение остановок транспортных средств (указатель, дорожные знаки). Знакомство с дорожными знаками: «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; «Место установки трамвая». Правила посадки и высадки пассажиров автобуса. Правила безопасного перехода дороги после выхода из транспортных средств общего пользования. Опасность внезапного выхода на про
·езжую часть из-за стоящего у тротуара (обочины) транспортного средства Поведение пассажиров в салоне автобуса.

Практическая работа № 11 «Мы пассажиры. Правила поведения в автобусе»

Раздел 5. Виды перекрестков
Типы перекрёстков. Виды перекрёстков и правила разъезда на них. Правила проезда перекрестков. Опасности на перекрестках. Дорожные знаки на перекрестках.

Практическая работа № 12 «Виды перекрестков»
Практическая работа № 13 «Движение пешеходов и водителей на перекрестках»

Раздел 6. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах
Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Виды перекрёстков и правила разъезда на них. Ответственность за нарушение правил. Опасности на наших улицах. Школа безопасности. Правила перехода через дорогу. Дорожные знаки. Светофор и его сигналы.

Практическая работа № 14 «Как мы переходим дорогу»
Практическая работа № 15 «Мы пассажиры»
Практическая работа № 16 «Путь до школы»

Раздел 7. Профилактика детского дорожного травматизма
Виды и назначение автогородков. Устройство автогородка, назначение его основных элементов и особенности технического оборудования. Разработка маршрутов по схеме безопасного движения и безопасного поведения на занятиях в автогородке. Тренинг по безопасному вождению велосипеда; участие в настольной игре на тему правил дорожного движения.

Раздел 8. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП
Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии (ДТП). Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших.

Практическая работа № 17 «Автомобильная аптечка»
Практическая работа № 18 «ПМП при кровотечении»
Практическая работа № 19 «Правила наложения повязок»
Практическая работа № 20 «Транспортировка пострадавших»
Практическая работа № 21 «ПМП пострадавшим»

Праздник: «Правила дорожные знать каждому положено».
Подготовка и проведение соревнований по ПДД
Экскурсия по городу: «Виды дорожной разметки»
Уровни воспитательных результатов

Социальные знания
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Получение опыта самостоятельного общественного действия

правила дорожного движения, значимость их выполнения;
сведения о дорогах, перекрёстках и разметке проезжей части;
сигналы светофора и регулировщика;
правила пешехода дороги, правила обхода стоящего транспорта, правила перехода улиц и дорог;
виды транспорта, правила движения на велосипедах;
правило безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира;
дорожные знаки, понимать их схематическое изображение (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные);
о работниках ГИБДД, их обязанностях;
культура поведения граждан на улице, в общественных местах;
режим дня учащихся начальной школы, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья.
ценить жизнь свою, близких и окружающих людей;
заботиться о физическом и духовном здоровье своём, близких и окружающих людей через общественные действия и мероприятия;
быть психологически готовым к непредвиденным ситуация в жизни;
дорожить дружбой, уметь находить контакт со сверстниками;
бережно относиться к имуществу в школе, общественных местах и дома;

правильно переходить дорогу, перекрёсток;
выбирать наиболее безопасный маршрут от дома до школы и другим пунктам следования;
различать сигналы светофора и регулировщика движения и действовать в соответствии с ними;
передвигаться на велосипеде в соответствии правил дорожного движения по проезжей части; предвидеть опасную ситуацию на дороге и уметь реагировать на неё;
применять полученные знания на практике по ПДД и ОБЖ;



Формирование универсальных учебных действий
Личностные
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Результаты изучения программы
Учащиеся 1 класса к концу обучения должны:

знать:
Схему микрорайона, в котором находится школа, наиболее безопасный путь в школу и обратно, где и как надо переходить улицу и дорогу.
Основные части улицы и дороги – проезжая часть, мостовая тротуар, обочина, кювет, разделительная полоса.
Где должны находиться или двигаться по улице пешеходы, а где транспортные средства.
Особенности движения пешеходов в сложных погодных условиях (ветер, дождь, туман, гололёд)
Вероятные последствия от игр и шалости на дороге и вблизи ее.
Основные причины ДТП в микрорайоне.
Общие правила ориентации на улице и дороге для безопасного нахождения на ней и безопасного ее перехода:
- не стоять близко от углов перекрестка и у края проезжей части (в том числе и на остановках общественного транспорта);
- не стоять близко у края тротуара, повернувшись спиной к проезжей части;
- перед началом перехода дороги надо посмотреть сначала налево, затем направо и опять налево, лишь убедившись в безопасности перехода, начинать переход, глядя налево, переходить дорогу до середины, не останавливаясь, и, глядя направо, - после середины дороги;
- быть особенно внимательными на дороге при дожде, тумане, снегопаде, гололедице, при плохом освещении и в вечернее время;
- дорогу нужно переходить, но не перебегать.
Название, назначение и возможные места установки изученных дорожных знаков.
Светофоры транспортные и пешеходные, значение световых сигналов (красный – стой, желтый – жди, зеленый – иди).
Правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам, регулируемым сигналам светофоров вне перекрестков и на перекрестках (где транспортные средства не только движутся в прямом направлении, но и совершают повороты).
Разнообразие видов транспорта.

уметь:
Различать виды транспорта и транспортных средств;
Самостоятельно ходить по наиболее безопасному пути в школу и обратно.
Определять наиболее опасные для пешеходов участки улиц и дорог;
Соблюдать правила посадки и высадки пассажиров, перехода проезжей части;
находить (различать) изученные дорожные знаки (на пути в школу), пользоваться ими в конкретной обстановке;
Определять, где не следует школьникам переходить улицу и дорогу (вблизи крутых поворотов и изломов дороги, при наличии крупногабаритных средств и других объектов, ограничивающих обзор дороги, на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов и т. п.).
При необходимости обращаться за помощью к взрослым пешеходам при переходе проезжей части улиц и дорог в местах интенсивного движения транспорта.

Результаты изучения программы
Учащиеся 2 класса к концу обучения должны:
знать (кроме выше перечисленного):
специфику дорожной разметки;
правила перехода группы детей через дорогу; поведение пешеходов при переходе дороги группой;
правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
правила перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями;
правила поведения пассажиров в салоне транспортных средств.
уметь:
различать дорожную разметку и дорожные знаки, а тмкже пользоваться ими в реальной дорожной обстановке;
выполнять правила безопасного перехода проезжей части самостоятельно и в составе группы;
ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
не создавать помех движению транспорта;
определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
соблюдать правила при посадке и высадке из общественного транспорта, во время движения в салоне.
Применительно к данной программе качественно оцениваться уровни усвоения будут следующим образом:
1 уровень. Ребенок с удовольствием посещает занятия, но выполняет задания занимательного или соревновательного характера. Как только требуется приложить усилия ("подумать"), чтобы довести решение задания до конца, интерес к нему гаснет. Поэтому ему постоянно необходима поддержка учителя или товарищей по группе (при совместной деятельности).
2 уровень. Ребенок настойчиво доводит до конца решение предложенных учителем заданий, классифицирует задания по типам. Выполняет задания не только занимательного и соревновательного характера. Овладев навыками определенного типа, уверенно применяет их в дальнейшем. В то же время избегает творческих заданий (например, сочинения сказки по ПДД).
3 уровень.  Ребенок не только целенаправленно и настойчиво овладевает методами решения различных заданий, но и стремится применить полученные знания: помогает товарищам, выступает хорошим организатором в командных состязаниях, стремится участвовать во всех возможных конкурсах, с удовольствием сочиняет сказки по ПДД, активно участвует в агитационных  рейдах по пропаганде правил поведения на дорогах и улицах, в конкурсе знатоков правил дорожного движения.
  Уровень отношения ребенка к деятельности, организуемой педагогом на занятиях, оценивается на основании педагогического наблюдения и заносится в мониторинговую карту. В клетках выставляется уровень 1, 2 или 3 для каждого ребенка на начало учебного года, конец I полугодия и конец учебного года.  
Уровень отношения ребенка к деятельности, организуемой педагогом на занятиях, оценивается на основании педагогического наблюдения и заносится в мониторинговую карту. В клетках выставляется уровень 1, 2 или 3 для каждого ребенка на начало учебного года, конец I полугодия и конец учебного года.  

1 класс

Ф. И.
Начало года
Конец I полугодия
Конец года






























































































































































Уровень отношения ребенка к деятельности, организуемой педагогом на занятиях, оценивается на основании педагогического наблюдения и заносится в мониторинговую карту. В клетках выставляется уровень 1, 2 или 3 для каждого ребенка на начало учебного года, конец I полугодия и конец учебного года.  

2 класс

Ф. И.
Начало года
Конец I полугодия
Конец года























































































































































Материально-техническое обеспечение

Материально – техническое обеспечение включает минимально – допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения, учебно – лабораторного оборудования и натуральных объектов, а также оборудование классной комнаты с учётом особенностей учебного процесса в начальной школе и специфики изучаемого курса.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Программа по изучению ПДД - эффективное средство снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма. При хорошо поставленной организованной работе достижение этой цели станет делом времени. Реальное выполнение данной программы должно быть основано на действующих ПДД.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1-2 кл. в 2ч. (для 3 кл., 4 кл.): – М.: Просвещение, 2006.
Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй школа!». – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
Жульнев Н.Я. «Правила и безопасность дорожного движения для 1–4 классов». – Москва, 1997.
Ковалева Н.В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДД для школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Ковалько В.И. «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М: «ВАКО», 2006, - 192 с.
Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/ Под общ. ред. В.А. Федорова. – М.: Издательский Дом Третий Рим.
Маркин Н.И., Денисов М.Н. Безопасность на дорогах. Учебник-тетрадь для 1 кл. нач. шк. в 2ч./Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом»: Учебно-методическое пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач.шк. – СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1997.
Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь для 1-го класса. /Козловская Е.А., С.А. Козловский – М.: Издательский Дом Третий Рим.
Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. – Москва -1988.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2006.
Правила дорожного движения для детей. /Сост. В.Надеждина. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006.
CD диск «Игра по Правилам дорожного движения» – изд-во ЗАО «Новый диск».
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001 года, № 196-ФЗ.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2012-2013 УЧ.ГОД
1 класс

Тема
Кол-во часов
Примечание
ДАТА





план
факт

Раздел 1. Участники дорожного движения
12





Введение. Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения?
1

21.09



Наш город, микрорайон, где мы живём.
1

21.09



Движение пешеходов и машин (проезжая часть и тротуар)
1
Пр № 1
28.09



Экскурсия по городу

1
Пр № 2
28.09



Как рождаются опасные ситуации на улице и дорогах
1

05.10



Мы идём в школу
1
Пр № 3
05.10



Участники дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель).
1
Пр № 4
05.10



Наша улица. Участники дорожного движения
1

12.10



Правила движения пешеходов по тротуару.
1

12.10



Движение пешеходов и машин (проезжая часть и тротуар)
1

19.10



Участники дорожного движения


19.10



Посвящение в пешеходы
2
Праздничная программа
26.10






26.10


Раздел 2. Виды пешеходных переходов
8





Пешеходные переходы. Обозначение переходов, понятие «Зебра».
1

02.11



Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход». Правила перехода дороги. Самый безопасный переход.
1
Пр № 5
02.11



Школа безопасности.
Скрытые опасности на дороге. «Дорожные ловушки».
1
Пр № 6
16.11



Школа безопасности
1
Пр № 7
16.11



Правила перехода через дорогу
1
Пр № 8
23.11



Виды пешеходных переходов


23.11



Безопасный путь в школу
1

30.11



Безопасный путь в школу и домой
1
Пр № 9
30.11


Раздел 3. Светофор и его сигналы
6





История светофора
1

07.12



Зачем нужен светофор
1

07.12



Светофор – наш верный друг.
Назначение светофора и его сигналы.
1

14.12



Виды светофоров (транспортный и пешеходный).
1

14.12



Сигналы регулирования дорожного движения
1

21.12



Светофор – наш верный друг.
1

21.12


Раздел 4. Дорожные знаки
10





Знакомство со знаками
1

28.12



Дорожные знаки – пешеходам
1

28.12



Наши друзья – дорожные знаки
1

18.01



Предупреждающие знаки.
1

18.01



Запрещающие знаки.
1

25.01



Знаки особого предписания и знаки сервиса
1

25.01



Чтение дорожных знаков
1

01.02



А знаешь ли ты?
1

01.02



Почитаем знаки?
1
Пр № 10
08.02



Угадай, какой знак
1

08.02


Раздел 5. Виды транспорта
6





Виды транспорта (часть 1).
1

22.02



Виды транспорта (часть 2-3).
1

22.02



Транспорт (вчера и сегодня)
1

01.03



Транспортные средства общего и личного пользования.
1

01.03



Гужевый транспорт
1

15.03



Специальный транспорт
1

15.03


Раздел 6. Мы пассажиры
6





Пассажиром быть наука.
1

22.03



Правила поведения на остановках и в салоне транспорта.
1

22.03



Правила посадки в транспорт и выхода из него.
1

05.04



Мы пассажиры
1
Пр № 11
05.04



Школа безопасности (мы пассажиры)
1

12.04



Работа на тренажёрах; освоение правил работы с электронными экзаменаторами
1
Пр № 12
12.04


Раздел 7. На загородной дороге
4





Движение пешеходов по дороге, обочине, пешеходной дорожке.
1

19.04



Переход через железнодорожный переезд.
1

19.04



Пешеход на загородной дороге
1

26.04



Движение пешеходов по дороге, обочине, пешеходной дорожке.
1

26.04


Раздел 8. Безопасные места для детских игр
6





Где можно играть?
1

03.05



Опасности, возникающие при игре на проезжей части или около нее
1

03.05



Опасности, возникающие при игре на проезжей части или около нее

Пр № 13
10.05



Где можно играть?


10.05



Опасность «пустынной улицы».


17.05



Игровые площадки и стоянки автомобилей.


17.05


Раздел 9. Профилактика детского дорожного травматизма
2





Улица полна неожиданностей
1

24.05



Экскурсия по городу (закрепление пройденного материала)
1
Пр № 14
24.05


ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ






Праздник: «Мы знаем правила дорожного движения»
1
Праздничная программа
31.05



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2012-2013 УЧ.ГОД
2 класс

Тема
Кол-во часов
Примечание
ДАТА





план
факт

Раздел 1. Движение пешеходов и их обязанности
11





Введение. Пешеходы, пассажиры и водители – участники дорожного движения
1

11.09



Правила движения пешеходов
1

11.09



Безопасный путь в школу
1
Пр № 1
18.09



Экскурсия по городу

1
Пр № 2
18.09



Проектная работа по теме: «Безопасный путь домой»
1

25.09



Поведение в жилых зонах и дворовых территориях
1
Пр № 3
25.09



Движение пешеходов группами
1
Пр № 4
02.10



Занятие на транспортной площадке
1

02.10



Внимание, опасность!
1

09.10



Работа на тренажёрах; освоение правил работы с электронными экзаменаторами
1

09.10



Работа на тренажёрах; освоение правил работы с электронными экзаменаторами
1

16.10


Раздел 2. Дорога. Правила перехода дороги
12





Дороги бывают разные.
1
Пр № 5
16.10



Дорога за городом.
1
Пр № 6
23.10



Дорожная разметка. Части дороги.
1
Пр № 7
23.10



Дорога для пешехода. Велосипедная дорожка.
1
Пр № 8
30.10



Перекресток.
1
Пр № 9
30.10



Светофоры для водителей и пешеходов.


13.11



Светофор регулирует движение.
1

13.11



Скрытые опасности на дороге. «Дорожные ловушки».
1

20.11



Правила перехода дороги.
1

20.11



Викторина «Дорожный калейдоскоп».
1

27.11



Конкурс рисунков «Я и дорога».
1

27.11



Разбор дорожных ситуаций.
1

04.12


Раздел 3. Дорожные знаки
10





Наши друзья – дорожные знаки.
1

04.12



Запрещающие знаки.
1

11.12



Предупреждающие знаки.
1

11.12



Предписывающие знаки и знаки особых предписаний.
1

18.12



Информационные знаки
1

18.12



Изготовление макетов дорожных знаков.
1

25.12



Игра «Знаешь ли ты дорожные знаки».
1

25.12



А знаешь ли ты?
1

15.01



Почитаем знаки?
1
Пр № 10
15.01



Угадай, какой знак
1

22.01


Раздел 4. Маршрутные транспортные средства. Безопасность пассажиров.
5





Виды транспортных средств общего пользования.
1

22.01



Правила ожидания транспортного средства.
1

29.01



Правила посадки и высадки из общественного транспорта.
1

29.01



Переход дороги после выхода из общественного транспорта.
1

05.02



Поведение пассажиров в салоне автобуса.
1
Пр № 11
05.02


Раздел 5. Виды перекрестков
8





Что такое перекресток
1

12.02



Что такое перекресток
1
Пр № 12
12.02



Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках
1

19.02



Движение пешеходов и водителей на перекрёстках.
1

19.02



Движение пешеходов и водителей на перекрёстках.
1
Пр № 13
26.02



Виды перекрестков
1

26.02



Движение пешеходов и водителей на перекрёстках
1

05.03



Правила движения на перекрестках
1

05.03


Раздел 6. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах
11





Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест
1

12.03



Безопасность на улице
1

12.03



Сигналы регулирования дорожного движения
1

19.03



Виды пешеходных переходов
1
Пр № 14
19.03



Школа безопасности (мы пассажиры)
1
Пр № 15
02.04





Работа на тренажёрах; освоение правил работы с электронными экзаменаторами



6





Пр № 16
02.04






09.04






09.04






16.04






16.04






23.04


Раздел 7. Профилактика детского дорожного травматизма
2





Где нельзя играть
1

23.04



Виды ДТП
1

30.04


Раздел 8. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП
6





Состав и назначение автоаптечки.
1
Пр № 17
30.04



Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в ДТП.
1

07.05



Обработка ран и способы остановки кровотечения.
1
Пр № 18
07.05



Виды перевязочных средств и правила наложения повязок.
1
Пр № 19
14.05



Правила транспортировки пострадавших.
1
Пр № 20
14.05



Отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему.
1
Пр № 21
21.05



Экскурсия по городу (закрепление пройденного материала)
1

21.05



Подготовка и проведение соревнований
2

28.05






28.05



ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1 класс

№ пр/р
ТЕМА

Пр. № 1
«Дорога»

Пр. № 2
«Проезжая часть и тротуар»

Пр. № 3
«Мы идем в школу (безопасный маршрут)»

Пр. № 4
«Участники дорожного движения»

Пр. № 5
«Читаем дорожные знаки»

Пр. № 6
«Скрытые опасности на дороге»

Пр. № 7
«Школа безопасности – знаки на дороге»

Пр. № 8
«Школа безопасности – переходим дорогу»

Пр. № 9
«Безопасный путь в школу и домой»

Пр. № 10
«Знаки на дороге»

Пр. № 11
«Мы пассажиры»

Пр. № 12
«Правила поведения в автобусе»

Пр. № 13
«Где можно играть?»

Пр. № 14
«Улица полна неожиданностей»


ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
2 класс

№ пр/р
ТЕМА

Пр. № 1
«Безопасный путь в школу и домой»

Пр. № 2
«Улица полна неожиданностей»

Пр. № 3
«Правила поведения во дворе и жилой зоне»

Пр. № 4
«Движение пешеходов группами»

Пр. № 5
«Виды дорог»

Пр. № 6
«Проезжая часть и тротуар»

Пр. № 7
«Дорожная разметка»

Пр. № 8
«Тротуар. Велосипедная дорожка»

Пр. № 9
«Правила перехода перекрестков»

Пр. № 10
«Узнай знак»

Пр. № 11
«Мы пассажиры. Правила поведения в автобусе»

Пр. № 12
«Виды перекрестков»

Пр. № 13
«Движение пешеходов и водителей на перекрестках»

Пр. № 14
«Как мы переходим дорогу»

Пр. № 15
«Мы пассажиры»

Пр. № 16
«Путь до школы»

Пр. № 17
«Автомобильная аптечка»

Пр. № 18
«ПМП при кровотечении»

Пр. № 19
«Правила наложения повязок»

Пр. № 20
«Транспортировка пострадавших»

Пр. № 21
«ПМП пострадавшим»













13 PAGE \* MERGEFORMAT 143215



 "
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Заголовок 615