Презентация к семейному пректу Занимательная математика
Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад №49 «Веселые нотки, 4 корпус , г. о. Тольятти Городской конкурс детско-родительских проектов в рамках городского целевого проекта «Успех ребенка- дело семейное» проектной линии «Каждому ребенку - семейное благополучие» Семейный проект Подготовила:Семья Лекаревой Полины , воспитанницы второй младшей группы «Б» Руководитель проекта: воспитатель- Тришина Юлия Юрьевна Девиз: «Начнёшь учение в математике с малого- познаешь в жизни и большее!»«Занимательная математика»
Визитная карточка проекта Тип проекта: образовательный, практико- информационный, ориентированный Вид проекта: внутренний - семейный , краткосрочныйОбъект исследования: обучение ребенка математике в семье Предмет проекта : Совместная деятельность родителей с детьми Тематическое поле: «Познавательное развитие (Логика и математика)»Методы исследования: сбор информации из книг, ресурсов Интернета; анализ, сравнение, обобщение и наблюдение.Длительность работы над исследованием: сентябрь- октябрь Участники проекта: семья Лекаревой Полины , воспитатель Куратор проекта: воспитатель- Тришина Юлия Юрьевна Методическая тема проекта : « Математика- это здорово! » Творческое название проекта : «Занимательная математика! Девиз проекта : «Начнешь учение в математике с малого- познаешь в жизни и большее!»Резюме Проект «Занимательная математика» направлен на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. В данном проекте представлены формы работы с детьми и родителями в условиях семьи с целью повышения педагогической грамотности математической направленности.
Математическое развитие дошкольников играет огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта — это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями в различных видах общения и деятельности, с учётом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей детей. Изучив специальную методическую литературу и посмотрев нужный материал в Интернет-ресурсах, посвященные нашему исследованию по организации математической деятельности детей дошкольного возраста в условиях семьи, мы выявили, что в современном мире очень много дидактических , настольно-печатных игр, сенсорных игр направленных на формирование игровой деятельности и элементарных математических представлений в игре которые можно и нужно применять в занятиях с детьми в условиях семьи. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче подготовиться к школьному обучению. Введение
Проблема Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновение ее в различные области знаний. В последнее время мы замечаем, что уровень логического мышления у многих детей снижается, потому что дети стали меньше играть в логические игры, развивающие и дидактические, а все больше уделяют времени игре на компьютерах, планшетах в «Страшилки», «Ходилки» и прочее, а также просмотру мультфильмов и не во всех семьях принято заниматься с детьми играми, направленными на формирование элементарных математических представлений Родителям хочется чтобы их ребенок был умственно развит, умел логически размышлять . …… Что же следует для этого делать?
Актуальность проблемы Актуальность в том, что ни одна даже самая лучшая технология не сможет дать полных результатов если она не реализуется в содружестве с семьей, так как условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера в которой живет ребенок целиком и полностью зависит от родителей, которые несут ответственность за его жизнь и здоровье своего ребенка. Использования математических игр в различных видах деятельности в условиях семьи определяется ее значимостью в более прочном и осмысленном усвоении математических знаний детьми, формировании переноса этих знаний в повседневную деятельность. формирование математических представлений будет более эффективным, если использовать в различных видах деятельности дошкольников развивающие математические игры.
Выполнение проекта и решение поставленных задач
I этап- Организационно-подготовительный {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Продолжи-тельностьСодержание работы Выход этапа 4 неделя сентября Мы предположили, что использование развивающих математических игр в различных видах деятельности в условиях семьи будет способствовать более прочному и осмысленному усвоению математических знаний ребенком. Формированию переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т.е. на познавательную деятельность в целом. Для этого мы: определили цели и задачи проекта, направления работы над проектом; изучили литературу и информацию по данному вопросу в Интернет –ресурсах, подобрали игры направленные на формирование элементарных математических представлений в игровой деятельности изучили специальную методическую литературуНаметили предполагаемый результат работы над проектом Теоретическая подготовка к последующей деятельности с детьми
Цель и задачи проекта Целью проекта - формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста и обоснование эффективности использования развивающих математических игр в различных видах деятельности в условиях семьи. ЗАДАЧИ для исследования и реализации поставленной цели: 1.Определить значение слова математика в словарях;2. В процессе изучения различной литературы и ресурсов Интернета узнать, что такое математика, каковы ее разделы,где и как в условиях семьи может применяться для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста;3. Рассказать воспитанникам группы и их родителям о том как в условиях семьи , можно заниматься с детьми Приоритетные средства обеспечения задач: дидактические игры, настольно-печатные игры, логические игры, ИКТ, художественная литература, прописи по математике и логике для детей дошкольного возраста +3
Основные направления работы:изучить специальную научно-методическую, психолого-педагогическую литературу и ресурсов Интернета по использованию математических игр в дошкольном возрасте;подготовить методический материал (различные игры направленные на формирование игровой деятельности и элементарных математических представлений в игре)использовать развивающие математические игры на прогулках и в свободной деятельности детей в условиях семьи организовать развивающую, познавательную, предметную среду в условиях семьи работа воспитателя с родителями (получить от воспитателя консультации и рекомендации по теме).Основные направления и принципы работы над проектом :Реализация проекта построена на следующих принципах: учёт возрастных особенностей;индивидуальный подходпреемственность взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи
Обоснование причин необходимости заниматься формированием элементарных математических представлений у детей Совместные занятия по формированию элементарных математических представлений у ребенка всей семьи приносят следующие положительные результаты :пробуждают у родителей интерес к уровню умственного развития детей и способствуют развитию у детей логического мышления, памяти, внимания, мелкой моторики рук в соответствии с их возрастом и способностями;углубляют взаимосвязь родителей и детей, сплачивают семью, служат взаимообогащению ;создают в семье обстановку взаимного внимания и делового содружества, столь необходимую для решения любых воспитательных задач ; позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенкуспособствуют всестороннему развитию ребенка (настойчивости в достижении цели, упорству) и благотворны для психического состояния ребенка
В ходе проекта использовали следующие методы исследования: изучение и анализ литературных источников по теме; практические; наглядные; словесные;Приоритетное место отводится практическим методам (игра, упражнение, моделирование, элементарные опыты).Методы и формы В работе над проектом использовались следующие формы и методы представления занимательного материала:Совместная игра родителей , старших детей с ребенком;Самостоятельная деятельность детей;Оформление презентации проекта и представление ее другим родителям в группе , в Интернет ресурсах
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике Математика (от греческого μάθημα или máthëma, что в переводе значит учение, наука) — это наука о структурах, порядке и отношениях, изучающая числа, действия над ними, количественные отношения и пространственные формы. К области математики относятся только те науки, в которых рассматривается либо порядок, либо мера, и совершенно не существенно, будут ли это числа, фигуры, звёзды, звуки или что-нибудь другое, в чём отыскивается эта мера. Таким образом, должна существовать некая общая наука, объясняющая всё относящееся к порядку и мере, не входя в исследование никаких частных предметов, и эта наука должна называться не иностранным, но старым, уже вошедшим в употребление именем Всеобщей математики. ( Декарт) Математика… наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира. (Колмогоров) Что же такое математика? (понятие)
Математика в ДОУ Количество и счёт Геометрические фигуры и формыВеличинаОриентировка в пространстве и во времени
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели». А. Маркушевич «В математике есть своя красота как и в живописи и поэзии». Н.Е.Жуковский«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». М.В.Ломоносов «Из всех языков мира самый лучший – это искусственный, весьма сжатый язык математики…». Н,И.Лобачевский «Счет и внимание – основа порядка в голове». И.П.Песталоции «Рано или поздно всякая правильная математическая находит применения в том или ином деле». Л.Н.КрыловВысказывание великих людей
Структура истории математики (академик А. Н. Колмогоровым) : Период зарождения математики, на протяжении которого был накоплен достаточно большой фактический материал; Период элементарной математики, начинающийся в VI—V веках до н. э. и завершающийся в конце XVI века («Запас понятий, с которыми имела дело математика до начала XVII века, составляет и до настоящего времени основу „элементарной математики“, преподаваемой в начальной и средней школе»); Период математики переменных величин, охватывающий XVII—XVIII века, «который можно условно назвать также периодом „высшей математики“»; Период современной математики — математики XIX—XX века, в ходе которого математикам пришлось «отнестись к процессу расширения предмета математических исследований сознательно, поставив перед собой задачу систематического изучения с достаточно общей точки зрения возможных типов количественных отношений и пространственных формВопрос об основаниях математики и о том, что она представляет собой в конечном счёте остаётся открытым. Мы не знаем то направления, которое позволит найти окончательный ответ на этот вопрос. И неизвестно вообще можно ли ожидать что подобный «окончательный» ответ будет когда-нибудь получен и признан всеми математиками. История математики
развитие активности и самостоятельности ребенка в использовании освоенных способов познания с целью решения практических задач и переноса в новые условия;повышение интереса к решению математических и логических задач;ребенок соотносит схематическое изображение с реальными предметами;ребенок проявляет интерес к экспериментированиюребенок активно умеет пользоваться словарем по данной тематике;ребенок активно включается в игры.Предполагаемый результат Основное усилие родителей и педагога должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений.Важно воспитать и привить интерес к математике!
II этап – Основной {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Продолжи-тельностьСодержание работы обучающихсяВыход этапаВ течение месяца Обучить ребенка математике в ходе проекта с использования занимательных игр и задач, упражняя в применении знаний в других видах деятельности и новой обстановкеЗанимательный математический материал подобрать несложный и с учётом возрастных возможностей детей и задач, направленных на всестороннее развитие , воспитание и активизацию умственной деятельности,Заинтересовывать ребенка математическим материалом, увлечь и развлечь путем использования занимательного математического материала в игровой деятельности на прогулке, во время дороги в ДОУ и домой, в поездках, на кухне и прочее.Закрепить полученные знания и умения в условиях ДОУ.Пополнить игротеку в своей семье ( подкупить развивающие игры, дидактические, настольно-печатные игры, книжки, тетради по занимательной математике и прочее) Познакомили детей с различными развивающими играми математического содержания, Использовали занимательные математические игры в игровой деятельности в условиях семьи, закрепляя полученные знания и умения в условиях ДОУ Пополнили игротеку в своей семье Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?»!!!
Задание : Какой формы конфетка? ( Овальной)Какую геометрическую фигуру напоминает? (Овал)Какие фигуры напоминают закрученные концы у конфетки? (Треугольник)А если мы развернем конфетку как, какой геометрической фигурой можно назвать фантик? (прямоугольник) Сколько всего конфет у тебя в руке? (Одна) Какая по величине (по размеру) конфетка ? (Маленькая)В свободной деятельности Цель: Закрепить знания в счете от 1 до 3, закрепить знание формы и геометрической фигуры «Овал», развитие речи, внимания, памяти , закрепление величины , развитие разговорной речи
Цель: Упражнение в счете. Развивать сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, логического мышления .Ознакомление с познавательными занятиями
Задание: Ты сможешь показать мне квадрат, овал и.прочееКакие фигуры у тебя в руках (квадрат и треугольник)Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Треугольник ) Объясни почему. (Все остальные – квадраты)Покажи фигуры перед собой, с правой (с левой ) стороны Цель: Закрепить знание геометрических фигур, развитие речи, внимания, памяти логического мышления, закрепление цветов спектра, развитие разговорной речи, развивать знания о пространственных представлениях в направлениях « справа- слева», «перед собой»
Задание На зеленый положи 1 шарик, а на красный 2 шарика и т.д. Посчитай шарики (счет от 1до 4) Какая фигура желтым цветом, красным цветомНазови все фигуры(круг, квадрат и прочее) Как одним словом называются фигуры? (геометрические) Какие шарики ты слепила? (маленькие)Где шариков больше, а где меньше? Цель: Упражнение в счете, закрепление знаний о геометрических фигурах, о размере и величине , развитие воображения, речевой деятельности, развитие мелкой моторики в продуктивной деятельности (лепка) , закрепление цветов спектра
На прогулке Цель: Упражнение в счете. Развивать знания о пространственных представлениях в направлениях, закреплять умение применять наречия «справа - слева», предлогов « перед», «за», «в», закрепление величины , развитие разговорной речи. Задание Поставь зайчика перед собой, за лавку, под лавку, около себя, с правой стороны, около себя с левой стороны, спрячь зайчика за спиной и прочее .. Посчитай зайчиков (счет от 1до 4) Зайчики какие по величине большие , маленькие средние
Цель: Упражнение в счете от одного до трех, развитие слухового аппарата, в музыкальной и физкультурной деятельности упражнение в ритмических действий, развитие крупной моторики рук и ног , закрепление умения применять наречия «справа - слева» ,развитие воображения. Задание Похлопай ручками с правой стороны(с левой стороны) Потопай правой ножкой(левой ножкой).Послушай внимательно и скажи сколько раз нужно похлопать (потопать)
Цель: Упражнение в счете. Развивать знания о пространственных представлениях в направлениях, закреплять умение применять наречия «справа - слева», предлогов « перед», «за», «в», закрепление размера и величины , развитие разговорной речи Задание Встань справа (слева) от цветов, перед(за) цветами Посчитай сколько цветов (счет от 1до 3) Сколько цветов красного цвета (Два)Сколько цветов белого цвета(один)Каких цветов больше красных или белых (красных цветов на 1 больше) Цветы все одинаковые по размеру(величине) (Нет белый больше, чем красные)А красные цветы одинаковые? (Равные по размеру)
Цель: Упражнение в счете. Развивать знания о пространственных представлениях в направлениях, закреплять умение применять наречия «справа - слева», предлогов « перед», «за», «в», закрепление размера и величины , развитие разговорной речи, цвета Задание Посчитай мишек (счет от 1до 4) Мишки какие по величине ? (большие , маленький)Сколько всего мишек? (два) Каким цветом мишки? (розовый и белый)
Цель: Упражнение в счете, в продуктивной деятельности поделка объемной аппликации закрепление цифры «три», развитие знания о пространственных представлениях в направлениях, закрепление умения применять наречия «справа - слева», закрепление размера и величины , развитие разговорной речи, цвета Во время развлечения Задание Отгадай какая это цифра? (три)Сколько тебе исполнилось лет? (три)Принеси столько шариков, сколько обозначает эта цифраВстань справа(слева) от цифры Цифра какая по размеру большая или маленькая? (большая)
Цель: Упражнение в счете, закрепление понятий «Один- много» , закрепление размера и величины ,развитие моторики рук, ловкости, внимания, формирование знаний о свойстве воды. Задание Посчитай сколько ты поймала мыльных пузырей (1, 2, 3 )Сколько мыльных пузыре один или много? (много)Каких мыльных пузырей по размеру больше (меньше) больших или маленьких?Почему мыльные пузыри летают7Почему они лопаются7
Во время посещения выставки животных Цель: Упражнение в счете, закрепление размера и величины, роста, развитие разговорной речи, цвета, формирование любви к животным, желания ухаживать за ними. Задание Посчитай сколько морских свинок в вольере (1, 2, 3, 4 )Сколько морских свинок один или много? (много) Сколько морских свинок черной(рыжей) окраски ?Каких больше морских свинок толстых или худых?Каких морских свинок больше(меньше) по размеру больших или маленьких?
На работе у мамы Цель: формирование умения правильно держать карандаш(ручку) , знакомство с ИКТ, закрепление счета , закрепление размера и величины, роста, выстраивание сериационного ряда, закрепление знание геометрических фигур , развитие разговорной речи, цвета. Задание Какие ручки (карандаши у мамы на рабочем столе по цвету, по форме по величине)?Сколько карандашей (ручек) один или много? (много) Каких карандашей (ручек)больше (меньше) по размеру ?Построй карандаши(ручки) по росту.Построй из карандашей(ручек) квадрат (треугольник, прямоугольник)
III этап- заключительный{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Продолжи-тельностьСодержание работы Выход этапаКонец месяца Оформление презентации по проектуПредставление презентации в группе для других родителей, а также в Интернет- ресурсахРабота воспитателя с родителями : - Показ математического материала родителям, - консультации и рекомендации по использования занимательных игр математического содержания с ребенком в условиях организации совместных игр в семье, - рекомендации собирать занимательный материал, - организовывать совместные с детьми игры, - создавать домашнюю игротеку. Анализ результатов проведенной работы посредством наблюдения за развитием математических способностей ребенка Планирование ее усовершенствования и продолжения в дальнейшем.Оформили и представили презентацию по заданной теме в группе для родителей в рамках «Круглого стола» и в Интернет- ресурсах, участие в конкурсе Работа совместно с воспитателем(рекомендации и консультации)
Опыт показывает, что наш ребенок испытывает небольшие затруднения в овладении количественными знаниями. Поэтому по нашему мнению включение в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи занимательных математических игр, задач, развлечений позволяет развить умственную деятельность, основанную на непосредственной заинтересованности нашего ребенка, Мы, родители, сами заинтересовались данной темой, получили новую и полезную информацию о формировании элементарных математических представлений у ребенка в условиях семьи посредством занимательных математических заданий, поэтому подкупили новые игры, тетради, литературу по математике и логике для детей +3 Проведение таких занятий с ребенком показало, что данный вопрос заслуживает всестороннего изучения, так как после проведенной работы у нашего ребенка возросла познавательная активность, любознательность, а также познавательная потребность и побуждаемая ею познавательная деятельность. Применение занимательной математики в непринужденной форме в условиях семьи закрепляет математические представления у ребенка путем использования занимательного математического материала в игровой деятельности на прогулке, во время дороги в ДОУ и домой, в поездках, на кухне позволяет формировать элементарные математические представления у детей Результат проекта Проект актуален: • Знакомит детей с занимательной математикой; Формирует элементарные математические представления у ребенка в условиях семьи посредством занимательных математических заданий; • Даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания в быту . Заключение (Вывод)
В ходе реализации проекта формируются ключевые компетентностиТехнологическаяИнформационнаяСоциально-коммуникативная- Умение планировать этапы своей деятельности.- Умение довести начатое дело до конца.- Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение ориентироваться в информационных источниках.- Умение делать выводы из полученной информации.- Умение задавать вопросы по данной теме. - Умение получать необходимую информацию в общении.- Умение принимать участие в коллективных делах.- Умение взаимодействовать по системе ребёнок – взрослых
При отборе программного материала родителям следует:Советоваться с воспитателем по вопросу формирования элементарных математических представлений у детей и подборе обучающего материалаУчитывать какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно. Принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».Обращайте внимание детей на форму, различных предметов в окружающем мире, их количество. Рекомендации другим родителям нашей группы В непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.
В перспективе работы детского сада:Участие нашего ребенка в викторинах, конкурсах по ФЭМП, представление презентации другим родителям нашей группы В Интернет-ресурсах представить Проект сайте нашего воспитателе и на сайте нашей группы :http://www.maaam.ru/users/trishahttp://www.maam.ru/maps/detskie-sady/grupa-pochemuchki-2-mladschaja-grupa-b-municipalnogo-byudzhetnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdenija-detskogo-sada-49-4-korpus.htmlВ качестве перспективы нашей дальнейшей работы мы видим создание соответствующего предметно-познавательного пространства направленного на формирование элементарных математических представлений у ребенка в условиях семьи Дальнейшее развитие проекта
Список литературы: 1. Данилова В.В.; Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду - М., 1997.2. Ерофеева Т.И. и др., Математика для дошкольников. - М., 1994 1. Метлина Л. С «Математика в детском саду» - М, 19993. Михайлова З. А. «Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности» - Дошкольное воспитание 2002 №8 4 Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.– М.: Просвещение, 1988. 5.Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996 6.Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М.,1992.7.Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. – М.: Аркти, 2008. 8.Стожарова М.Ю. Математика – учимся играя. – Ростов н/ Д: Феникс, 2008. 9.Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. - М., 1980.10.Тихомирова Л.Ф. Развивающие игры, задания, упражнения. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. с. Столяр А.А. «Давайте поиграем»11.Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. - М., 200012.Фидлер М. Математика уже в детском саду. - М., 1981.
Успехов Вам и Вашим детям!Спасибо за внимание !