Презентация для учителей истории Пути повышения качества знаний на уроках истории
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА БОБРОВИЧ И.М.., МАОУ «ГИМНАЗИЯ № 1 ГОРОДА БЕЛОГОРСК» Пути повышения качества знаний учащихся на уроках истории. Безделье на уроке больше утомляет учащихся, чем активная деятельность… К.Д.Ушинский Повышение качества образования – одна из основных задач, российского образования Условия достижения «нового современного качества образования»:* введение в действие государственных образовательных стандартов и вариативного базисного учебного плана;* оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся;* обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;* использование нравственного потенциала искусства как средства духовного развития личности;* введение профильного обучения в старшей школе;* усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся;* развитие дистанционного образования;* государственная поддержка школ для одаренных детей;* создание эффективной государственно-общественной системы экспертизы и контроля качества учебной литературы;* создание государственной системы оценки качества образования. Хорошее качество образования - это... Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:* с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ; * с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни; * с глубокими прочными знаниями по всем предметам. Хорошее качество образования - это... Для родителей: * с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей; * со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов; * с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом. Хорошее качество образования - это... Для учителей: * с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно (морально); * с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать; * со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство; * с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает как их достичь и чувствует душевный комфорт. Форма обучения – это способ организации учебного процесса. Форма обучения отражает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством учащихся, временем и местом обучения, порядком его осуществления. Форма урока – понятие, отражающее основной способ подачи материала, метод. Все формы урока делятся:на традиционные и нетрадиционные. Тип урока – понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов. -урок-лекция; урок-семинар; урок-зачет; урок-исследование; лабораторно-практический; урок анализа письменных работ; урок-аукцион знаний; урок интегрированный; урок диспут; урок развития творчества (опора на сравнительный анализ, формирование технологии учебной деятельности); урок защиты рефератов; урок-конференция; урок-панорама; урок смотра знаний; урок систематизации знаний и умений; урок-экскурсия; урок дидактической игры (ролевой, деловой); теле-аудиоурок; урок-практикум; урок-консультация; урок-презентация и др Приступая к планированию урока, учителю необходимо изучить и учесть:своеобразие темы, степень ее изученности;место и роль данной темы в курсе, воспитании гражданских качеств учащихся;уровень способностей учащихся данного класса, их познавательную активность;отбор учебного материала;соотнести с "минимаксом" (необходимые и достаточные знания и умения);постановка цели и задач урока;соотношение самостоятельной и коллективно-распределительной работы на уроке, ее формы;связь с предыдущим материалом;форму и тип урока;оптимальный набор приемов и методов. Технология – это совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности. Наиболее существенными элементами модульной технологии можно обозначить:блочное (модульное) построение учебного материала;мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством учителя по усвоению знаний и умений;организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоения учебного материала на основе рефлексии ученика и учителя. Модульная технология по сравнению с традиционной формой обучения, применяющейся в старшей школе, имеет ряд преимуществ:гибкость (подвижность элементов структуры проблемного модуля, возможность дифференцирования и индивидуализции, интеграции содержания обучения; технологическая динамичность и взаимозаменяемость приемов и методов обучения, системы контроля и оценивания достижений учащихся; возможность учебной деятельности с учетом особенностей учебного материала и специфики конкретного коллектива учащихся). Прозрачность и динамичность структуры, этапов технологи при сохранении преемственности этапов технологии, ее целостности.Простота концептуальная и Организационная для учащихся и учителя истории. Позволяет достигать реальных результатов в решении заданий учителя, переносе оперативных знаний, формировании компетентности. Систематическая (от занятия к занятию, от темы к теме)самостоятельная деятельность при обучении истории, дифференцированная в парах, группах, индивидуально. Специально разработанные вопросы и задания проблемного, развивающего, логического характера развивают у учащихся потребностьв систематической подготовке домашнего задания, изучения дополнительной литературы, что в конечном итоге формирует у них такие нравственные качества как ответственность, целеустремленность. Итогом этой целенаправленной работы является общее развитие школьников. Новым в сравнении с традиционной системой обучения является организация на урокахрефлексии с целью выявления и оценивания собственных успехов и неудач.Вовлечение в процессе осуществлениятехнологии компетентных помощников учителя в роли консультантов и экспертов, качественно повысит уровень подготовки учащихся, их рефлексии, мотивации обучения истории. Модульная (блочная) организация подачи материала:- лекция (урок изучения нового материала),-семинар, исследование, лабораторная работа (уроки совершенствования знаний, умений, навыков),- коллоквиум, зачет (контрольные уроки, уроки учета и оценки знаний и умений).Существенные элементы модульной технологии:- блочное (модульное) построение учебного материала;- мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;- преобладание самостоятельной работы учащихся над документами на уроках истории;- организация самоконтроля и внешнего контроля учебной деятельности на основе рефлексии ученика и учителя. * Не загружайте ученика домашними заданиями, и так есть о чем думать.* Создать хорошую атмосферу на уроке. Интересно строить план урока.* В первую очередь заинтересовать любого ученика.* Не кричать, не отвлекаться на поведение.* Понять ученика. Индивидуальная работа.* Проверять только то, чему научила, а не о чем догадались, додумались.* Подходить к своей работе с оптимистической точки зрения.* Поговорить с учеником. Позвонить родителям.* Проводить дополнительные консультации.* Не обращать внимания на форму, а лучше объяснять материал.* После объяснения должна быть самостоятельная работа для закрепления знаний, а не для оценки.* Если ученик не понял – объясняй индивидуально, он не виноват. Сама так объяснила.* Подробнее останавливаться на темах, которые будут в ЕГЭ.* Объяснять МНЕ МОИ ошибки, а не всего класса. КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ ДОЛЖЕН ПРЕДПРИНЯТЬ УЧИТЕЛЬ, ЧТОБЫ ТВОЕ КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ, СТАЛИ ЛУЧШЕ? От желания учителя или желания ученика в большей степени зависит качество знаний учащихся? Можно подвести коня к водопою, но нельзя заставить коня пить; от желания ученика зависит в основном зависит качество знаний учащихся, но если учитель не заинтересован в хорошем уровне знаний, а ученику не даны способности от природы, знаний не будет. «Все наши замыслы , все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.» В. А. Сухомлинский