Презентация для родительского собрания в 5 классе С гордостью и тревогой
С гордостью и тревогойПрофилактика дезадаптации обучающихся при переходе в среднее звено
классВедущий вид деятельностиОсновные потребности и «новообразования» возрастаВозможные негативные проявления5- учебная деятельность- творчество и развивающая, игровая деятельность- общественно-полезная деятельность- потребность присвоения взрослых образцов поведения- потребность самоутверждения- потребность в ситуации успеха в учебе- общественная активность- трудновоспитуемость- несамостоятельность- рост физической и вербальной агрессивности- снижение учебной мотивации- неорганизованность- расторможенность- конфликтность
Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взрослости.Определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, как в учебе, так и в отношениях с учителями.В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе. Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней — все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.
Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя. рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п. позитивная сторона такого рассогласования: школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни. определенная деиндивидуализация, обезличивание подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы — они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов. позитивная сторона: некоторое «обезличивание» подхода к школьнику — очень значимый момент для его развития, укрепления у него чувства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую позицию.
В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.
Спокойная обстановка и поддержка.Четкий режим.Искренняя заинтересованность делами и жизнью ребенка.Совместная с родителями деятельность (культурные традиции семьи).Не заставляйте ребенка выбирать между преданностью вам и уважением к учителю. В обоих случаях он проиграет.Постарайтесь обнаружить и исправить те ошибки в воспитании, которые вы допускали на предыдущих этапах.Обязательно сами делайте то, чего вы хотите добиться от своего сына (или дочки).