Овладение первоначальными сведениями об окружающем мире при поступлении ребёнка в школу.
Соколова И.А.
Овладение первоначальными сведениями об окружающем мире при поступлении ребёнка в школу.
Пособие для родителей, учителей начальной школы
г. Лянтор
Овладение первоначальными сведениями об окружающем мире при поступлении ребёнка в школу.
В жизни каждой семьи наступает однажды радостный момент: подросший малыш, отправляется первый раз в первый класс. И конечно же, перед Вами встаёт вопрос: как подготовить ребёнка к школе.
У детей в 6-7 летнем возрасте ярко выражена познавательная потребность. У многих она связана с бескорыстным интересом ко всему окружающему. Старайтесь всегда отвечать на вопросы, которые задаётребёнок.
Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что растёт на подоконнике? Что растёт на клумбе? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Как живут растения?Как живут животные? и другие.
Общение с родителями - огромная ценность для ребёнка. И если мы хотим, чтобы наши дети успешно учились в школе, мы должны развить у них познавательную потребность, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем.
Составную часть психологической готовности ребёнка к школьному обучению составляет интеллектуальная готовность. В это понятие входит как запас знаний и представлений ребёнка об окружающем, так и сформированность его мыслительных навыков. Однако главное - это, пожалуй, то, как ребёнок ориентирован в окружающем и как он осмысляет полученные им сведения.
К 6-7 годам школьник должен знать:
•год своего рождения
•свой домашний адрес;
•какой сад посещал;
•сколько ему лет;
• уметь различать по внешнему виду растения, нашей местности (например, ель, сосна, берёза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;
• уметь различать диких и домашних животных ( медведь, белка, корова, заяц, коза);
• уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, воробей, сорока);
• иметь представление о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая…);
• знать названия 1-3 комнатных растений;
• знать названия 12 месяцев года;
• знать названия всех дней недели.
• в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме;
• полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
• знать правила поведения в общественных местах и на улице.
Дошкольники должны ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать месяцы, дни недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, дифференцировать домашних и диких животных, т.е. они должны ориентироваться во времени,пространстве и ближайшем социальном окружении. Наблюдая природу, события окружающей их жизни, дети учатся находить пространственно - временные и причинно - следственные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников это происходит стихийно, из опыта.
Порой бывает, что сведений об окружающем у ребёнка как будто предостаточно, но они разрознены, поверхностны, не включены в общую картину. Они быстро забываются детьми. Поэтому будет нелишним обсудить с ребёнком просмотренный мультфильм, задать несколько вопросов по прочитанной сказке, рассказу, чтобы узнать, как ребёнок понял произведение, как он понял определённое явление природы, поступки животных, людей, сказочных персонажей. Также поговорите с ребёнком о том, для чего необходимо знание своего адреса. В каких случаях и кому его можно называть, а когда и кому нельзя.
Игра - это главное направление на развитие ребёнка. Регулярно и радостно играйте со своим малышом в развивающие игры, вы сможете незаметно и постепенно подготовить ребёнка к школе.
Игра «Круглый год». Задаются вопросы к картинкам:
- Назови времена года на каждой картинке?
- Почему ты думаешь, что на первой картинке нарисовано лето?
- Расположите картинки по порядку;
-Составь рассказ по картинкам;
-Рассмотри картинки справа, назови времена года, скажи,
22225412750при каком времени происходят эти приметы.
Игра «Назови одним словом».
- Что нарисовано на картинках?
-Назови каждого животного и его детёнышей?
2931160819785Игра « Отгадай овощи и фрукты». Дошкольник смотрит на картинки. Разложи при помощи стрелок овощи и фрукты. Когда ребёнок окончательно усвоит правила игры, задание можно усложнить.
Игра « Свой домик». Подбери каждому животному свой домик.
Игра « В чём отличия?» Эта игра поможет научить ребёнка сравнивать предметы между собой, искать и находить черты сходства и различия.
Какой транспорт летает по воздуху, какой ездит по земле, а какой плавает по воде?
Игра «Отгадай». Назови предметы.
- Какие предметы нужны для занятия спортом, музыкой, рисованием. Эта игра развивает внимание, сообразительность, устную речь.
Игра « Подумай, найди и покажи».
Найди каждому дереву его листик.
Покажи на рисунке овощи, фрукты, ягоды, насекомых, цветы.
Игра « Юный зоолог» Перед началом игры нужно объяснить ребёнку, кто такой зоолог-человек, изучающий животный мир. Зоолог загадает загадки, а вы отгадайте и найдите отгадки.
Игра « Что лишнее?» Предложите ребёнку несколько предметов, и пусть отыщет лишний. Попросите объяснить, чем отличается от других выбранный предмет.
Наряду с игрой, почётное место к подготовке ребёнка к школе занимает рисование, лепка, аппликация, конструирование. В этих занятиях развиваются детские представления о мире, о том, как устроены предметы,животные, люди.Рисуя, строя, создавая пластилиновых чудищ, ребёнок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, выражает своё эмоциональное состояние. Эти виды занятий - самая лучшая подготовка ребёнка к школе, именно здесь воспитывается воля, упорство,целенапрвленность, деятельность ребёнка.Ведь возраст 6 -7 лет- возраст развития сюжетно - ролевых индивидуальных и коллективных игр, и поступления в школу не уменьшит потребности ребёнка в играх.
Не стоит забывать, что школа- это не только обучение, это ещё и пребывание в ней. Уметь одеваться и раздеваться в школьной раздевалке, не теряя шарфы и варежки, учитывая пуговицы и шнурки; переодеваться на уроках физкультуры; знать назначение носового платка, пользоваться общественным туалетом; завтракать и убирать за собой посуду в школьной столовой; сложить портфель, быстро достать из портфеля необходимое; вовремя ложиться спать и без усилий вставать и т.д.
Эта категория умений и навыков на первых порах пребывания в школе представляется гораздо более значимой, чем то, о чём уже было сказано. И этому не обучают на специальных занятиях- только в семье. Если такие навыки не сформированы, то начало школьной жизни ребёнка будет очень непростым.
Желаем успеха Вам и Вашему малышу!