Требования к развитию устной речи при поступлении ребёнка в школу


ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ РЕБЁНКА В ШКОЛУ
Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:
четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
выделять определенный звук в слове интонацией;
определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);
произносить слова по слогам с хлопками или притопами;
называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);
различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;
знать разницу между гласными и согласными звуками;
называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);
отвечать на вопросы и уметь их задавать;
составлять рассказ по картинке;
последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;
понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова;
сказать несколько предложений о заданном предмете;
составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;
заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
отгадывать загадки.
Цель программы занятий с логопедом:
Развивать речь детей;
Подготовить будущих первоклассников к успешному усвоению программы по обучению грамоте и письму.
Задачи обучения по направлениям программы подготовки к школе:
Обогащение словаря детей.
Побуждение детей интересоваться смыслом слова.
Совершенствование умения использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
Совершенствование умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отработка дикции: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.
Совершенствование фонематического слуха: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
Вырабатывание навыка осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.
Совершенствование умения у детей в согласовании слов в предложении.
Совершенствование умения образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Формирование элементарных представлений о предложениях, их структуре.
Упражнение в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
Обучение делению двусложных и трехсложных слов с открытыми слогами на части.
Обучение составлению слов из слогов (устно).
С уважением, учитель – логопед МОУ СОШ № 13 Мещерякова М.С.