Исследовательская работа по роману М.А.булгакова Белая гвардия
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №4»
муниципального образования городской округ Красноперекопск
Республики Крым
Отделение: языкознание и литературоведение
Секция: русская литература
Символика цвета в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия»
Работу выполнил:
Кубишина Алина Витальевна ученица 11 класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым
Научный руководитель:
Балабан Марина Геннадиевна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым
г. Красноперекопск – 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………с.4-7
РАЗДЕЛ 1.Цвет как символ…………..…………………………………с.8-9
РАЗДЕЛ 2.Цветовая символика портрета…………………………….с.10-11
РАЗДЕЛ 3.Цветовая символика костюмов………………………........с.11-12
Раздел 4. Цветовая символика предметов…………………………….с.13
Раздел 5. Цветовая символика пейзажа……………………………….с.14
Раздел 6.Социальная цветовая символика…………………………….с.15-16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..………с.17-18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..с.19
ТЕЗИСЫ
К работе «Символика цвета в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия».
Работу выполнил: Кубишина Алина Витальевна, обучающаяся 11-а класса
МБОУ «СОШ№4».
Научный руководитель: Балабан Марина Геннадиевна, учитель русского
языка и литературы МБОУ «СОШ№4».
Одним из понятий, обрастающим множеством значений в литературе 20 века, является символ цвета. Актуальность: вопросами влияния цвета на восприятие мира человека давно интересовались не только психологи, но литераторы и культурологи. Цель работы: исследовать природу и эстетическую функцию цвета в романе «Белая гвардия», показать его значение для воплощения авторской концепции мира и человека.
Задачи: 1.Осмыслить систему образов-символов, их цветовое значение и роль в образной структуре романа. 2.Определить эстетическую функцию цветовой символики портрета, костюма, предметов, пейзажа, социальный характер цвета. 3.Выявить особенности творческого метода Булгакова.
Предмет исследования: роман М.А. Булгакова «Белая гвардия».
Методы, используемые для достижения целей и задач: сбор и обработка материала, анализ методической и художественной литературы, сравнительный анализ. Результаты исследования: В ходе исследования мы выяснили, что символика цвета частично выступала в своем реальном значении. Цвет окрашивает предметы и явления и придает им дополнительный эстетический смысл. М.А.Булгаков через традиционно воспринимаемые цвета перебрасывает нас в свою эпоху, стремится четче обрисовать действительность в натуральных красках. Показывает свое отношение к изображаемому. Анализ символики в романе позволяет характеризовать творческий метод Булгакова.
ВВЕДЕНИЕ
М.А. Булгаков – выдающийся писатель XX века, имя которого известно во всем мире. Каждая его вещь - это, прежде всего, захватывающее чтение, обогащающее и облагораживающее. То тяжелое, что есть в его книгах, не давит, а просветляет душу. А.С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, Ф. М. Достоевский - писатели, у которых Михаил Булгаков учился любить высокое и благородное, ненавидеть пороки и зло. Эти великие учителя и помогли М. Булгакову создать в своих художественных произведениях «два мира» - мир добра и света, мир высоких нравственных традиций и мир теней, беспощадно разоблачаемый художником. Игорь Златоусский говорил: «Мы начали читать Булгакова с конца. Роман «Мастер и Маргарита» надвинулся на все, что написал Булгаков, как тень горы на закате надвигается на землю» Могу поспорить с автором данных строк. Я считаю, что первый роман «Белая гвардия» не менее известное и талантливое произведение. В творчестве писателя этот роман занимает важное место. В автобиографии Булгаков писал, что любит этот роман «больше всех своих вещей».
Художественный мир М.А.Булгакова фантастически богат, разнообразен, многослоен. Писатель создал ряд произведений во многих жанрах. Не выйдя в свет при жизни писателя, они за последние несколько десятилетий стали классикой русской литературы XX века. Все произведения М.А.Булгакова образуют собой систему, дают представление о булгаковской концепции мира и человека. Из этого разнообразного наследия наиболее важным для понимания художественного мира писателя является роман « Белая гвардия».
«Белая гвардия» сразу же своим появлением вызвала значительный интерес у читателей и литераторов. Максимилиан Волошин писал 25 марта 1925 г. Н.С.Ангарскому о «Белой гвардии»: «Эта вещь представилась мне очень крупной и оригинальной, как дебют начинающего писателя ее можно сравнить только с дебютами Достоевского и Толстого». Лурье: « В творчестве М.А.Булгакова его первый роман «Белая гвардия» занимает важное место». Сам Булгаков оценивал свой первый роман как лучшее, созданное им произведение. Современные литературоведы относятся к дебюту писателя по-разному. С одной стороны, как к роману, требующему глубокого изучения, поскольку это крупное произведение большого писателя, с другой стороны, имеет место явная недооценка «Белой гвардии». Константин Рудницкий рассматривает ранний роман Булгакова как произведение более стихийное, чем зрелые вещи писателя, как «пробу пера, таланта, изобразительных возможностей», не столько художественное решение , сколько заявку на решение».В отличии от него, Л.Яновская считает роман произведением продуманным и зрелым, результатом вдохновения, размышления и труда. Целый ряд публикаций посвящен непосредственно изучению романа «Белая гвардия». Это статьи Г.Н. Бахматовой «О поэтике символизма и реализма», Л.Свершковой « Мифология белого движения и «Белая гвардия» Булгакова», А.В.Зайцева « нравственные искания интеллигенции в раннем творчестве Михаила Булгакова». Заслуживает интерес одна из последних научных работ о Булгакове «Мотивная структура «Белой гвардии». В совокупности они дают многогранное представление о первом романе М.А.Булгакова. Наметился переход от изучения произведения на содержательном уровне к исследованию особенностей художественной формы. Но ни одна из изученных мною работ не посвящена рассмотрению символики в романе. А ведь «Белая гвардия» целиком построена на символических образах. Любая вещь в доме Турбиных символична, дом символичен, звезды - символы, крест- символ, рождественская елка, саардамский плотник, ноты Фауста, кремовые шторы в доме- все это имеет какое –либо символичное значение. Поэтому темой исследования данной работы является символика цвета. Именно этой символике, на мой взгляд, автор выделяет ведущую роль в произведении. « В жизненном пространстве цвет укоренен в городской культуре , выступает эстетическим эталоном , важным критерием качества в оценивании окружающей среды. Язык цвета мира сложен. Постоянное оперирование цветом, цветовые регламентации, следования канонам предполагают активное отношение человека к цвету, что тесно переплетается с восприимчивостью личности к цветовым воздействиям. Индивидуально- психологические качества, проявляющиеся во взаимодействии с внешним миром как устойчивые тенденции поведения, предпочтения отражаются на выборе предпочитаемого цвета. Применение цвета является давней традицией в искусстве, религии и других формах культуры. Цвет является важным фактором в структуре окружающего нас мира.»1.
Из всего сказанного выше становится ясно, что тема моей работы нова, недостаточно полно исследована. Поэтому цель работы будет заключаться в следующем: исследовать природу и эстетическую функцию цвета в романе «Белая гвардия», показать его значение для воплощения авторской концепции мира и человека.
Задачи:
1.Осмыслить систему образов-символов, их цветовое значение и роль в образной структуре романа.
2.Определить эстетическую функцию цветовой символики портрета, костюма, предметов, пейзажа, социальный характер цвета.
3.Выявить особенности творческого метода Булгакова.
4. Проследить, получила ли особая писательская манера Булгакова развитие в дальнейшем.
Предмет исследования: роман «Белая гвардия».
Методы, используемые для достижения целей и задач: сбор и обработка материала по данной теме, анализ методической и художественной литературы, сравнительный анализ.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что исследование цветовой символики позволяет упорядочить представление о структуре художественного мира М. Булгакова, а также выяснить мировоззренческие основы творчества этого писателя.
Практическая значимость данного исследования заключается в использовании материала на уроках литературы при анализе прозаических произведений 20 века.
Какие цвета самые красивые? Что различные цвета означают для людей и как влияют на их восприятие мира? Этими вопросами давно интересовались не только психологи, но литераторы и культурологи. Таким образом, мы видим, что тема актуальна и вызывает интерес и у современных исследователей творчества русских писателей 20 века. Многие из них сошлись на том, что разница между цветами определяется их символическим значением и обычно зависит от времени и места. И это действительно так.
Следует отметить, что цветовая символика в «Белой гвардии» многомерна, то есть охватывает целый ряд аспектов. В данной работе будет рассмотрена цветовая символика портрета, костюма предметов, пейзажа и символика цвета социального характера.
РАЗДЕЛ 1
Цвет как символ
Прежде чем перейти к анализу цветовой символики в романе, мы выясним, что же такое цвет? Цвет- это отражение психологического состояния души человека и передача его чувств. Это свойство тела вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого им излучения. «В жизненном пространстве цвет укоренен в городской культуре, выступает эстетическим эталоном, важным критерием качества в оценивании окружающей среды. Язык цвета широк и сложен. Постоянное оперирование цветом, следование канонам предполагают активное отношение человека к цвету, что тесно переплетается с восприимчивостью личности к цветовым воздействиям. Индивидуально- психологические качества, проявляющиеся во взаимодействии с внешним миром как устойчивые тенденции поведения отражаются на выборе предпочитаемого цвета. Применение цвета является древней традицией в искусстве, религии и других формах культуры. Цвет является важным фактором в структуре окружающего нас мира».
Основными цветами триады издавна считались белый, красный и черный. М.А.Булгаков активно использует цветовую символику в произведении, опираясь на закрепленные за каждым цветом еще с древности значения. Так, например, белый- самый светлый из всех цветов, он светоносен, и поэтому он не обозначает свет, а является им. Отсюда происходят белые одежды небесных богов и их земных наместников- царей, жрецов, вельмож. Этому цвету присуще также холодность, мертвенность. Со временем белый цвет стал обозначать радость и веселье, свободное пространство. Как верно заметил В.Быков, «белый цвет –цвет предвечного безмолвия». Символика белого цвета многообразна. Белый- цвет мечты и чистоты. В нем чувствуется живительное тепло Солнца и холодный блеск Луны. Он, как горный хрусталь, чист и прозрачен. Издавна считался символом скромности и целомудрия.
Красный- самый активный и энергичный, мужественный, страстный. Это цвет доблести, силы, мощи, храбрости. Его любят натуры смелые, волевые, властные. Еще издревле красный цвет считался оберегом от злых духов. Красное церковное вино- это кровь Христа.
Черный цвет, как и другие, содержит мифические смыслы. Он тождественен и физическому и душевному мраку. Является символом всего скрытого, тайного и неизвестного. Отсюда его причастность к магии. В культуре он появляется как носитель страдания, мести, безумия, гибели мира, хаоса.
Основу византийского цветового канона составляли пурпурный, белый, желтый (золотой), зеленый, синий и черный цвета. Древние греки, к примеру, не только пользовались красками, но и пытались дать им объяснение. Следовательно, в древности люди не только ощущали цвета, но и пытались разгадать их символическое значение.
Создавая роман, Булгаков осознавал, что живет в эпоху огромного исторического поворота, чувствовал себя свидетелем эпохи, осознавал свою ответственность перед эпохой. В романе действующими являются три исторические силы: большевики-красные, офицеры царской армии-белые, петлюровцы - синие. Три символа, три цвета.
РАЗДЕЛ 2
Цветовая символика портрета
В романе «Белая гвардия» при описании внешности персонажей мы замечаем, что автор использует цветовую символику, акцентируя внимание на глазах, волосах, цвете лица героев. Еще с древности глазам и волосам приписывалась особая магическая сила. Цветовую символику портрета можно назвать вспомогательным средством психологической характеристики персонажей. Вот как с помощью красок автор описывает героев романа: « Николкины голубые глаза, посаженные по бокам длинного птичьего носа», « «Черные глаза Студзинского..», «Шея его и щеки побурели и глаза загорелись…», «Из офицерской группы выделялся штабс-капитан Студзинский, как-то иссиня -бледноватый..»[1].
«Рыжая борода и маленькие глазки, из которых сочится ненависть», «Желто-рыжий дворник». Описывая этого неприятного дворника, Булгаков указывает на рыжий цвет волос. Этот яркий цвет несет экстравагантную, вызывающую оценку, выделяет его из толпы бунтующих в городе лиц. Этот цвет автор использовал для описания негативного персонажа. Но писатель неоднократно указывает на рыжий цвет волос Елены Тальберг. Булгаков называет героиню прекрасной. В данном случае цвет волос Елены свидетельствует о светлости ее души, о чистоте помыслов и намерений.
В описании лиц М.А.Булгаков использует красочные как основные, так и промежуточные цвета. Основные: красный, желтый, зеленый, синий…Промежуточные: серый(может быть черным и белым), оранжевый (между желтым и красным) и др. К примеру: «Когда болел Турбин, то обыватели дома казались серыми…»[2]. «Отец Александр блестел и искрился у золотеньких огней, и дьякон, лиловый лицом и шеей…»[3].
Нужно отметить, что автор романа делает небольшой акцент на цветовой символике портрета. Его портреты не описательные, а преимущественно психологического типа.
Рассмотрев цветовую символику портрета на различных примерах, мы убеждаемся в том, что с помощью цвета акцентируется внимание на внутреннем мире персонажей, их духовном состоянии, подчеркивается отношение автора ко времени, эпохе. Традиционная цветовая символика в романе приобретает индивидуальную авторскую окраску.
РАЗДЕЛ 3
Цветовая символика костюма
Описывая одежду героев романа, М.А.Булгаков наиболее тяготеет к следующим цветам : серый, черный, синий, зеленый, малиновый, рыжий, золотой ( лишь на погонах). Остановимся подробнее на этих цветах, учитывая многозначную символику.
Особое значение автор придает серому цвету( вся одежда офицеров Белой гвардии, немцев и большевиков была серой). Этот цвет, можно сказать, становится доминантным во всем романе и усиливается, тем самым, его символическая значимость. Простонародные персонажи так часто лишены внешности и наделяются эпитетом «серый». Алексею Турбину является образ серого «ангела». Это и есть символ эпохи грядущей.
«Немцы пришли в город «серыми» шеренгами, а на головах у них были рыжие металлические тазы».[1]. Серый- один из промежуточных цветов и по своей семантике он ближе к черному. Он символизирует мрак ,зло ( отсюда и появился серый цвет военной шинели).
Помимо серого автор использует и другие цвета: красные лампасы на штанах- символ кровавого боя. Красный цвет в одежде - символ воинственности, связи с богом войны. Булгаков использует вариант красного цвета-«кровавый», добавляя к символике этого цвета значение агрессивности , мщения, вражды. Именно «красными» называли себя большевики, основываясь на первородном смысле этого цвета- кровь.
Создавая роман, Булгаков осознавал, что живет в эпоху огромного исторического поворота, чувствовал себя свидетелем эпохи, осознавал свою ответственность перед эпохой. В романе действующими являются три исторические силы: большевики-красные, офицеры царской армии-белые, петлюровцы - синие. Три символа, три цвета.
«…Были эти люди одеты в передних шеренгах в синие одинаковые жупаны…»[2]. В городе столкнулись три силы: офицеры царской армии, большевики и петлюровцы.
Именно в данном случае можно говорить о многомерности синего цвета. Психологи трактуют символику синего цвета так: синий- значит холодный, безмятежный. В древности это цвет неба, мудрости. Его связывают с чистотой помыслов и духовной возвышенностью человека. Этот цвет предпочитают скромные, меланхолические натуры. С синим издавна связывали представление о красоте и величии неба. Именно величие двигало Петлюрой завоевать Украину. А чтобы это свершилось, то сначала нужно завоевать Киев. С уверенностью можно сказать о синей холодности и безжалостности петлюровского войска: « Прошли Белый гай, развернулась завеса тумана, и по всем дорогам зачернело, зашевелилось, захрустело. У гая на крещении дорог пропустили вперед себя тысячи с полторы людей в рядах пехоты. Были эти люди одеты в передних шеренгах в синие одинаковые жупаны…»[1].
Булгаков изменил закрепленное издревле значение синего цвета под влиянием времени и обстоятельств. Символика цвета приобретает вторичные, более современные оттенки: холодность, величие, безжалостность, ревность. У Булгакова синий цвет- цвет времени.
Не присутствует белый цвет в одежде героев, и это, вероятно, связано со временем, с мрачностью 1918 года. Белые одежды не вписыаются в контекст романа, но все же это не мешает им символизировать чистоту, целомудрие, простоту , победу духа. Таким образом, мы понимаем, какое значение автор произведения вкладывает в название романа. Белая гвардия(армия) для М. А. Булгакова- это символ веры, победы и всепрощающей любви.
В романе «Белая гвардия» цветовая символика костюма, в большинстве случаев, выступает как свойство вещи вызывать определенные зрительные ощущения, которые носят описательный характер и отображают дух времени. Благодаря цветовой символике костюма мы понимаем авторское отношение к той или иной воинствующей стороне.
.
РАЗДЕЛ 4
Цветовая символика предметов
В «Белой гвардии» вещи в доме Турбиных – не материальная ценность, а внешние приметы их старой жизни, столько лет казавшейся устойчивой, осмысленной и важной. Как правило, за этими бытовыми предметами закреплены какие-то символические значения: кремовые шторы на окнах-символ границы между нашим миром и иномирием. Приглушенный цвет штор свидетельствует о спокойствии и тишине по эту сторону мира. Говорит о теплоте и уюте турбинского дома. Да, впрочем, все вещи в доме окрашены в приятные тона. К примеру: « Скатерть, несмотря на пушки и на все это томление, тревогу и чепуху, бела и крахмальна». Это говорит о противостоянии этого семейного очага всем невзгодам и трудностям. На улице зима, снег, война, а в вазе голубые гортензии и две мрачные знойные розы. На столе горит зеленая лампа. Зеленый цвет означает возрождение, единство идей, земную жизнь. Поэтому зеленая лампа в доме Турбиных очень символична.
Также при описании предметов быта автор использует синий цвет. Это сервиз, кресло, огонь.
Цветами основной триады Булгаков ярко изображает библиотеку. Обладателям дома на Андреевском спуске очень дороги эти книги, которые являются символом времени и пространства. «Зелеными, красными, тесненными золотом и желтыми обложками и черными папками со всех четырех стен на Лариосика глядели книги»[1].
Предметный мир дома Турбиных в романе «Белая гвардия» разнообразен, красочен и богат, что свидетельствует о богатом внутреннем мире его обитателей.
РАЗДЕЛ 5
Цветовая символика пейзажа
Анализ цветовой символики романа был бы не полон без рассмотрения символики пейзажа, который, к сожалению, не слишком отличается богатством красок. В данном разделе мы остановимся на зарисовках звезд и описаниях времен года. Затронем описания города .
Приведем примеры художественного мастерства автора в изображении звезд: « Играла Венера красноватая, а от голубой луны фонаря временами поблескивала на груди человека ответная звезда». « Играли звезды, сжимаясь и расширяясь, и особенно высоко в небе была звезда красная и пятиконечная- Марс»[1].
О небесных светилах Булгаковым не было сказано больше ни слова. Он не так пристально акцентировал свое внимание на них, как на временах года. Вот описание: «Наступил белый, мохнатый декабрь. О, елочный дед наш , сверкающий снегом и счастьем!». »[2]. О весенней поре Булгаков говорит еще более прекрасно: « Однажды, в мае месяце, когда Город проснулся сияющей, как жемчужина в бирюзе, и солнце выкатилось освещать царство гетьмана…»[3]. «Так-то вот незаметно, как всегда, подкралась осень. За наливным золотистым августом пришел светлый и пыльный сентябрь…»[4].
Пейзаж М.А.Булгаков описывает с помощью эпитетов, отражающих лишь оттенки цветовой гаммы природы. События в произведении происходят в одном и том же временном поясе, и поэтому белый цвет снега мы встречаем на страницах всего романа. Снег во всем сопутствует героям. Но в символике белого цвета в противовес основному значению отслеживается и его негативный характер. Белый цвет немного настораживает, как бы предупреждает об опасности: « От силы начали чернеть белые тучи к Городу…»[5].
РАЗДЕЛ 6
Социальная цветовая символика
Как известно, первоначальное название «Белой гвардии»- «Белый крест». Крест символизирует высокую обреченность, святое мученичество, распятие. А белый цвет- самый светлый из всех цветов, цвет искупления человеческих грехов. «В романе белое сражается не с красным , а с «жовтоблакитным», противостоят друг другу не буржуи и пролетариат, не помащики и крестьяне- противостоят великодержавность –сепаратизму, метрополия- колонии, Россия- Украине, Москва- Киеву. А для московских большевиков не было и нет угрозы более смертельной, чем украинский национализм. Роман называется не «Белая Армия», -как принято именовать регулярные части , сражавшиеся с большевистской властью. А называется роман «Белая гвардия», ибо гвардия –это Империя. Вот и выходит, что петлюровщина- не что иное, как бунт давно покоренного варварского племени, нашествие варваров на Рим, война мировой деревни против мирового города»[1].
Да и выглядят петлюровцы как варвары: «черные в длинных халатах, на головах тазы, в правой руке- пика. Полной противоположностью являются благородные и благозвучные имена Турбина, Мышлаевского фамилиям петлюровского полковника Болботуна и Симона Петлюры.
Во всем романе переплетаются белый, красный и синий цвета. Еще в древности Русь разделяли по цветам. Так и Булгаков в «Белой гвардии» говорит о трех разделенных частях: белой России- офицерах, красной России- большевиках, синей- петлюровцах. Россия белая, по Булгакову, чистая, благородная, патриотическая, отраженная в героях романа: докторе А.Турбине, поручике Мышлаевском, генерале Най- Турсе, фахтмистре Жилине. Россия красная- Россия, зараженная большевизмом. В символике синего цвета прослеживается стремление навязать «свой национализм». Синим цветом всегда в каких- либо военных операциях на картах обозначали войска захватчиков или противников. В данном исследуемом аспекте мы подчеркиваем негативный характер синего цвета.
Роман заканчивается на тоскливой ноте, но все же Булгаков не оставляет своего читателя без надежды на лучшее. Этому свидетельствует белый крест Владимира, превращенный в сияющий меч Михаила. Меч не страшен, ибо « все пройдет, а звезды останутся»[1].Владимирский белый крест , который, по всей видимости, и дал название роману, - взывает не столько к образу предельных мук, страданий, унижений, сколько призывает крестом и мечом возвратить утерянный турбинский рай, растоптанный «красным» и « синим» каблуком. Поэтому в финале и превращается крест Владимира в угрожающий острый меч.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подходя к завершению нашего исследования, сделаем некоторые выводы, подведем общий итог.
Символика цвета является одной из составляющих образной системы романа. Булгаков в «Белой гвардии» использовал цветовую символику, которая служила для описания внешности героев, предметов быта, элементов одежды, окружающей среды. В ходе исследования мы выяснили, что символика цвета частично выступала в своем реальном значении. М.А.Булгаков опирался на культурный пласт, накопленный тысячелетиями, то есть на закрепленные еще с древности за каждым цветом значения. Однако память культуры не исключает индивидуально авторского варьирования ( отхода от традиционного толкования символики цвета), что и было подтверждено в некоторых случаях примерами из текста романа.
В работе было проанализировано несколько аспектов цветовой символики, что подчеркивает ее многомерность.
Цвет служит либо для обозначения различий между предметами, явлениями, людьми, либо для обозначения противоборствующих сил. Цвет окрашивает предметы и явления и придает им дополнительный эстетический смысл. С белым ассоциировалось что-то светлое, радостное, чистое, свободное, прекрасное. С красным, синим, серым возникали ассоциации обратного порядка.
М.А.Булгаков через традиционно воспринимаемые цвета перебрасывает нас в свою эпоху, стремится четче обрисовать действительность в натуральных красках. Показывает свое отношение к изображаемому.
Анализ символики в романе позволяет характеризовать творческий метод Булгакова.
Кризис критического реализма, создаваемого множеством усилий русских литераторов, подталкивает писателя обратиться к одному из модернистских течений- символизму. Он по-прежнему остался верен традициям золотого века русской литературы, но новые идеи, новые качества проникли в его произведение. « Белая гвардия» стала первым романом, в котором автор обращается к символике. Эта манера получила развитие в дальнейшем творчестве писателя. Однако в поздних произведениях символы приобретают совсем иное значение.
К примеру, в романе «Мастер и Маргарита» портретная цветовая символика
приобретает фантастический, даже демонический характер. Глаза Азазеллоразного цвета- это свидетельство о принадлежности к потустороннему миру. Но в «Белой гвардии» тот факт, что у Мышлаевского разные глаза, воспринимается нами нормально.
В данной работе была исследована природа и эстетическая функция цветовых образов романа «Белая гвардия». Мы выяснили, какое значение имеют эти символы для воплощения авторской концепции мира и человека. Работа состоит из 6 разделов, посвященных различным аспектам цветовой символики произведения.
Нами выполнены задачи, которые необходимо было решить для достижения этой научной цели.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Булгаков М.А.Собрание сочинений в 5 т./М.А.Булгаков.-М.,1989.-Т.1.-с.108.
2. Булгаков М.А.Собрание сочинений в 5 т./М.А.Булгаков.-М.,1989.-Т.1.-с.18.
3. Булгаков М.А.Собрание сочинений в 5 т./М.А.Булгаков.-М.,1989.-Т.1.-с.26
4..Булгаков М.А.Собрание сочинений в 5 т./М.А.Булгаков.-М.,1989.-Т.1.-с.44.
5. 1.Булгаков М.А.Собрание сочинений в 5 т./М.А.Булгаков.-М.,1989.-Т.1.-с.241-242.
6.Булгаков М.А.Собрание сочинений в 5 т./М.А.Булгаков.-М.,1989.-Т.1.-с.241-242.
7.Булгаков М.А.Собрание сочинений в 5 т./М.А.Булгаков.-М.,1989.-Т.1.-с.184.
8.Булгаков М.А.Собрание сочинений в 5 т./М.А.Булгаков.-М.,1989.-Т.1.-с.29
9.Булгаков М.А.Собрание сочинений в 5 т./М.А.Булгаков.-М.,1989.-Т.1.-с.66
10.Булгаков М.А.Собрание сочинений в 5 т./М.А.Булгаков.-М.,1989.-Т.1.-с.76
11.Булгаков М.А.Собрание сочинений в 5 т./М.А.Булгаков.-М.,1989.-Т.1.-с73.
12.Кузьмичев И.К. Лада или Повесть о том, как родилась идея прекрасного и откуда русская красота стала есть.-М.,1990, -стр.21.